Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Цели урока:
- Расширять и закреплять знания учащихся о родном городе.
- Познакомить с историей возникновения города.
- Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родной город.
Предварительная работа:
- Рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций из книг о родном городе.
- Экскурсии, беседы.
- Оформление альбома «Ульяновск-Симбирск».
Оборудование и материалы:
- Иллюстрации, фотографии родного города в старину и сегодня.
- Карта Ульяновской области.
- Презентация «История Ульяновска».
Задачи урока:
- Образовательная: систематизировать знания учащихся по теме;
- Развивающая:
- развитие познавательной активности учащихся,
- стремление учащихся к использованию дополнительной литературы по краеведению.
- Воспитывающая: патриотическое воспитание на примерах бережного отношения к истории своего края.
Организация учебной деятельности: краткие записи по ходу урока и выступлений учащихся; самостоятельная работа с картами и выполнение заданий.
План урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Изучение нового материла.
- Рефлексия.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Изучение нового материла.
Познавательная задача:
Учитель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в прошлое нашего города.
А для начала послушайте стихотворение:
Белой чайкой взметнулся над Волгой
И паришь над могучей рекой.
Путь в веках твой был славным и долгим,
Мой Симбирск, мой Ульяновск родной…
(Нина Климко)
Вот какими красивыми словами поэт описала наш родной город! Попробуйте и вы рассказать, за что любите наш Ульяновск.
Учащиеся отвечают.
Учитель: Сегодня, ребята, мы закрепим с Вами знания о том, как появился наш город.
Раньше город назывался Синбирск, а затем Симбирск. В переводе оно означает «город семи ветров». Ульяновск расположен на обоих берегах Волги. Старая часть города расположена на правом высоком берегу реки Волги, и там всегда дуют ветра со всех сторон.
«Наверху приволжских гор
Зеленел когда-то бор,
Ветер выл без смены;
Вот в средине пустыря
Глядь-поглядь монастыря
Поднялися стены.
Не по дням, а по часам
Городок разросся там,
Ветренный прозваньем.
Названный был ли так от гор,
Иль по милости сестер,
Смолчано преданьем.
Существует много преданий, почему город назван Симбирском. Одно предание гласит, что он получил свое название по горе, на которой он расположен. Название горы произошло от названия древнего поселения Симбир, существовавшего, здесь раньше. В свою очередь название Симбир произошло, возможно, от чувашских слов «синбирен» - белая гора, или от мордовских» Сююн бир» - зеленая гора.
Итак, мы с вами отправляемся в путешествие в древний город-крепость Симбирск.
Игровая ситуация: «Путешествие в древний город» и (обыгрывание строительства древнего города-крепости на интерактивной доске). Макет крепости.
Вокруг этого города стоял высокий дубовый частокол. Сейчас это называется забор, но его в современное время не делают таким высоким. А почему, как вы думаете?
(Ответы учащихся)
- Правильно. Давным-давно, когда часто нужно было обороняться от врагов, которые хотели захватить города, люди для защиты строили высокие заборы – частоколы. Для охраны селений от врагов.
Новый город с засекой поставили. Для служилых казаков и наших стрельцов. С воеводою царским поставили.
Строил город боярин Богдан Хитрово
Алексея Царя повелениям
Окружил частоколом и валом его
И заставил хоромным строением.
(показ слайдов)
Основал город Богдан Хитрово.
Город рос и развивался. В Симбирске развивались ремесла. Гончары делали посуду из глины, а кузнецы обрабатывали железо и делали из него оружие, военное снаряжение и орудия труда: топоры, молотки и т.д. Женщины ткали, вязали, вышивали. Все это продавалось и Симбирск стал местом бойкой торговли.
(Рассказ сопровождается показом слайдов)
Есть на свете замечательные люди, которые трудом и талантом прославили своё имя. В честь таких людей называют города, корабли, улицы, площади и бульвары. В нашем городе тоже есть улицы, парки, названные в честь знаменитых людей.
В городе в разное время жили многие известные люди: историк Н.М.Карамзин, писатель И.А.Гончаров, поэт Н.М.Языков, художник А.А.Пластов, здесь родился и вырос известнейший человек в истории страны Владимир Ильич Ульянов (Ленин). 9 мая 1924 года Симбирск переименовали в Ульяновск.
Город постепенно рос. Сегодня Ульяновск – очень красивый современный город. Венец- красивейший бульвар на высокой гористой бровке волжского косогора в исторической части Ульяновска, оттуда открывается величественный живописный вид на Волгу и Заволжье… В нашем городе находятся известные заводы: авиационный и автомобильный, текстильная и кондитерская фабрики, университеты и академии, музеи.
(показ презентации по ходу рассказа)
Ребята, наш город Ульяновск – это наша малая родина, самое родное место на Земле. Мы с вами – жители нашего родного города. Именно от нас с вами зависит, каким наш город будет в будущем. Если мы будем очень сильно любить свой город, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днём всё лучше и лучше, то сможем сказать словами поэта:
С каждым годом становишься краше,
Нет отраднее сердцу, милей
Площадей, переулочков, башен
В разноцветном каскаде огней.
(Нина Климко)
С каждым годом хорошеет Ульяновск. Мы все должны гордиться, что живём в таком большом и красивом городе.
4. Рефлексия
- Закончить наш урок хочется словами «Для меня Ульяновск - это ….» – Любимый город.
- А для вас? Продолжите фразу.
5. Итоги урока
Подведение итогов. Выставление отметок.
6. Домашнее задание
Творческое задание: подготовить рисунок или презентацию на опережающее задание по теме «Великие люди Симбирска - Ульяновска».