Как показывает практика работы дошкольных образовательных учреждений, в настоящие время наблюдается высокий уровень хронических заболеваний нарушения осанки, а также простудных респираторных заболеваний. В статье представлена программа «Расти здоровым, малыш!», которая поможет педагогам сохранять и укреплять здоровье детей дошкольного возраста.
«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.»
Н.М.Амосов
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового поколения. За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов:
- Дискомфортные условия проживания человека в разных регионах. Быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность и загазованность воздуха.
- Ухудшение экологической обстановки, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, возрастающее светомерцание, электронно-лучевое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая музыка).
- Значительное ограничение двигательной активности.
- Социальная напряженность в обществе.
Анализ заболеваемости детей нашего ДОУ показал достаточно высокий уровень хронических заболеваний нарушения осанки, а так же простудных респираторных заболеваний. Все это вызвало потребность углубленно заняться оздоровлением детей. Проанализировав современные программы и концепции, реализующие идеи сохранения здоровья ребенка, мы пришли к выводу, что все они имеют несомненные достоинства, богаты оригинальными идеями построения педагогической работы, однако не охватывают в полной мере все стороны жизнедеятельности ребенка в детском саду.
Актуальность проблемы оздоровления детей так же подтверждают следующие статистические данные на 2012- 2013 год:
- Физиологически зрелыми рождаются не более 38% детей.
- 25 — 35% детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
- 80 — 85% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны.
- Только 10 — 15% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
- 20% взрослого населения страны хронически больны, а 90% – находятся в «третьем состоянии».
Поэтому и возникла потребность в разработке программы оздоровительной направленности. Для выработки грамотного, эффективного плана действий была составлена программа «Расти здоровым, малыш!», которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, с учетом перспективы.
Данная программа разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ:
- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала);
- научно-методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);
- конкурентное преимущество ДОУ по физкультурно-оздоровительной работе;
- материально-техническое обеспечение (помещение, оборудование);
- финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);
- комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья и т.д.);
- анализ результатов физической подготовленности детей дошкольного возраста;
- характеристика физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровье сберегающих технологий).
Цель: Наша программа ориентирована на решение одной общей проблемы сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Объединить усилия сотрудников ДОУ и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.
- Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровье сберегающих технологий.
- Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья детей с учетом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
Основные принципы:
- Научности (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий, методик).
- Доступности (использование здоровье сберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).
- Активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников).
- Сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью).
- Единства мониторинга и коррекции (правильная интерпретация
результатов медицинского, педагогического, психофизиологического мониторинга; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных). - Систематичности (реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю).
- Целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогическое воздействий четко определенной цели).
- Оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
Ожидаемые результаты;
- Снижение уровня заболеваемости детей.
- Овладение детьми навыками самооздоровления, здорового образа жизни.
- Закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психоматического состояния.
Основные направления:
- Оздоровление
- Валеология
- Физическое развитие
- Психоэмоциональное благополучие
- Мониторинг
- Коррекция
Программа «Расти здоровым, малыш!» построена на идеях педагогической валеологии. Педагогическая валеология предусматривает формирование, сохранение и укрепление здоровья при помощи образовательных технологий. Используя адекватные возрасту детей игровые приемы, программа решает проблему потребности быть здоровым. Она имеет некоторые отличия от существующих программных рекомендаций для дошкольников: ее основа - еженедельные интегрированные оздоровительные, музыкальные и физкультурные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. В структуру оздоровительных занятий вплетены различные виды деятельности: дыхательные и двигательные упражнения, элементарные массажи, пальчиковые и подвижные игры, психогимнастика, ритмическая гимнастика, творческая импровизация.
Программа направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний, формирование в ежедневной двигательной активности, привития культурно-гигиенических навыков.
Программа «Расти здоровым, малыш!» рассчитана для работы с детьми 2–7 лет (комплексно или фрагментарно). В роли организатора может выступать воспитатель каждой возрастной группы при взаимодействии с музыкальным руководителем.