Экологический клуб «Алаас о5ото» (опыт работы)

Разделы: Экология

Ключевые слова: экология


Исследовательская работа способствует развитию личности учащегося, формирует современное научно-творческое мышление.

Овладеть культурой географического мышления и поведения можно лишь на базе усвоения основ географической науки, излагаемой в логической последовательности и преемственности взглядов, теорий и понятий.

География открывает перед учащимися тесно взаимодействующий мир природы и общества, жизненное пространство с его проблемами, осмысление себя, как неотъемлемой части окружающего мира.

Детское творчество гораздо полнее и ярче проявляется в работе вне класса, в научных кружках или в сфере досуга, где оно может сохранять свободные игровые формы. Экологическое образование неотделимо от экологического воспитания. Конечная цель экологического образования достигается не только овладеванием совокупности экологических знаний и умений, но и формированием способностей детей к осознанной деятельности.

Краткая характеристика условий, в которых создавался опыт.

Национально-региональный компонент преподавания географии дает возможность широко использовать местный краеведческий материал. Одним из оптимальных методов обучения учащихся является краеведение. Оно способствует духовному обогащению ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия.

Краеведческая работа стала неотъемлемой частью моей педагогической деятельности.

В Кептинской СОШ с 1994 г веду работу экологического клуба «Алаас о5ото». В те годы первые свои доклады, проекты школьники оформляли с помощью пишущей машинки. Небогатый был ассортимент приборов и инструментов. Пришлось по мере работы приобрести нужные приборы и инструменты для натурных наблюдений за погодой, водными объектами, растительности и др.

Некоторые были подарены научными сотрудниками. Например: метеорологическая будка, флюгер, термометры подарил сотрудник института мерзлотоведения. Некоторые приборы сделали сами: диск Секки, бутылочный батометр, пешня, снегомерная рейка, снегомерная труба и др. Использовали карту совхоза «Малтанинский» масштабом 1:200000, космоснимки и различную методическую литературу, в том числе методические разработки кафедры географии и экологии Якутского госуниверситета.

Установлены рабочие связи с отделом экологического просвещения и информации МОП РС (Я) (начальник Сосина Альбина Яковлевна), кафедрой экологии (профессор Гоголева Парасковья Алексеевна), кафедрой географии (профессор Максимов Григорий Николаевич, доцент Пестряков Борис Николаевич), лабораторией озероведения (доцент Жирков Иннокентий Иннокентьевич, Жирков Константин Иннокентьевич), кафедрой геоботаники, кафедрой географии ИПКРО (доцент Пахомов Николай Иванович), институтом Мерзлотоведения (старший научный сотрудник Варламов Степан Прокопьевич), кафедрой радиационной экологии (профессор Степанов Валерий Егорович), институтом Биологии (старший научный сотрудник Исаев Аркадий Петрович), Комитетом охраны природы Горного улуса (начальник Антонов Василий Александрович), РЭБС и др.

С 1997 г преподаю авторские факультативные (элективные) курсы по экологии и охране природы в 5,6,7,8 классов в целях реализации экологизации учебного процесса:

  • Тэрээбут туэлбэм (Окружающий мир). Программа. Факультатив.5 класс. 33ч. 1997г;
  • Экология тэруттэрэ (Основы экологии). Программа. Факультатив. 6 класс. 33ч. 1997г;
  • Уунээйи эйгэтэ (Мир растений). Программа. Факультатив. 7 класс. 33 ч. 1998г;
  • Хамсыыр-харамай эйгэтэ (Мир животных). Программа. Факультатив. 8 класс. 33ч. 1998г.

Организовали условия для практического внедрения в реальную жизнь теоретического курса экологического образования путем создания экологических троп по двум направлениям: «Экологическая тропа - алас Кептин», «Эколого-радиационная тропа» в связи с выбросами отделяющихся частей твердотопливной ракеты «Старт-1» на территорию наслега.

Опубликованы мои статьи в газете «Улэ кууhэ» (Сила труда) Горного улуса. В связи с выбросами 2-х ступеней РН «Старт-1»:

  • «Эссэ тэ5ул ракета тобо5ун туhунан» (Еще раз о ракетном отходе). №64, 2002г;
  • «Гептил туhунан тугу билэ5ит?» (О гептиле). №100, 2002г;
  • «Киртитиллибит сирдэрбит» (Загрязненные земли). №2, 2003г;
  • «Диоксин туhунан» (О диоксине). №12, 2003г.

