Литературные гостиные – это не только углубление в школьную программу по литературе и искусству, но и привлечение учащихся к искусству слова, к работе с текстом, расширение их кругозора, возможность каждому ученику проявить себя, показать свой талант и способности.
Литературная гостиная – это своеобразная игра, организованная учителем в учебных или воспитательных целях. Цели литературной гостиной:
- информационно-предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой;
- деятельно-коммуникативная - формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;
- ценностно-ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.
Задача литературной гостиной – помочь обучающимся воспринимать образную речь, развивать навыки самостоятельного анализа и оценки художественной речи.
Участие школьников в литературных гостиных помогает решать и ещё одну очень важную задачу, ставшую особо актуальной именно в век информационных технологий – развить речь учащихся.
В подготовке гостиной можно выделить следующие этапы работы:
- отбор, обсуждение и систематизация литературного материала, знакомство с разнообразными источниками.
- осмысление ”генеральной идеи” поэтического спектакля.
- выстраивание композиции и подготовка сценария.
- подготовка музыкального оформления.
- детальное выстраивание ключевых и второстепенных мизансцен.
- работа над выразительностью чтения.
- работа над сценическим движением, репетиции отдельных сцен.
- подбор декораций и костюмов.
- оформление рекламы (пригласительных билетов, объявлений, афиш).
- момент творчества. Чтение детьми своих стихов, сочинение “буриме”.
- рефлексия.
Чтобы “вжиться” в литературный материал, прочувствовать его, необходима непрерывно действующая форма речевой практики:
- формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;
- развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;
- освоение рациональных приёмов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;
- приобретение опыта публичного выступления;
- расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил.
Таким образом, данная речевая практика направлена на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности. Литературно-музыкальная гостиная даёт возможность повысить языковую и речевую компетенцию учащихся.
Формы проведения творческих гостиных разнообразны: театрализованное представление, конкурс чтецов, презентация творческих работ, лекция-концерт, литературный вернисаж, литературное кофе.
Данные формы проведения направлены на развитие творческих и интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы.
Рамки “Литературной гостиной” позволяют проводить встречи с писателями и поэтами, литературные чтения, ставить спектакли. Работа в литературной гостиной помогает школьникам участвовать в поисковой деятельности по краеведению, редактировать и оформлять материал для бесед и конференций, выполнять исследовательские работы, грамотно строить свою речь, писать сценарии, творческие работы, развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях. Таким образом, литературная гостиная воспитывает чувство гражданственности, патриотизма, способствует духовному воспитанию, пробуждает творческие способности детей, творческое воображение, развивает мышление. Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрыть любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, игру, диалог со зрителем.
Литература
1. Внеклассная и внешкольная работа по литературе. Методика преподавания литературы. Под ред. Я.А.Ротковича. М., 1985.
2. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я.Рез. М.: Просвещение, 1985.
3. Коновалова Л.И. Развитие читательского воображения школьников. СПб., 2001.
4. Копылова Н.А. После уроков. М.: Просвещение, 1989.
5. Шадрина С.Б. Литературная гостиная. Волгоград.: Учитель, 2009.