Цель: Обучение участников навыкам эффективного взаимодействия.
Задачи:
- Создание комфортной психологической среды для развития личности в общении.
- Развитие умения согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи.
- Формирование навыка аргументации своей точки зрения, навыка принятия группового решения, нахождения компромисса.
- Развитие доверительных отношений в группе.
- Развитие способности к саморефлексии, понимание значения своих действий для достижения общего результата.
Ожидаемый эффект.
Усвоение участниками тренинга:
- Основных принципов вербального и невербального общения.
- Навыка «обратной связи» (умение слушать и слышать).
- Элементов переговорного процесса.
Оборудование: бейджи, стулья, музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор, проективные карты «Пути-дороги», «Сокровищница жизненных сил», карточки на каждого участника (картинки «взаимодействие»), маркеры, ватман (по числу команд).
Участники: педагоги и старшеклассники.
Ход тренинга-практикума
Введение
Приветствие участников.
Ведущий: Добрый день, друзья!
Для того чтобы лучше понять тему сегодняшнего практикума, предлагаю выполнить следующее упражнение:
Упражнение-разминка «Гляделки»
Все участники сидят лицом в круг.
Инструкция: Задача каждого из вас, не используя слова (молча) найти себе партнёра и поменяться с ним местами, т.е. вы займёте его стул, а он займёт ваш. Вставать со своих стульев и садиться на них нужно одновременно с партнёром. Как только вы поменяетесь местами, ищите себе нового партнёра и повторяете с ним всё тоже самое. Задание понятно? Начали.
Комментарии. Игра продолжается не более 3 минут. По окончанию задаются вопросы группе:
Обсуждение.
- У кого получилось договориться взглядом?
- А поменяться местам, встав одновременно?
- Сложно ли это было?
Ведущий: Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
Эпиграфом к нашему занятию мне хочется взять слова А.С.Экзюпери: Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения.
Обозначение темы занятия
Сегодня мы постараемся научиться понимать позицию другого человека и быть внимательным к нему.
Основной этап. (Психологический настрой)
Ведущий: Итак, общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода или пища. Общение между людьми происходит для того, чтобы они строили отношения друг с другом, понимали один другого, обменивались информацией, могли совместно трудиться, учиться, советовать, выражать эмоции, передавать накопленный опыт…
Упражнение «Карандаш» (выполняется под музыку)
Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандаша, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Потренируемся, разбиваемся на пары, располагаемся друг против друга на расстоянии 70-90 см и пытаемся удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.
Инструкция: не выпуская карандаши, двигать руками вверх–вниз, вперед–назад.
Сейчас мы встанем в круг, карандаши зажмем между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.
- Подтянуть руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
- Вытянуть руки вперед, отвести назад.
- Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед.
- Присесть, встать.
Комментарии. Психологический смысл упражнения: При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.
Обсуждение.
- Легко ли было справиться с этим заданием?
- Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? (Что помогало при выполнении задания?)
- Как в жизни установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «Чувствовать» другого человека?
Практическая работа в группах
Упражнение направленное на создание группы и творческих ресурсов группы.
Инструкция: Сначала, вам надо разделиться на подгруппы при помощи карточек (подростки выбирают по одной карточке и распределяются в подгруппы по 3-4 человека). Теперь подумайте, что может создать ваша группа (открыть новую планету, изобрести, создать что-то новый коллектив и т.д.). Из комплекта карт Зинкевич-Евстигнеева «Сокровищница жизненных сил» (или «Мерлин. Послания и озарения») выберите одну карту – это ваше умение, которое вы можете привнести в группу. Подумайте для чего нужно ваше умение в этой группе? Чем оно может помочь в вашем общем деле? (обсуждение в группе).
Потом вам нужно выбрать карту (одну на всю подгруппу) из серии карт «Пути – дороги». Это карта - дорога, куда придёт ваша группа в результате совместной работы (так будет выглядеть …ваша страна, коллектив, планета и т.д.).
Комментарии. Время работы 10 минут (обсуждение в группе). Далее презентация своей работы в группе (2-3 минуты)
Завершающее упражнение «Пластилиновая мандала» (Шеринг)
Ведущий: Каждый участник выберет кусочек пластилина понравившегося цвета.
Комментарии. Действие происходит в кругу, предлагается выбрать пластилин по понравившемуся цвету.
Ведущий: Я первой поделюсь впечатлениями от сегодняшней встречи и пожеланиями. Дальше я передам свой пластилин следующему участнику (своему соседу с лева), который тоже выберет себе кусочек и поделится впечатлениями и пожеланиями.
Я довольна нашей встречей. Я искренне желаю вам никогда не забывать, что в каждом из нас живет внутренний волшебник, который стремится сказать свое слово и внести чудо в нашу жизнь! Ведь настоящее волшебство находится не в тридесятом царстве, а в глубине наших душ…
Комментарии. В результате в руках у последнего участника оказывается большой пластилиновый шар из пожеланий.
Ведущий: Для того что бы этот «концентрат…нашего взаимодействия» стал обладать магической силой, предлагаю вам поместить его вот на это стекло, разминая и растягивая пластилиновый шар по всей поверхности.
Комментарии. В итоге получается разноцветная картинка, которую можно комментировать и интерпретировать.
Ведущий: Какой разноцветной получилась наша картинка! Вот такой же разноцветной и многогранной выглядит наша жизнь, взаимоотношения с людьми, которые окружают нас. Посмотрите на картинку с обратной стороны стекла (получается совершенно другое изображение)…так и в нашей жизни: восприятие жизненных ситуаций всегда неоднозначно.
Ведущий: Наша встреча подошла к концу! Сегодняшнее занятие - это маленький кирпичик к искусству жить в ладу с собой и миром. Полученные навыки взаимодействия с окружающими, передачи своих мыслей, мнений и умение сотрудничать в команде помогут вам добиться успеха в профессиональной деятельности.
Помните, вы хозяева своей жизни и будет ли чудесная картина вашей жизни яркой, красивой, одним словом, гармоничной – все зависит от вас самих.
Список использованной литературы
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2001.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р.Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании).
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие [Текст] / Л.Н.Блинова. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов [Текст] / Т.Г.Григорьева, Л.В.Линская, Т.П.Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999. – 173 с.
- Дейл Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: ЛИТУР, 2001.
- Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов [Текст] / И.В.Дубровина А.Д. Андреева Н.И.Гуткина и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 480 с.
- Федоренко Л.Г. Секреты общения [Текст] / Л.Г.Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003. – 192 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и уроажнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001. – 160 с.