Такая работа способствовала формированию бережного отношения к родной природе, у детей появились новое экологическое мышление.

Формами работы по распространению опыта работы являются:

  • открытый урок;
  • мастер класс;
  • творческий семинар;
  • авторский семинар;
  • научно-практическая конференция;
  • публикация.

С 1998 по 2002 года школа стала опытно-экспериментальной площадкой улусного статуса по теме: «Формирование и развитие у школьников экологической культуры на основе использования народных природоохранительных традиций и радиационно-экологического педагогического исследования». Основными направлениями программы ОЭР были: экологическая публицистика, экологическое краеведение, инженерная экология.

Экологическое краеведение:

  • наблюдение и исследовательская работа школьников по охране природы, мониторинг водных экосистем малых рек (Синяя, Мэкэлэ), озер (Тысагаччы, Кэптин, Тэбуруэн);
  • описание и изучение флоры и фауны;
  • топонимика;
  • таблица - схема наблюдений исследовательской работы.

Инженерная экология:

  • исследование теплового режима жилых и производственных помещений, поиск методов снижения расходов дров для лесных ресурсов, разработка плана постройки экологического дома, анализ связи теплового режима дома и школы со здоровьем людей;
  • исследование радиоактивности территории наслега;
  • разработка методов подготовки проб растительности, грибов, ягод, древесных пород, мяса и рыбы в зимних условиях;
  • отбор проб различных видов мхов, лишайников, лекарственных растений, коры древесины, грибов и ягод (летом и зимой).

Эксперимент развивал интеллектуальные возможности учащихся, способствовал формированию нравственной экологической культуры. У детей повысился интерес к естественным циклам. Дети научились владеть навыками исследовательской работы. У учителей, работающих в эксперименте, заметно повысился научно-методический уровень.

В школе функционирует краеведческий музей, ведется плановая работа по краеведению. Собран богатый материал по родословной нашего наслега, экспонируются предметы быта, материальной культуры жителей наслега. По материалам переписи 100-летней давности составлена мной подробная карта дворовых хозяйств и жителей наслега того времени. На основе этой работы в 2009 году издана книга: Маалтааны нэhилиэгин историятын сорох кэрчиктэрэ (Малтанинский наслег (коротко из истории). МОУ ДПОП НИМЦ Горного улуса. Бердигестях, 2009. -80с. Я являюсь соавтором этой книги.

Большое значение в краеведении имеет топонимика. Привлечение топонимического материала на уроке - это не только средство, облегчающее запоминание учебного материала, но и метод учебной деятельности, делающий учебный материал занимательным, легко усваиваемым. Изучение топонимов имеет большое воспитательное значение, служит средством познания родного края.

Ежегодно нами разрабатываются маршруты экологических походов и экспедиций, которые также входят в системы краеведческой работы, но и экологического образования, причем как ее самые активные формы.

Туристические слеты и походы занимают особое место внеурочной деятельности по преподаваемым предметам.

В нашей школе давно стали традицией осенние и весенние походы.

Это волнующий, радостный момент в жизни каждого ученика. К нему долго готовятся, его ждут. Во время походов прививаются туристические умения. Навыки. Правила поведения на природе.

  • Изучают топонимику местности и урочищ;
  • Знакомятся с ее флорой и фауной;
  • Ведется поиск и распознавание лекарственных растений;
  • Собирают гербарий, природный материал для уроков географии и экологии, труда и рисования;
  • Ведут дневник похода, который оформляется своими стихами, рисунками и рассказами об увиденном, а также составляют топографическую карту маршрута;
  • Обязательны подвижные игры, спортивные соревнования, соревнования по ориентированию местности.

А на общешкольном турслете наши учащиеся участвуют и как зрители, готовятся к соревнованиям в следующем году.

Одним из наиболее оптимальных путей реализации идеи формирования экологической культуры у школьников в нашей школе является работа эколого-волонтерских лагерей. С лета 2007 года руковожу работой летнего эковолонтерского лагеря. Между Центром занятости населения Горного улуса и школой каждое лето
подписывается договор о совместной работе.

