1. «Доска выбора» как форма проведения фронтального музыкального занятия
Такая форма проведения музыкального занятия универсальна и может быть использована в любое время, не зависимо от темы и не зависимо от задач, поставленных в той или иной музыкальной деятельности. Главное, для каждой запланированной деятельности на занятии иметь картинку-модель.
Цель занятия: С помощью игровой формы занятия, развивать инициативу, создавая ситуацию выбора деятельности, поднять мотивацию к музыкальной деятельности, создать атмосферу успешности, уважения и психологического комфорта.
Задачи:
- Задачи определяются в зависимости от стадии разучивания и целей планируемых педагогом в процессе деятельности с каждым произведением.
- Запланированные педагогом виды деятельности (игры) представляются картинками на доске. Один ребенок, которого по разным причинам педагог хочет выделить, выбирает картинку-игру (деятельность), которую он сейчас хочет предложить для сверстников.
- Таким образом, порядок игр на занятии определяет выбор детей.
- Дополнительный выбор педагог может предложить и в самих играх, танцах, песнях. (Пример: При выборе вида деятельности «Сочини», можно выбрать игру «Сочини», или «Песенка по кругу», или «Повторюша»).
2. «Доска выбора» как форма проведения тематического импровизационного занятия по слушанию музыки
Такая форма проведения музыкального занятия позволяет детям еще раз «поиграть» с музыкой, открыть новые штрихи, выразительные особенности, оттенки настроения «изучаемого» произведения.
Цель занятия: Создать ситуацию для дополнительного «пробования» и «рассматривания» характера и выразительных особенностей произведения. (Возможно, сегодня у кого-то произойдет встреча с акцентом в четвертом такте, а кто-то осознает и передаст на инструменте 2-х частность произведения).
Задачи:
- Развивать инициативу, создавая ситуацию выбора деятельности (игры) с музыкой и возможности создания различных (пластических, инструментальных, танцевальных, рисование) импровизаций.
- Создать ситуацию успешности, уважения и психологического комфорта для каждого ребенка, а также способствовать поднятию статуса у «изолируемых» детей.
- Побуждать к поиску: приемов игры на различных музыкальных инструментах; элементарных движений тела, рук; и вариантов отображения музыки в штрихе, цвете, линии.
На доске представлены виды импровизаций в процессе «активного» слушания произведения в виде картинок: инструментальная, танцевальная, пластическая (дирижирование) и рисование. Один ребенок, которого по разным причинам педагог хочет выделить, выбирает картинку-игру (импровизацию), которую он сейчас хочет предложить для сверстников.
Таким образом, на протяжении занятия у детей есть возможность с помощью разных видов деятельности «рассмотреть» и «передать» через инструменты, пластику рук, элементарных движений тела и рисованию музыки характер и выразительные особенности произведения. Порядок импровизаций определяет выбор детей.
3. «Доска выбора» как форма проведения заключительного (итогового) тематического комплексного занятия по слушанию музыки
Цель занятия: Развитие инициативы и возможности сделать собственный независимый выбор в процессе «активного» слушания музыки.
Задачи:
- Обогатить или активизировать словарный запас при подборе определений, подходящих под описание характера или выразительных особенностей произведения.
- Развивать инициативу, создавая ситуацию выбора деятельности (игры) с музыкой и возможности создания различных (пластических, инструментальных, танцевальных, рисование) импровизаций.
- Развивать логическое мышление с помощью компьютерной игры «Ассоциации», а также активизировать речевую активность и развитие связной речи.
В самом начале занятия детям предлагается по фрагменту определить произведение и «набрать» в Д/и «Музыкальная копилка» нотки-определения, попутно активизируя мелкую моторику.
На доске представлены виды импровизаций в процессе «активного» слушания произведения в виде картинок: инструментальная, танцевальная, пластическая (дирижирование) и рисование.
Каждый ребенок осуществляет свой выбор, с помощью нотки-магнита определяя центр, в котором он сейчас будет музицировать. Дети одновременно в разных, выбранных каждым ребенком центрах, импровизируют под звучащие для всех сразу произведение. Выбор дети осуществляют два раза. (Никто не возбраняет выбор ребенком одного центра два раза).
В заключение детям предлагается компьютерная игра «Ассоциации». У игры 3 разновидности: «Цвет и цветы», «Картины и явления природы», «Цвет и животные».
Дети, договариваясь или голосуя, выбирают вариант игры.
4. «Доска выбора» как форма совместного тематического развлечения с родителями
Цель мероприятия: Создать условия психологического комфорта, ситуации успеха и желания для активного общения и сотворчества детей и их родителей.
Задачи:
- Формировать у родителей партнерские взаимоотношения с их детьми, «позволить» детям быть наставниками, помощниками для взрослых, показывая как легко «играть» с музыкой.
- Закрепить знания детей об «изученных» произведениях. Расширить или освежить знания взрослых о композиторе и его произведениях.