Использование «Доски выбора» в организованной музыкальной деятельности как формы проведения фронтального, тематического музыкальных занятий, основанных на деятельностном «активном» слушании, игры с музыкой

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


1. «Доска выбора» как форма проведения фронтального музыкального занятия

Такая форма проведения музыкального занятия универсальна и может быть использована в любое время, не зависимо от темы и не зависимо от задач, поставленных в той или иной музыкальной деятельности. Главное, для каждой запланированной деятельности на занятии иметь картинку-модель.

Цель занятия: С помощью игровой формы занятия, развивать инициативу, создавая ситуацию выбора деятельности, поднять мотивацию к музыкальной деятельности, создать атмосферу успешности, уважения и психологического комфорта.

Задачи:

  • Задачи определяются в зависимости от стадии разучивания и целей планируемых педагогом в процессе деятельности с каждым произведением.
  • Запланированные педагогом виды деятельности (игры) представляются картинками на доске. Один ребенок, которого по разным причинам педагог хочет выделить, выбирает картинку-игру (деятельность), которую он сейчас хочет предложить для сверстников.
  • Таким образом, порядок игр на занятии определяет выбор детей.
  • Дополнительный выбор педагог может предложить и в самих играх, танцах, песнях. (Пример: При выборе вида деятельности «Сочини», можно выбрать игру «Сочини», или «Песенка по кругу», или «Повторюша»).

https://youtu.be/A1J51Uv1egA

2. «Доска выбора» как форма проведения тематического импровизационного занятия по слушанию музыки

Такая форма проведения музыкального занятия позволяет детям еще раз «поиграть» с музыкой, открыть новые штрихи, выразительные особенности, оттенки настроения «изучаемого» произведения.

Цель занятия: Создать ситуацию для дополнительного «пробования» и «рассматривания» характера и выразительных особенностей произведения. (Возможно, сегодня у кого-то произойдет встреча с акцентом в четвертом такте, а кто-то осознает и передаст на инструменте 2-х частность произведения).

Задачи:

  • Развивать инициативу, создавая ситуацию выбора деятельности (игры) с музыкой и возможности создания различных (пластических, инструментальных, танцевальных, рисование) импровизаций.
  • Создать ситуацию успешности, уважения и психологического комфорта для каждого ребенка, а также способствовать поднятию статуса у «изолируемых» детей.
  • Побуждать к поиску: приемов игры на различных музыкальных инструментах; элементарных движений тела, рук; и вариантов отображения музыки в штрихе, цвете, линии.

На доске представлены виды импровизаций в процессе «активного» слушания произведения в виде картинок: инструментальная, танцевальная, пластическая (дирижирование) и рисование. Один ребенок, которого по разным причинам педагог хочет выделить, выбирает картинку-игру (импровизацию), которую он сейчас хочет предложить для сверстников.

Таким образом, на протяжении занятия у детей есть возможность с помощью разных видов деятельности «рассмотреть» и «передать» через инструменты, пластику рук, элементарных движений тела и рисованию музыки характер и выразительные особенности произведения. Порядок импровизаций определяет выбор детей.

https://youtu.be/kH5VDZsuhnQ

3. «Доска выбора» как форма проведения заключительного (итогового) тематического комплексного занятия по слушанию музыки

Цель занятия: Развитие инициативы и возможности сделать собственный независимый выбор в процессе «активного» слушания музыки.

Задачи:

  • Обогатить или активизировать словарный запас при подборе определений, подходящих под описание характера или выразительных особенностей произведения.
  • Развивать инициативу, создавая ситуацию выбора деятельности (игры) с музыкой и возможности создания различных (пластических, инструментальных, танцевальных, рисование) импровизаций.
  • Развивать логическое мышление с помощью компьютерной игры «Ассоциации», а также активизировать речевую активность и развитие связной речи.

В самом начале занятия детям предлагается по фрагменту определить произведение и «набрать» в Д/и «Музыкальная копилка» нотки-определения, попутно активизируя мелкую моторику.

На доске представлены виды импровизаций в процессе «активного» слушания произведения в виде картинок: инструментальная, танцевальная, пластическая (дирижирование) и рисование.

Каждый ребенок осуществляет свой выбор, с помощью нотки-магнита определяя центр, в котором он сейчас будет музицировать. Дети одновременно в разных, выбранных каждым ребенком центрах, импровизируют под звучащие для всех сразу произведение. Выбор дети осуществляют два раза. (Никто не возбраняет выбор ребенком одного центра два раза).

В заключение детям предлагается компьютерная игра «Ассоциации». У игры 3 разновидности: «Цвет и цветы», «Картины и явления природы», «Цвет и животные».

Дети, договариваясь или голосуя, выбирают вариант игры.

https://youtu.be/G8Vd8VY9QHg

4. «Доска выбора» как форма совместного тематического развлечения с родителями

Цель мероприятия: Создать условия психологического комфорта, ситуации успеха и желания для активного общения и сотворчества детей и их родителей.

Задачи:

  • Формировать у родителей партнерские взаимоотношения с их детьми, «позволить» детям быть наставниками, помощниками для взрослых, показывая как легко «играть» с музыкой.
  • Закрепить знания детей об «изученных» произведениях. Расширить или освежить знания взрослых о композиторе и его произведениях.