Основной целью летнего лагеря является повышение уровня экологического образования, обучение навыкам научно-исследовательской работы, развитие краеведческого кругозора, организация отдыха, занятости, выполнение общественно-полезной работы и оздоровления детей.

В обучающую программу лагеря входят ежедневные занятия, экскурсии, волонтерская работа. Во время летнего лагеря (2007, 2008, 2009 гг.) мною организовано 6 пеших эколого-туристских походов. Общая протяженность маршрутов - 180 км.

На протяжении всего маршрута участники лагеря узнают о птицах, рыбах, растениях, бабочках, диких животных, встречающихся на пути. Ребята с удовольствием отдыхают, купаются, ведут полевые записи, наблюдения, выпускают полевые газеты. В конце сезона ребята набираются сил, энергии, умений и навыков полевой работы. Мониторинг, проведенный во время полевой работы - неплохой материал для дальнейшего изучения и сравнения состояния экосистем родного наслега в дальнейшем. К примеру, летом 2008 года волонтеры спускали воды сенокосного угодья урочище Тысагаччы. Выравнивали дороги длиной 12 км. В 2009 году - помогали при строительстве арочного спортзала школы. Два раза в год выходим на очистку улиц села, прибрежной полосы озер, территории экотропы и занимаемся озеленением села.

Волонтерская работа помогает ребятам стать добрыми, трудолюбивыми, сплоченными, сделать доброе дело своими руками.

Более 25-ти лет веду работу экологического клуба «Алаас о5ото», являюсь руководителем и организатором НОТ учащихся, эколого-туристско-краеведческой деятельностью школьников.

Сегодня, в период социальных преобразований в стране и в республике, дело воспитания молодого поколения приобретает особое решающее значение для развития общества. При этом школа остается важным звеном в системе воспитания.

Экологическое образование и воспитанность учащихся обеспечивались по следующим видам деятельности: природо-охранительной, учебно-воспитательной, исследовательской, опытнической, трудовой, правоохранительной, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой.

Основными принципами работы учителя стали:

  • мотивация работы, где каждый ученик должен ясно представить себе, зачем он изучает природу и решает экологические проблемы;
  • разнообразие форм внеклассной и внешкольной работы.

На наш взгляд достигнуты определенные результаты в повышении экологического образования и воспитания: духовное обогащение детей посредством общения с природой, раскрытие личностных качеств ребенка, его внутренний мир, положительная мотивация к овладению экологическими знаниями.

Структура педагогической деятельности учителя

Опубликованные работы автора

  1. География Малтанинского наслега. Якутск, 2006. - 61с. (пособие) (автор)
  2. Научно-исследовательская деятельность учащихся Кептинской СОШ Горного улуса. Бердигестях, 2006. - 28с. (брошюра) (автор)
  3. Маалтааны нэьилиэгин историятын сорох кэрчиктэрэ (Малтанинский наслег. Коротко из истории). Бердигестях, 2009. - 80с. (книга) соавтор
  4. Эссэ тэ5ул ракета тобо5ун туьунан (Еще раз о ракетном отходе). Улэ кууьэ (Сила труда). №64, 2002г.
  5. Гептил туьунан тугу билэ5ит? (О гептиле). Улэ кууьэ (Сила труда). №100, 2002г.
  6. Киртитиллибит сирдэрбит (Загрянненные земли). Улэ кууьэ (Сила труда). №2, 2003г.
  7. Диоксин туьунан (О диоксине). Улэ кууьэ (Сила труда). №12, 2003г.
  8. Малтанинский наслег Горного улуса РС (Я). «География», М. 2004. №48. - с.8-10.
  9. Школьный экологический клуб. Внеклассная работа. Опыт. М. «География», 2007. №10. - с.29.
  10. Исследовательская работа-активизация творческой личности учащихся. В брошюре: Научно-педагогическое исследование по формированию экологической культуры у школьников в процессе опытно-экспериментальной работы Кептинской средней школы. НИМЦ УО Горного улуса. Бердигестях, 2005. - с.36-39.
  11. Некоторые данные о лесах верхнего течения р. Синяя (на примере Малтанинского наслега).