Социально-психологический тренинг-практикум для старшеклассников. Тема: «Навыки эффективного взаимодействия»

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Цель: Обучение участников навыкам эффективного взаимодействия.

Задачи:

  • Создание комфортной психологической среды для развития личности в общении.
  • Развитие умения согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи.
  • Формирование навыка аргументации своей точки зрения, навыка принятия группового решения, нахождения компромисса.
  • Развитие доверительных отношений в группе.
  • Развитие способности к саморефлексии, понимание значения своих действий для достижения общего результата.

Ожидаемый эффект.

Усвоение участниками тренинга:

  • Основных принципов вербального и невербального общения.
  • Навыка «обратной связи» (умение слушать и слышать).
  • Элементов переговорного процесса.

Оборудование: бейджи, стулья, музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор, проективные карты «Пути-дороги», «Сокровищница жизненных сил», карточки на каждого участника (картинки «взаимодействие»), маркеры, ватман (по числу команд).

Участники: педагоги и старшеклассники.

Ход тренинга-практикума

Введение

Приветствие участников.

Ведущий: Добрый день, друзья!

Для того чтобы лучше понять тему сегодняшнего практикума, предлагаю выполнить следующее упражнение:

Упражнение-разминка «Гляделки»

Все участники сидят лицом в круг.

Инструкция: Задача каждого из вас, не используя слова (молча) найти себе партнёра и поменяться с ним местами, т.е. вы займёте его стул, а он займёт ваш. Вставать со своих стульев и садиться на них нужно одновременно с партнёром. Как только вы поменяетесь местами, ищите себе нового партнёра и повторяете с ним всё тоже самое. Задание понятно? Начали.

Комментарии. Игра продолжается не более 3 минут. По окончанию задаются вопросы группе:

Обсуждение.

- У кого получилось договориться взглядом?

- А поменяться местам, встав одновременно?

- Сложно ли это было?

Ведущий: Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

Эпиграфом к нашему занятию мне хочется взять слова А.С.Экзюпери: Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения.

Обозначение темы занятия

Сегодня мы постараемся научиться понимать позицию другого человека и быть внимательным к нему.

Основной этап. (Психологический настрой)

Ведущий: Итак, общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода или пища. Общение между людьми происходит для того, чтобы они строили отношения друг с другом, понимали один другого, обменивались информацией, могли совместно трудиться, учиться, советовать, выражать эмоции, передавать накопленный опыт…

Упражнение «Карандаш» (выполняется под музыку)

Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандаша, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Потренируемся, разбиваемся на пары, располагаемся друг против друга на расстоянии 70-90 см и пытаемся удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.

Инструкция: не выпуская карандаши, двигать руками вверх–вниз, вперед–назад.

Сейчас мы встанем в круг, карандаши зажмем между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.

  • Подтянуть руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
  • Вытянуть руки вперед, отвести назад.
  • Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед.
  • Присесть, встать.

Комментарии. Психологический смысл упражнения: При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

Обсуждение.

- Легко ли было справиться с этим заданием?

- Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? (Что помогало при выполнении задания?)

- Как в жизни установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «Чувствовать» другого человека?

Практическая работа в группах

Упражнение направленное на создание группы и творческих ресурсов группы.

Инструкция: Сначала, вам надо разделиться на подгруппы при помощи карточек (подростки выбирают по одной карточке и распределяются в подгруппы по 3-4 человека). Теперь подумайте, что может создать ваша группа (открыть новую планету, изобрести, создать что-то новый коллектив и т.д.). Из комплекта карт Зинкевич-Евстигнеева «Сокровищница жизненных сил» (или «Мерлин. Послания и озарения») выберите одну карту – это ваше умение, которое вы можете привнести в группу. Подумайте для чего нужно ваше умение в этой группе? Чем оно может помочь в вашем общем деле? (обсуждение в группе).

Потом вам нужно выбрать карту (одну на всю подгруппу) из серии карт «Пути – дороги». Это карта - дорога, куда придёт ваша группа в результате совместной работы (так будет выглядеть …ваша страна, коллектив, планета и т.д.).

Комментарии. Время работы 10 минут (обсуждение в группе). Далее презентация своей работы в группе (2-3 минуты)

Завершающее упражнение «Пластилиновая мандала» (Шеринг)

Ведущий: Каждый участник выберет кусочек пластилина понравившегося цвета.

Комментарии. Действие происходит в кругу, предлагается выбрать пластилин по понравившемуся цвету.

Ведущий: Я первой поделюсь впечатлениями от сегодняшней встречи и пожеланиями. Дальше я передам свой пластилин следующему участнику (своему соседу с лева), который тоже выберет себе кусочек и поделится впечатлениями и пожеланиями.

Я довольна нашей встречей. Я искренне желаю вам никогда не забывать, что в каждом из нас живет внутренний волшебник, который стремится сказать свое слово и внести чудо в нашу жизнь! Ведь настоящее волшебство находится не в тридесятом царстве, а в глубине наших душ…

Комментарии. В результате в руках у последнего участника оказывается большой пластилиновый шар из пожеланий.

Ведущий: Для того что бы этот «концентрат…нашего взаимодействия» стал обладать магической силой, предлагаю вам поместить его вот на это стекло, разминая и растягивая пластилиновый шар по всей поверхности.

Комментарии. В итоге получается разноцветная картинка, которую можно комментировать и интерпретировать.

Ведущий: Какой разноцветной получилась наша картинка! Вот такой же разноцветной и многогранной выглядит наша жизнь, взаимоотношения с людьми, которые окружают нас. Посмотрите на картинку с обратной стороны стекла (получается совершенно другое изображение)…так и в нашей жизни: восприятие жизненных ситуаций всегда неоднозначно.

Ведущий: Наша встреча подошла к концу! Сегодняшнее занятие - это маленький кирпичик к искусству жить в ладу с собой и миром. Полученные навыки взаимодействия с окружающими, передачи своих мыслей, мнений и умение сотрудничать в команде помогут вам добиться успеха в профессиональной деятельности.

Помните, вы хозяева своей жизни и будет ли чудесная картина вашей жизни яркой, красивой, одним словом, гармоничной – все зависит от вас самих.

Список использованной литературы

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2001.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р.Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании).
  3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие [Текст] / Л.Н.Блинова. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.
  4. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов [Текст] / Т.Г.Григорьева, Л.В.Линская, Т.П.Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999. – 173 с.
  5. Дейл Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: ЛИТУР, 2001.
  6. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов [Текст] / И.В.Дубровина А.Д. Андреева Н.И.Гуткина и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 480 с.
  7. Федоренко Л.Г. Секреты общения [Текст] / Л.Г.Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003. – 192 с.
  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и уроажнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001. – 160 с.