1. Пояснительная записка
Методическая разработка урока составлена на основе Федерального образовательного стандарта основного общего образования. При составлении урока учтены основные идеи Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Класс: 6.
Учебно-методический комплект: «Математика» авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. и др. предназначен для 6 классов общеобразовательных организаций.
Раздел программы: глава I «Обыкновенные дроби» параграф 3 «Умножение и деление обыкновенных дробей» п.18 «Нахождение числа по его дроби».
Оборудование:
- учитель: ИКТ, технологическая карта с заданиями и оценочным листом, учебное задание в парах на карточке, магниты.
- ученик: учебные принадлежности: карандаш, ручка, тетрадь.
Цели и задачи урока (планируемые результаты):
Цель деятельности педагога: создать условия для осознанного усвоения учащимися понятия нахождения части от числа и числа по его части за счет совместного и одновременного изучения действий - решения прямой и обратной задачи, повысить уровень осмысления учащимися изученного материала через различные учебные задания.
Планируемые результаты:
- Предметные: умение определить тип задачи и найти правильный способ решения.
- Личностные: ориентация учащегося на понимание причин успеха в учебной деятельности, стремление к улучшению результата за счёт самоанализа своей деятельности.
Метапредметные:
- Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать будущие учебные действия.
- Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Коммуникативные: Развивать умение работать в группах, обучаться в сотрудничестве, вести монолог и диалог.
Задачи урока:
- Повторить правила действий с обыкновенными дробями. Закрепить решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.
- Проверить степень усвоения учащимися учебного материала. Развивать умения, навыков самоконтроля:
- Воспитывать у обучающихся навыки совместной работы в парах или группах с распределением функций и разделением ответственности за конечный результат.
Вид урока: практикум (обобщение изученного ранее материала).
Методы – беседа, создания ситуации успеха, контроля и самоконтроля.
Формы – фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
2. Обоснование выбора образовательной технологии
Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Умение анализировать полученную информацию с позиции логики, применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, развитие мыслительных навыков, работать самостоятельно.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Содержание урока |
Формируемые УУД/ |
I. Мотивационно-целевой этап |
|||
Приветствие учащихся. |
Слушают учителя, настраиваются на работу. |
Организация внимания, настрой на урок. |
Личностные: |
Учитель предлагает проверить правильность решения задач, которые оформлены на доске (на экране) и если есть ошибка, исправить ее: |
Учащийся находят ошибку в решении задач, определяют тип задачи и проговаривают правила нахождения значения дроби от числа и числа по его дроби (процентам) и исправляют ошибки. |
Найдите ошибку в решении задач и исправьте ее |
|
Через 2 минуты учитель спрашивает о получившихся результатах и фиксирует правильное решение задач на СЛАЙДЕ 3 |
Ученики выполняют задание, через 2 минуты проговаривают свои результаты. |
правильное решение: чтобы найти число по его дроби и значению дроби, надо значение дроби разделить на дробь: 50:0,2=250 |
|
Выявлена проблема! Учитель начинает задавать наводящие вопросы: После ответов учеников учитель задаёт наводящие вопросы: |
Отвечают на вопросы: Неправильно определены типы задач; Допущена ошибка в вычислениях (неправильно переведены проценты в десятичную дробь) Постановка целей урока обучающимися как собственной учебной задачи, планирование будущих учебных действий: Повторить действия с дробями (умножение и деление дробей) Повторить и закрепить правила нахождения значения дроби от числа и числа по его дроби (процентам); Закрепить умение решать задачи. |
Выявлена проблема! Неправильно определены типы задач; Допущена ошибка в вычислениях (неправильно переведены проценты в десятичную дробь) - Если вы правильно определили ошибки, что необходимо предпринять, чтобы не допускать ошибок и впредь? Повторить действия с дробями (умножение и деление дробей); Повторить и закрепить правила нахождения значения дроби от числа и числа по его дроби (процентам); Закрепить умение решать задачи. |
|
II. Процессуальный этап |
|||
Записать тему урока |
Записывают тему урока. У доски 2 учащихся выполняют эти же задания «по-секрету» на откидной доске. |
1. Учащиеся по просьбе учителя записывают тему урока |
Личностные: |
Парная работа с классом: заполнить конструктивную таблицу по определению задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.
