Цели урока: Систематизировать знания учащихся по теме «Сложное предложение», совершенствовать синтаксические навыки, анализировать сложные предложения разных типов, совершенствовать орфографические навыки.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Сегодня у нас необычный урок, он посвящён незабываемым дням Вов.
2 февраля в России отмечается один из дней воинской славы — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год). Он установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России».
СООБЩЕНИЕ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
II. Словарный диктант
Учащиеся записывают слова, объясняя правописание слов.
Баррикада, канонада, ветеран, оккупация, Юго-Западный фронт, Сталинградский фронт дивизия, батальон Федосеева героический рейс, Волжская флотилия, снаряд, вздымались в небо, вражеские бомбардировщики, добровольцы-ополченцы, сапёры, Медаль «За оборону Сталинграда».
Актуализация знаний учащихся по теме «Сложное предложение».
Повторение теоретических сведений.
III. Закрепление практических навыков
1) Пунктуационный анализ предложений.
Учащиеся устно объясняют расстановку знаков препинания в предложениях, записанных на доске или спроецированных на экран.
Мальчик быстро открыл глаза и увидел, что дедушка одет необычно: вместо всегдашнего темного костюма на нем военный китель.
СП с разными видами связи: подчинением и бессоюзной связью. Придаточное изъяснительное.
Дедушка опустил внука на пол, присел на корточки и показал на желтую начищенную медаль, которая висела на кителе первой после двух серебряных.
Сложное предложение. Первое предложение является главным по отношению ко второму предложению. Второе предложение придаточное определительное. Первое предложение осложнено ОЧП.
Вот сегодня мы и пройдем с тобой по тем местам, где шли бои, где мы остановили фашистов и откуда погнали до самого Берлина!
Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными. Однородное подчинение.
2) Комментированное письмо. СООБЩЕНИЕ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Списать, вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания. Составить схемы предложений, определить вид сложного предложения. (У каждого учащегося есть распечатанные задания). Задание по вариантам.
1. П.реброс.в на южное напр.вление 90 д.визий создав п.ревес в ж.войсил. и т.хникеф.шистскиег.н.ралы в середине июля 1942 года пр.рвалиоб.рону нашего Юго(Западного) фронта и двинулись к Сталинграду. 2. Советское к.мандованиепр.дприняло все что(бы) зад.ржать врага. 3. Между Волгой и Доном был создан Сталинградский фронт. 4. И в солнечный день 23 августа 1942 года тысячи с.м.летов с ч.рнымикр.стами обрушились на Сталинград. 5. Фашистам уд.лосьпр.рваться на окраину города к тракторному заводу и к Дубовому оврагу но там их встретили б.т.льоны рабочих(добровольцев) ч.кистыз.нитчики и курсанты вое(н,нн)ого училища. 6. Бой ш.лвесь день и всю ночь, гитлеровц. в город не вошли.
3) Цифровой диктант. «Батальон Федосеева»
СООБЩЕНИЕ. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обозначить цифрами предложения:
- Сложноподчинённое с придаточнымизъяснительным цифрой – 1
- Сложноподчинённое с придаточным обстоятельственным образа действия – 2
- Сложноподчинённое с придаточным определительным – 3
- Простое предложение – 4
1. В их цехах рабочие города стояли у станков по две-три смены - варили сталь, собирали и ремонтировали выведенные врагом из строя танки и пушки, изготавливали боеприпасы. 2. На мраморных плитах имена тех, кто отдал жизнь в боях за город, за родной завод. 3. Идут на завод рабочие и клянутся павшим трудиться так, чтобы не опозорить их воинской чести. 4. Возвращаются со смены - мысленно докладывают, что сделано за трудовой рабочий день.
Ответ: 4 3 2 1
4) Творческие задания.
1. Выделенные второстепенные члены предложения замените придаточным предложением.
В середине сентября противник, получив свежие резервы, усилил атаки.
2. Прибавьте придаточное ко второй части СП.
Гвардейцам дивизии генерала Родимцева был дан приказ: выбить врага с Мамаева кургана.
3. Составьте предложения, соответствующие характеристикам.
- Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое.
- Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное.
- Повествовательное, невосклицательное, сложное, с союзной сочинительной и подчинительной связью.
5) Прогнозирование.
Сделайте письменный прогноз отрезков предложений. Расставьте в них знаки препинания.
Вот так: Когда солдаты подготовив... . Предложение начинается подчинительным союзом когда, союз сигнализирует о том, что это придаточная часть сложноподчиненного предложения. Она осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, поэтому перед деепричастием подготовив ставлю запятую и жду, когда закончится оборот, чтобы поставить вторую запятую. Потом жду, когда закончится придаточная часть, после которой тоже поставлю запятую.
1) Если все станут на защиту....
2) Когда утомленные...
3) Мы смотрели как двигаясь...
6) Тренировочные упражнения.
СООБЩЕНИЕ. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Чтение наизусть.
Каждому учащемуся дан текст с заданиями.
В ГОРОДЕ НА ВОЛГЕ – ТИШИНА
- Немного правее батальона капитана Беньяша стояла миномётная батарея старшего лейтенанта Бездидько.
- Миномётчики этой батареи прославились тем, что били по врагу без промаха.
- Чего только не предпринимали фашисты, чтобы уничтожить наши миномёты: бомбили с самолётов, пытались накрыть позиции смельчаков артиллерией, посылали автоматчиков... Но батарейцы Бездидько всё выдержали, выстояли!
- А когда в январе 1943 года был дан приказ перейти в наступление, миномётчики Бездидько открыли по врагу ураганный огонь.
- Залпы гвардейцев были меткими - через полчаса после обстрела противника в позициях была пробита широкая брешь, куда устремились наши танки и пехота.
- Фашисты не выдержали и стали стремительно отступать.
- Нашим бойцам было тяжело преследовать по глубокому снегу быстро отступавшего врага.
- Вдруг видят бойцы - впереди рвутся снаряды...
- Слышат - гремят танки и катится над степью громкое и грозное "ура!"
- "Свои!" - пронеслось радостно по рядам бойцов. - "Свои!"
- И через час за ложбиной у Мамаева кургана встретили бойцы первый танк, который шёл на помощь защитникам города.
- А вслед за ним двигались и остальные боевые машины армии генерала Чистякова.
- За машинами с громким "ура!" наступали пехотинцы - войска 21-й армии. Они соединились с 62-й армией.
- Бойцы на радостях обнимали друг друга, прыгали и кувыркались на снегу. Откуда-то появилась гармошка, гармонист растянул меха, заиграл звонко, и пошла по кругу весёлая пляска победителей.
- Выстояли! Победили! В город на Волге пришла победа. Это произошло 2 февраля 1943 года.
Выполните тестовые задания.
Среди предложений № 1- № 4 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 2
Среди предложений № 12-15 сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 14
Найдите бессоюзное сложное предложения и укажите его номер.
Ответ: 8
Как вы объясните постановку двоеточия в предложении № 3:
а) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую.
в) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий.
Ответ: 1
Среди предложений № 4-№ 7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным времени.
Ответ: 4
IV. Итог урока
V. Разноуровневое домашнее задание
- Уровень № 1. Составьте 5 СП, определите вид СП.
- Уровень № 2. Выпишите из любого источника пять сложных предложений с разными видами связи, составьте их схемы, произведите синтаксический разбор одного предложения (на выбор).