Урок литературного чтения в 3-м классе. Рассказы И.С.Тургенева. "Воробей"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • продолжать знакомить детей с произведениями И.С.Тургенева; показать красоту и богатство рассказа «Воробей», его актуальность в наше время;
  • учить воспроизводить текст выборочно; высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении; выражать эмоциональное отношение к прочитанному;
  • развивать учебные и читательские умения; вырабатывать элементы выразительности и правильности чтения, соблюдение правильной интонации при чтении;
  • познакомить с композиционными частями сюжета (работа с сюжетно-композиционным треугольником).

Учебные материалы: учебник «Литературное чтение», автор Л.А.Ефросинина, 3 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение», 3 класс (1 часть), иллюстрации детей к отрывку «Лес и степь».

Ход урока

На доске – эпиграф к уроку:

Любовь – могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти!
И.С.Тургенев

I. Проверка домашнего задания

- Сегодня на уроке мы снова отправляемся в гости к замечательному писателю Ивану Сергеевичу Тургеневу. Назовите произведение, с которого у нас началось знакомство с творчеством этого писателя.

Отрывок из рассказа «Лес и степь».

- Что вы можете сказать об этом произведении?

- Это художественное описание картин природы и чувств человека.

- Какие картины рисует автор?

- Писатель рисует нам наступление весеннего утра, изображает знойный июльский день, описывает тёплый вечер и лунную ночь, показывает, как выглядит лес поздней осенью.

- А как природа влияет на человека?

- Природа вдохновляет и радует человека. Среди ее тишины и красоты легко думается, легко дышится. Природа успокаивает, лечит.

- Ребята, а что вам было задано на дом?

- Найти описание пейзажа (по желанию) и оформить страничку к нашей общей книге. Выучить наизусть описание и нарисовать иллюстрацию.

- Ребята, а что такое пейзаж? Кто может ответить?

- Пейзаж – это описание картины природы в художественном произведении.

- Как вы думаете, почему я задала выучить наизусть описание пейзажа, а не пересказать, например, близко к тексту?

- Описание природы напоминает журчание ручейка, песню, которая звучит в душе. Автор очень точно, выразительно, жизненно, красиво даёт нам описание природы, помогает не только увидеть красоту, но и ощутить ее на себе. Все художественные средства, отобранные писателем, помогают почувствовать прелесть русской природы и красоту художественного слова. А там, где лучше автора не скажешь, надо читать или цитировать. И нам необходимо пополнять свой речевой запас, развивать свою речь.

Некоторые ученики читают наизусть описание природы.

- А кто хочет пояснить свой рисунок? Почему вы выбрали именно этот пейзаж?

- Сегодня я хочу пригласить вас на урок любви.

II. Первичное восприятие произведения

(слушание рассказа И.С.Тургенева «Воробей»)

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Тургенева, который называется «Воробей». С этим произведением мы уже встречались во 2 классе, когда писали изложение. Хочу обратить ваше внимание на то, что рассказ «Воробей» - последнее произведение писателя, которое он успел написать.

Послушайте, я его вам прочитаю. Вы можете открыть учебники и следить по книгам, а можете воспринимать на слух.

III. Выявление первичного восприятия (беседа)

- Какие чувства вы испытали, слушая это произведение?

- Мы испытали тревогу и страх за судьбу беспомощного птенца и восхитились героическим поступком старого воробья.

- Какое место в рассказе вас заставило особенно сильно переживать?

- Когда собака приблизилась к упавшему молодому воробью.

- Когда старый воробей ринулся спасать своё детище и оказался один на один с громадным чудовищем.

- Кто рассказал нам эту историю?

- Рассказ «Воробей» ведется от лица автора и носит повествовательный характер.

IV. Работа с текстом

- А теперь поработаем с этим произведением более подробно. Прочитайте, где произошла эта история.

- «Я возвращался с охоты домой и шёл по аллее сада».

- Почему собака «начала красться»? Кого она увидела раньше автора? Прочитайте.

- «Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

СХЕМА

СЮЖЕТ

- Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья … он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки».

- А теперь откройте рабочую тетрадь на стр. 33 и выполните самостоятельно задание № 2. Прочитайте, как вы дописали предложение.

- «Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки».

- Какие слова подтверждают, что это был совсем маленький птенец?

- Пух на голове, ещё маленькие, прораставшие крылышки.

- Почему птенец оказался на дороге и сидел неподвижно? Прочитайте объяснение автора.

- «Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки».

- А теперь прочитаем, как взрослый воробей ринулся на защиту птенца.

- « Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!»

