Тип урока: |
Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода через технологии проблемного обучения и ИКТ технологии |
Авторы УМК: |
Кузнецова Н.Е., Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара. - 4-е изд. перераб. М.: Вентана-Граф, 2013-2015. |
Цели урока: |
Формирование образовательных компетенций через технологии проблемного обучения и ИКТ технологии у обучающихся 8 «Б» класса в предметной области химия по теме: «Соли, классификация, физические и химические свойства». |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
Личностные: планировать, управлять, контролировать и оценивать свою учебную деятельность. Метапредметные:
|
Оборудование: |
ПСХЭ Д.И. Менделеева, ряд ЭО, компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект, штатив, пробирки, растворы HCI, AgNO3, Na2CO3, CuSO4, NaOH, Fe (гвоздь) |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
Создание эмоционального настроя на учебную деятельность. |
Настраиваются на работу |
Осуществлять контроль и коррекцию своих действий и действий партнера. |
1 ЭТАП. МОТИВАЦИЯ |
|||
Цель этапа: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Создаёт проблемную ситуацию, используя технологию проблемного обучения[1], прием фантастическая добавка, используя ИКТ технологии [2]. Сегодня мы с вами посещаем Страну веществ, классовое название которых означает «рождённые солнцем». Почему же «рождённые солнцем»? Да потому что многие вещества этого класса любят «прятаться» в воде. Но как только горячие солнечные лучи выпарят воду, эти вещества предстают перед нами во всей своей красе. Посмотрите, какими разными они бывают! |
Анализируют полученную информацию и извлекают необходимую на данном этапе урока. Самостоятельно формулируют тему урока и ставят перед собой задачи. Вспоминают изученные классы веществ |
Личностные: |
2 ЭТАП. АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ |
|||
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. |
Записывает формулы веществ, о которых шла речь в рассказах. И предлагает учащимся составить классификацию предложенных веществ. |
Систематизируют полученные знания, разрабатывают классификацию предложенных веществ. |
Познавательные: |
3 ЭТАП. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ |
|||
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: решили несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д. |
Дает учащимся карточки с различными классами веществ, с целью выработать компетенции классификации веществ, помогает учащимся отработать алгоритм названия кислых и основных солей, помогает учащимся осуществить взаимопроверку проделанной работы. |
Работают с карточкой учителя, выбираю изучаемый класс веществ. Дают названия выбранным веществам, согласно алгоритма, который отработали с учителем. Классифицируют вещества данного класса веществ (кислые, средние, основные) Осуществляют взаимопроверку |
Познавательные: |
4 ЭТАП. ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ |
|||
Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. Для этого необходимо: выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; довести его до уровня автоматизированного навыка при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса |
Помогает учащимся изучить химические свойства солей, используя для этого химический эксперимент и технологию ОИД [5]. Особое внимание уделяя ПРИЗНАКАМ химической реакции, после каждого химического эксперимента учитель и учащиеся проговаривают признак химической реакции, который наблюдали при выполнении химического эксперимента. |
Проводят химический эксперимент. Согласно химическим свойствам солей. |
Регулятивные: |
5 ЭТАП. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|||
Для реализации этой цели: организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке, учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия, намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) |
В конце завершения урока учитель предлагает учащимся использовать прием Синквейн [5] и прием толстый и тонкий вопрос [6]. |
Работают над приемом Синквейн или приемом толстый и тонкий вопрос, выбирают самостоятельно. |
Личностные: |
Список используемой литературы
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для V–VII классов образовательных организаций);
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975. - 10 с.
- Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, О.А.Ивашедкина, Т.Б.Казачкова, О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 176 с.
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. – М.: Вита-пресс, 1999. - 88с
- Современная оценка образовательных достижений учащихся: Методическое пособие / Науч.ред.: И.В.Муштавинская, Е.Ю.Лукичева. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 304 с.
- И.В.Муштавинская. Теория развития критического мышления на уроке и в системеи подготовке учителя: учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 144 с.