Цели урока:
Образовательная:
- создавать условия для решения задач на нахождение ответов на вопросы,
- получать ответ с помощью моделирования ситуаций, определять элементы задачи,
- самостоятельно создавать способы решения проблем учебной задачи.
Развивающая: создавать условия для развития творческой деятельности, математической речи и мыслительных операций: обобщение, анализ, сравнение.
Воспитательная: создавать условия для воспитания трудолюбия, самостоятельности, способности к познанию.
Оборудование:
- карточки: условие, вопрос, решение, ответ;
- цветные фишки, линейка, рисунки с задачами;
- карточки со схемами.
Ход урока
I. Организация класса
«Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю всем удачи -
За работу, в добрый час!»
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет
1. Думай, считай, отгадывай.
- Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? (4 часа)
- Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (2)
- Сидят три белки на ветках, против каждой белки две белки. Сколько их всего? (3)
2. Прочитайте слоги в порядке их номеров и отгадайте загадку. (Облака)
III. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы будем решать задачи.
- Решите задачу в стихах:
У Сашки в кармашке конфеты в бумажке.
Он дал по конфете Свете и Пете,
Ирине, Галине, Марине и Нине,
И сам съел конфету. А больше и нету.
- Сколько было конфет? (Семь)
IV. Изучение нового материала
1. Давайте вспомним, что мы знаем о задаче? (В задаче есть условие и вопрос)
Послушайте внимательно и скажите, задачу ли вы услышали? И почему?
- На ветке было 7 слив, 2 сливы сорвали. (Первый текст не является задачей, так как нет вопроса)
- Сколько стоят 2 батона? (Второй текст не является задачей, так как нет условия)
- На лугу паслись 5 черных гусей и 4 белых. Сколько всего было гусей? (Третий текст является задачей, так как есть условие и вопрос)
Составьте схему и запишите решение в тетрадь. (5+4=9)
- На ветке сидели 4 синицы. 1 синица улетела. Сколько синиц улетело? (Этот текст не является задачей. В нем есть условие и вопрос, но в вопросе содержится ошибка: число улетевших синиц. Ведь количество улетевших синиц известно, значит надо изменить ошибочный вопрос.)
- Сколько синиц осталось на ветке? (В результате получилась задача)
Составьте схему и запишите решение в тетрадь. (4-1=3)
- В магазине продавались красные и зеленые машины. Сколько всего было машин? (В этом тексте не хватает данных. Надо дополнить задачу числами и решить её.)
Составление и решение задачи у доски.
2. Дополните тексты так, чтобы получились задачи. Решите их.
- В клетке было 3 птички. Вдруг…. (В клетке было 3 птички. Вдруг 1 птичка улетела .Сколько птичек осталось? Запишите решение в тетрадь. (3 – 1 = 2)
- Мама дала детям 6 конфет, а бабушка…. (Мама дала детям 6 конфет, а бабушка 2 конфеты. Сколько всего конфет получили дети? Запишите решение в тетрадь. (6 + 2 = 8)
3. Определите, кто правильно составил задачу?
- Ира. Сколько цветов в вазе? (Есть только вопрос)
- Света. У Зины 3 куклы, а у Тамары 1 кукла. (Есть только условие)
- Дима. У Маши 10 карандашей, а у Наташи на 3 карандаша больше. Сколько карандашей у Наташи? (Правильно составил задачу Дима, так как в ней есть и условие, и вопрос)
Что значит выражение «больше на 3»? (столько же и ещё 3)
Решите задачу и запишите в тетрадь. (10+3=13)
4. Подумайте, кто правильно решил задачу?
- В магазине было 8 мячей, а обручей на 2 меньше. Сколько было обручей?
- Лена. 8 - 2 = 5 (Ошибка в вычислении)
- Игорь. 8 + 2 = 10 (Неправильный выбор действия)
- Петя. 8 – 2 = 6 (Правильно решил задачу Петя)
Что значит выражение «меньше на 2»? (столько же, но без 2)
Проверьте вычисления, используя моделирование на цветных фишках или выполни «шаги» по шкале линейки.
Физминутка.
Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз - согнуться, разогнуться.
Два - нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
V. Включение в систему знаний и повторений
5. Работа в парах.
Каждая пара учащихся получает карточку с заданием. Подбери нужную схему к задаче.
- Во дворе гуляли 5 кур, 3 гуся и 1 петух. Сколько всего птиц гуляли во дворе?
Какую схему выбрали? Почему?
Запишите решение задачи.
Проводится фронтальная проверка.
6. Работа в группах.
Теперь вам предлагаю поработать в группах.
У каждой группы на столе рисунок. По этому рисунку необходимо составить задачу. А затем решить её.
Проверка и оценка групповой работы.
Представитель из каждой группы выходит к доске и зачитывает текст задачи к данному рисунку, а затем записывает решение.
7. А сейчас давайте решим задачи-ловушки.
- В парке 8 скамеек.3 покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (8)
- На березе росло 6 слив. 4 сливы упали. Сколько слив осталось на березе? (Сливы на берёзе не растут.)
- Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (по 5 км)
- На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел один стакан и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (3)
VI. Итог урока
- Какую учебную задачу мы поставили в начале урока?
- Мы справились с ней?
- Назовите основные элементы задачи.
- Какое задание понравилось больше всего?
- Продолжите высказывания:
- У меня получилось…
- Сегодня на уроке я смог…
- Я научился…
VII. Домашнее задание.
- Составить и решить задачи по карточкам.