Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.
Цель урока: обобщить знания об именах существительных, именах прилагательных и глаголах ; выявить роль частей речи в русском языке.
Задачи урока:
- Образовательная: вспомнить признаки, на основе которых слова объединяются в части речи; систематизировать имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме.
- Развивающая: формировать умение распознавать части речи, развивать навыки самостоятельной работы.
- Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, родному краю.
Формируемые УУД:
- Личностные: проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения; стремиться к развитию памяти, внимания и логического мышления.
- Предметные: применять полученные ранее знания при классификации частей речи.
- Регулятивные: уметь формулировать цель урока; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать результаты, корректировать свои действия.
Познавательные:собирать и анализировать информацию; уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные:уметь работать в парах, принимать участие в диалоге, аргументировать свою точку зрения, принимать мнение других людей.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.
Образовательные ресурсы: УМК «Школа России» учебник «Русский язык. Т.Г.Рамзаева 3 класс 2 часть – Дрофа 2014.
Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, групповая.
Технология: проблемная.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал в конвертах.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой
Привет сосед,
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил.
Всем улыбки сегодня дарил.
2. Мотивация к учебной деятельности
Мы сегодня отправляемся в длительное путешествие. Куда узнаем позже, но чтобы успеть пройти сегодняшний отрезок пути, нужно чётко выполнять все указания проводника (меня), быть внимательными и собранными. Прочитайте фразеологические обороты и выберите тот, который будет являться девизом нашего урока.
- Спустя рукава.
- Засучив рукава.
3. Минутка чистописания
Крепость была основана у осетинского селения, известного в осетинском народе под именем Дзауджикау, что значит «селение Дзауга», названная так в честь первого основателя этого поселения Дзауга Бугулова. Возле этого аула в 1784 году русскими была построена крепость.
- Как называлась эта крепость? (Владикавказ, в настоящее время также называют Дзауджикау на родном осетинском языке).
- С какой буквы начинается название г.Владикавказа?
1 строка: Вв, Вв, Вв город Владикаваказ
- Как называется наша республика?
2 строка: Республика Северная Осетия–Алания
Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.
В какой стране мы живём? Составьте предложения со словом Россия.
3 строка: Разные народы живут в России.
Надпишите над каждым словом часть речи. Выделите грамматическую основу.
4. Актуализация знаний
Словарная работа.
Задание по рядам. Списать и вставить пропущенную букву. Выделить орфограммы. Сверить с доской.
- Обе., праз. ник, п.беда, б.лить, б.рёза.
- Р.бочий, х.роший, кр.снота, русский, суб. отний
- М. розит, д.журит, р.ботает, ж.лтый, . девает.
Найдите в каждой строке лишнее слово. Почему оно лишнее? (Является другой частью речи)
5. Постановка учебной задачи. Формулирование темы и задач урока учащимися
Выпишите лишние слова каждой строки в столбик, определите части речи, образуйте однокоренные имена существительные, прилагательные, глаголы и запишите рядом.
Белить, белизна, белый.
Краснота, красный, краснеть
Жёлтый, желток, желтеть.
Работа в парах. Проверка задания.
Назовите прилагательные в каждой строке. О чём вам говорят три цвета: белый, красный и жёлтый? (Цвета флага республики Северной Осетии)
- Какие части речи в каждой строке?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? Части речи.
- Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока.
- Повторим …..
- Научимся отличать ….
- Выясним, какую роль…..
- Правильно, мы отправимся в страну Морфологии. Повторим части речи, будем отличать их и выясним какую роль они имеют в русском языке.
6. Поиск путей решения проблемы
1. Наблюдение за ролью частей речи в предложении.
- Прочитайте слова из песни «Город мой начинается с гор» на слайде.
Освещая … хребет,
Солнце … тебя озаряло,
Город мой, ты … двести лет
Часовым у теснины Дарьяла.
- Всё ли понятно в этом четверостишии?
- Чего не хватает? Распространите предложения. Дети предлагают свои ответы.
А у автора М.Дзасохова такие слова.
- Какими частями речи являются эти слова?
- Какую роль они играют в предложении?
Освещая скалистый хребет,
Солнце светом тебя озаряло,
Город мой, ты стоишь двести лет
Часовым у теснины Дарьяла.
2. Проблемная задача.
- Как определить часть речи в предложении? (По признакам)
Вспомним признаки частей речи, составим кластер.
Работа в группах. Дети методом мозгового штурма составляют кластеры: имя существительное, имя прилагательное, глагол из табличек в конвертах. Капитаны команд зачитывают признаки частей речи. Один ученик работает на интерактивной доске, составляет кластер. (Рисунок 1)
- Какой части речи не хватает, которую мы прошли? (Местоимения).
- Аукцион. Назовите признаки местоимения.
3. Решение проблемы.
- Определите, какой частью речи являются данные слова.
Мороженое, дежурный, часовой, столовая, военный, больной.
- Всегда ли прочитав одно слово можно определить часть речи? (Нужен контекст или словосочетание).
Составьте предложения с этими словами, чтобы они были существительными ил прилагательными. Два предложения со словом столовая запишите в тетрадь с доски.
Альпинисты начали восхождение на Столовую гору. Дети пообедали в столовой.
Что вы знаете про Столовую гору? (Столовая гора изображена на гербе Владикавказа и отлично видна из города. Присутствует она и на гербе Республики Ингушетия, так как стоит на ее границе с Северной Осетией–Аланией. Это одна из крупнейших вершин Скалистого хребта Кавказских гор, ее высота около 3000 м.)
Физкультминутка.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо!
Хорошо жить на Кавказе? (выставляют большие пальцы)
Хорошо!
4. Закрепление знаний.
Признаки имени существительного и прилагательного.
Работа в парах.
Прочитайте осетинские пословицы, вставив окончания.
- Хорош… одежда плохого хорошим не делает.
- Хорош… на улице не бросают.
- Хорош… конь недолго живёт.
- Объясните смысл пословиц. Назовите прилагательные.
- Чем они отличаются? (Окончанием, в разном роде).
- Какой вывод можно сделать о признаках существительных и прилагательных? (Имеют род, число, связь прил. с сущ.)
5. Самостоятельная работа. Роль глаголов в предложении.
Вставить глаголы в предложения. Какую роль выполняют глаголы в речи? Списать в тетрадь. Надписать части речи: сущ., прил., гл.
Река Терек ….. свое начало на территории Грузии, из ледника горы Зигла-Хох. Из Грузии Терек ….. свои воды в Россию. Здесь река …… по землям Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Чечни и Дагестана. …… Терек в Каспийское море.
Слова для справок: протекает, несёт, впадает, берет.
7. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке выбором двух фразеологизмов.
- Витал в облаках.
- Не успел глазом моргнуть.
- Работал, не покладая рук.
- Зарубил себе на носу.
- Работал в поте лица.
- Каша в голове.
- Ловил каждое слов.
- Бил баклуши.
8. Итог урока
- Какие части речи мы повторили на уроке?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Какую роль играют части речи в русском языке?
- Чем необычен и полезен был сегодняшний урок?
9. Домашнее задание
Творческое задание: придумать синквейн к имени существительному, имени прилагательному, глаголу.