Валеология в контексте ФГОС в ДОУ. Программа «Расти здоровым, малыш!»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ФГОС, валеология


Как показывает практика работы дошкольных образовательных учреждений, в настоящие время наблюдается высокий уровень хронических заболеваний нарушения осанки, а также простудных респираторных заболеваний. В статье представлена программа «Расти здоровым, малыш!», которая поможет педагогам сохранять и укреплять здоровье детей дошкольного возраста.

«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.»
Н.М.Амосов

 

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового поколения. За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов:

- Дискомфортные условия проживания человека в разных регионах. Быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность и загазованность воздуха.

- Ухудшение экологической обстановки, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, возрастающее светомерцание, электронно-лучевое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая музыка).

- Значительное ограничение двигательной активности.

- Социальная напряженность в обществе.

Анализ заболеваемости детей нашего ДОУ показал достаточно высокий уровень хронических заболеваний нарушения осанки, а так же простудных респираторных заболеваний. Все это вызвало потребность углубленно заняться оздоровлением детей. Проанализировав современные программы и концепции, реализующие идеи сохранения здоровья ребенка, мы пришли к выводу, что все они имеют несомненные достоинства, богаты оригинальными идеями построения педагогической работы, однако не охватывают в полной мере все стороны жизнедеятельности ребенка в детском саду.

Актуальность проблемы оздоровления детей так же подтверждают следующие статистические данные на 2012- 2013 год:

- Физиологически зрелыми рождаются не более 38% детей.

- 25 — 35% детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

-  80 — 85% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны.

- Только 10 — 15% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

-  20% взрослого населения страны хронически больны, а 90% – находятся в «третьем состоянии».

Поэтому и возникла потребность в разработке программы оздоровительной направленности. Для выработки грамотного, эффективного плана действий была составлена программа «Расти здоровым, малыш!», которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, с учетом перспективы.

Данная программа разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ:

- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала);

- научно-методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);

- конкурентное преимущество ДОУ по физкультурно-оздоровительной работе;

  • материально-техническое обеспечение (помещение, оборудование);
  • финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);
  • комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья и т.д.);
  • анализ результатов физической подготовленности детей дошкольного возраста;
  • характеристика физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровье сберегающих технологий).

Цель: Наша программа ориентирована на решение одной общей проблемы сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Объединить усилия сотрудников ДОУ и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.
  • Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровье сберегающих технологий.
  • Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья детей с учетом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.

Основные принципы:

  • Научности (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий, методик).
  • Доступности (использование здоровье сберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).
  • Активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников).
  • Сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью).
  • Единства мониторинга и коррекции (правильная интерпретация
    результатов медицинского, педагогического, психофизиологического мониторинга; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных).
  • Систематичности (реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю).
  • Целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогическое воздействий четко определенной цели).
  • Оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).

Ожидаемые результаты;

  • Снижение уровня заболеваемости детей.
  • Овладение детьми навыками самооздоровления, здорового образа жизни.
  • Закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психоматического состояния.

Основные направления:

  • Оздоровление
  • Валеология
  • Физическое развитие
  • Психоэмоциональное благополучие
  • Мониторинг
  • Коррекция 

Программа «Расти здоровым, малыш!» построена на идеях педагогической валеологии. Педагогическая валеология предусматривает формирование, сохранение и укрепление здоровья при помощи образовательных технологий. Используя адекватные возрасту детей игровые приемы, программа решает проблему потребности быть здоровым. Она имеет некоторые отличия от существующих программных рекомендаций для дошкольников: ее основа - еженедельные интегрированные оздоровительные, музыкальные и физкультурные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. В структуру оздоровительных занятий вплетены различные виды деятельности: дыхательные и двигательные упражнения, элементарные массажи, пальчиковые и подвижные игры, психогимнастика, ритмическая гимнастика, творческая импровизация.

Программа направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний, формирование в ежедневной двигательной активности, привития культурно-гигиенических навыков.

Программа «Расти здоровым, малыш!» рассчитана для работы с детьми 2–7 лет (комплексно или фрагментарно). В роли организатора может выступать воспитатель каждой возрастной группы при взаимодействии с музыкальным руководителем.