Учитель предлагает ученикам распределить между собой роли «Ученик», «Учитель» и расскажите друг другу правила и оцените |
В технологической карте заполняют по инструкции конструктивную таблицу:
3. Распределите между собой роли: «Ученик», «Учитель» |
Парная работа с классом: |
|
Динамическая пауза – 1 мин. |
Учащиеся отвечая на вопросы поворачиваются в ту сторону, где находятся ответы (ответы прикреплены на стены) |
Вокруг вас на стенах кабинета есть необычные карточки. Поворачиваясь вокруг себя, найдите ответы на мои вопросы. Приложение 2. |
|
Учитель выдает раздаточный материал на каждую парту с условием задания, проговаривает время выполнения задания. |
Учащиеся читают задачи, совместно распределяют по типам решения задач, заполняют таблицу и оценивают друг друга по результатам совместной работы. |
4. Работа в парах – 3 мин. Приложение 3. |
|
Учитель предлагает решить задачи (разноуровневые) из конверта самостоятельно, распределить задачи по цвету между друг другом (желтые и зеленые). |
Решают задачи, распределив задачи по цвету между друг другом (желтые и зеленые). |
5. Самостоятельная работа в тетради - 10 мин. Приложение 3. |
|
В это время учитель предлагает групповую работу для одаренных учеников |
Учащиеся садятся в группы и решают задачи, аналогично распределяют между собой по цвету. |
6. Работа с одаренными учениками. Задачи обсуждают и решения записывают в тетрадь – 10 мин. Приложение 4. |
|
Учитель предлагает проверить самостоятельную работу (самооценка) - 3 мин. |
Учащиеся проверяют по ответам на доске. Учащиеся оценивают себя по результатам работы. |
Учащиеся проверяют по ответам на экране и оценивают себя по результатам работы. СЛАЙД 7. |
|
Организация учителем анализа допущенных ошибок |
Учащимися осуществляется рефлексия: что мне надо сделать и повторить, чтобы закрепить результат или не допускать ошибок. |
Проведён анализ результатов работы. Осуществлена рефлексия: что мне надо сделать и повторить, чтобы закрепить результат или не допускать ошибок. |
|
Рефлексивно-оценочный этап |
|||
Учителем организуется рефлексия посредством соотношения поставленной цели и результатов урока, аргументации полученных итогов. |
Участвуют в обсуждении. - 3 мин. |
Вернемся в начало урока и постараемся ответить на вопросы: СЛАЙД 8 |
Личностные: |
Учитель задаёт домашнее задание на дом, комментирует его. |
Учащиеся записывают домашнее задание согласно уровню сложности, который они хотели бы выполнить. |
Домашнее задание. Приложение 5. |
|
По окончанию урока учитель благодарит детей за интересную работу и предлагает нарисовать Смайлик – отношение к уроку. Собирает технологические карты и тетради. |
Учащиеся рисуют свое отношение к уроку и сдают технологические карты учителю. |
Нарисовать свое отношение к уроку. |
Список литературы
- Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. «Математика 6 класс» учебник, Москва. «Мнемозина», 2008.
- Лекции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов» О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева.
- А.П.Ершова, В.В.Голобородько. «Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса», Москва «Илекса». 2015.
- А.В.Фартков. «Математические олимпиады. Муниципальный этап» Москва «Илекса». 2013.
- Л.П.Попова. «Контрольно-измерительные материалы. Математика. 6 класс», Москва «ВАКО», 2015.
- И.В.Ященко, О.А.Виноградова, Г.И.Вольфсон. «Математика. ВПР. 6 класс. Типовые задания». Москва «Экзамен», 2018.