Цели урока:
Деятельностная: учить работать с гипотезой на основе анализа учебного материала «Перенос слова».
Содержательная: познакомить учащихся со способом переноса слов с буквой «Й».
Личностные УУД: Учащиеся осознают границы собственного знания и «незнания»; адекватно, позитивно оценивают себя и свои поступки.
Регулятивные УУД: Учащиеся планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника, работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: Учащиеся находят ответы на вопросы в тексте, таблице; делают выводы в результате совместной работы группы; преобразовывают информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: Учащиеся осознанно строят речевые высказывания; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения); слушают и понимают речь других.
Предполагаемый результат: дети научатся анализировать разные источники информации по теме урока и делать выводы.
Материалы к уроку:
- Большая энциклопедия начальной школы в 2-х томах. Т.1 – СПб.: «Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА - ПРЕСС», 2001. Стр. 126;
- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. «Русский язык» Учебник для 1 класс – М: Просвещение», 2012;
- Таблицы «Перенос слов».
Ход урока
1. Мотивация и актуализация знаний.
Прозвенел звонок,
Нам пора начать урок!
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
- Откройте тетрадь. Запишите дату: ...
- Внимательно послушайте стихотворение.
Перенос веди толково!
Чтобы дело шло на лад,
Раздели на слоги слово,
Как на дольки – шо-ко-лад.
- Что значит «толково»? (Ясно, понятно.)
- Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения?
- Какие правила переноса слов вы знаете?
- Прочитайте слова: Аня, майка, лиса, радуга, край.
- Спишите слова, разделяя их для переноса горизонтальной чёрточкой.
(2 ученика работают у доски, остальные дети – самостоятельно в тетради)
- Проверяем с объяснением.
- Обратите внимание на то, как девочки перенесли слово «майка».
- Почему получилось два варианта переноса слова «майка»? (ма-йка, май-ка) (Не знаем правило переноса слов с буквой Й)
- Итак, какие же гипотезы можно выдвинуть? (Гипотеза – предположение.)
- 1-я гипотеза: Предположим, что буква «й» от предыдущей буквы при переносе отделяется.
- 2-я гипотеза: Предположим, что буква «й» от предыдущей буквы при переносе не отделяется.
- Предлагаю вам провести исследование, в процессе которого мы определим, какая из предложенных гипотез верна, а какая гипотеза ошибочна.
- Сегодня каждый из вас станет исследователем.
- А кто такой исследователь? (Человек, который открывает что-то новое.)
- В толковом словаре Ожегова даётся следующее определение: Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.
- Какова будет цель нашего исследования?
(Цель исследования: Изучить правило переноса слов с буквой «Й».)
2. Исследование в малых группах
Организуется работа в 4 группах. Каждой группе предоставляется источник информации, в котором содержится информация о переносе слов, листок и карта исследования.
- Предлагаю провести исследование в группах. Каждая группа будет работать со своим источником информации по карте исследований.
У 1, 2, 3 групп источник информации – учебник русского языка.
У 4 группы источник информации – энциклопедия.
У 5, 6, 7 групп источник информации – таблица «Перенос слова».
- Садитесь удобно, внимательно читайте и выполняйте предложенные задания.
1–3 группы.
Карта исследования:
- Открой учебник на стр. 80.
- Найди упражнение № 5.
- Прочитай и выполни задание.
- Сделай вывод и закончи предложение:
«Буква «Й» от предыдущей буквы при переносе ___________ .»
4 группа.
Карта исследования:
- Открой справочник на стр. 126.
- Найди и прочитай правило о переносе слов с буквой «Й».
- Отделяется ли буква «Й» от предыдущей буквы при переносе слов?
- Выпиши слово с буквой «Й», разделяя чёрточкой для переноса.
- Сделай вывод и закончи предложение:
«Буква «Й» от предыдущей буквы при переносе ______________ .»
5-7 группы.
Работа с таблицей «Перенос слова».
Карта исследования:
- Рассмотри таблицу «Перенос слова».
- Найди слова, где показан перенос с буквой «Й».
- Отделяется ли буква «Й» от предыдущей буквы при переносе слов?
- Выпиши 2 слова с буквой «Й», разделяя чёрточкой для переноса.
- Сделай вывод и закончи предложение:
«Буква «Й» от предыдущей буквы при переносе _____________.»
3. Обмен информацией
- Какой вывод вы сделали?
- Ещё раз прочитайте выписанные слова и скажите, после какой буквы пишется буква «й»? (После буквы, обозначающей гласный звук.)
4. Связывание информации
- Предлагаю вернуться к нашим гипотезам.
- Ещё раз прочитайте обе гипотезы.
- Какая гипотеза подтвердилась?
- Какую гипотезу мы опровергли?
- А теперь вернёмся к слову «майка».
- Какой вариант переноса верный?
- Кто правильно перенёс слово «майка»?
- Я попробовала записать правило переноса слов с буквой «й» схемой.
- Помогите её прочитать.
- Сколько слогов в слове?
- Что обозначает красный овал?
- Что происходит с буквой «й» при переносе?
Физминутка
5. Применение (фронтальная форма работы)
- Предлагаю вам себя проверить.
1. Задание «Верно – неверно». (Индивидуальная форма работы с самопроверкой.)
На листочках написаны слова. Обозначь «Х» слова, которые разделены для переноса правильно.
- Проверьте себя. (Самопроверка по образцу)
- Если ошибок нет, поставьте «+».
2. Прочитайте скороговорку: Райке купили майку с каймой.
- Что такое «кайма»?
Кайма – это полоса по краю майки, отличающаяся цветом или узором.
- Прочитайте скороговорку сначала медленно, чётко произнося слова.
- А сейчас быстро и чётко.
Найдите слова с буквой «Й». Выпишите, разделяя эти слова горизонтальной чёрточкой для переноса.
- Выполните задание в тетради.
- Проверьте себя. (Самопроверка по образцу.)
- Если ошибок нет, поставьте «+».
3. Напиши слова под диктовку, деля их горизонтальной чёрточкой для переноса: гайка, зайка, лужайка, змейка, лейка, стройка.
- Проверка с помощью документ – камеры.
- Если ошибок нет, поставьте «+».
6. Подведение итогов, рефлексия
- Ребята, вам понравилось быть исследователями?
- Какое открытие вы сделали на уроке?
- Оцените себя.
Рефлексия: дети выбирают для себя строчку и рисуют кружок цветом (зелёный, жёлтый, синий, красный).
- Оцените себя. Для этого выберите строчку и нарисуйте рядом кружок определённого цвета.
Урок полезен, всё понятно. |
(зелёный) |
Лишь кое-что чуть-чуть неясно. |
(жёлтый) |
Ещё придётся потрудиться. |
(синий) |
Да, трудно всё-таки учиться! |
(красный) |