- Как вы думаете, испытал ли воробей страх, увидев приближающуюся собаку? Какие слова это доказывают?

- «Всё его  его трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!»

- Почему же воробей победил свой страх и был готов пожертвовать собой? Какая сила, «сильнее его воли», сбросила воробья с дерева?

Прочитайте, что об этой силе говорит автор?

- «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».

- Про какую любовь говорит автор?

- Про любовь к своему ребёнку.

- Правильно, молодцы! Откройте тетрадь и выполните задание № 4. Проверим, какие слова вы записали?

- «Только любовью держится и движется жизнь».

- Правильно. Молодцы! А как вы понимаете эти слова?

- Только любовь способна совершать чудеса и помогать в любой жизненной ситуации.

- Запомните эти слова на всю жизнь, они вам ещё пригодятся. Что вам хочется сказать о взрослом воробье? Какой он?

- Смелый, храбрый, сильный, любящий, готовый сражаться с любым чудовищем ради своего детёныша, жертвовать собою ради другог. Даже Трезор признал силу этой героической птицы.

- Подумайте, почему автора восхитил поступок воробья? Почему он благоговел перед этой маленькой, героической птицей?

- Я думаю, такой маленький воробей не испугался огромной собаки и кинулся защищать своего детёныша, несмотря на то что он сам весь трепетал от ужаса, потому что он не думал в такой момент о себе, а думал только о том, как спасти малыша. Воробей победил страх благодаря огромной силе любви, которая способна совершать чудеса ежеминутно.

- Ребята, а что бы вы пережили, если были бы вместе с автором на месте событий, описанных в рассказе «Воробей»?

- Я испытал бы страх, волнение и в то же время гордость за такую отважную птичку.

- Я обязательно помог бы воробью – отогнал бы собаку.

V. Аналитическое чтение по сюжетно-композиционному треугольнику

(упражнение в чтении каждой части; выделение слов, выражений и предложений, передающих переживание, страх, восхищение и т.д.)

- Ребята, а теперь мы будем читать и анализировать наш рассказ, используя сюжетно-композиционный треугольник. Вспомните строение этого треугольника: с чего он начинается и т.д.

На доске: (см. схему выше).

- Треугольник начинается со вступления.

- Найдите и прочитайте его.

- «Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня».

- Что дальше?

- Дальше идёт завязка.

- А что такое завязка?

- Это начало действия.

- Правильно. Найдите и прочитайте.

- «Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь».

- Что происходит далее?

- А дальше развиваются действия:

«Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки».

- Что происходит на вершине нашего треугольника?

- Кульминация.

- Что такое кульминация?

- Это самое важное событие в рассказе.

- Так какая же кульминация в этом рассказе?

- Это поступок старого воробья.

Дети читают 4-й, 5-й, 6-й абзацы со слов: «Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг» … до слов: «Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда».

- Что же происходит далее?

- Далее продолжает развиваться действие.

- Прочитайте.

- «Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу».

- Посмотрите на наш треугольник. Что вы можете сказать, глядя на него?

- Далее наступает развязка.

- А что такое развязка?

-  Развязка – это конец действия.

- Кто нашёл  развязку и может прочитать?

- «Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея».

- А чем заканчивается рассказ?

- Показывается отношение автора к поступку воробья. В рассказе есть заключение. Вот оно: «Да, не смейтесь. Я благоговел … и движется жизнь».

- А как вы понимаете слово благоговеть?

- Благоговеть – относится с глубочайшим почтением; очень сильно любить.

- Молодцы! А теперь просмотрите ещё раз весь текст и найдите слова, выражения, предложения, передающие переживание, страх и отчаяние.

- 3-й и 4-й абзацы.

«Сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки».

«Камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти».

- Найдите слова, предложения, передающие восхищение.

- «Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…

Он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна ему казаться собака! И всё-таки он не смог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Чтение 5-го, 6-го абзацев.

- Найдите слова,предложения, передающие удивление.

- «Мой Трезор остановился, попятился…

Видно, и он признал эту силу».

VI. Работа с микрокартинами (просмотр диафильма)

- Представим происходящее в рассказе, как будто мы сморим кино: кадр за кадром. Сначала мы видим охотничью собаку. А еще кого?

- Ещё мы видим молодого воробья, который упал из гнезда.

- А можем ли мы в следующем кадре увидеть охотника, то есть самого автора?

- Я думаю, что нет.

- А почему? Ведь можно было показать, как он стоит около дерева и смотрит на дерево или на свою собаку.

- Но ведь это не главное. Важнее показать, как старый воробей кинулся спасать своего детёныша.

- Что произошло дальше?

- К птенчику приблизилась собака, и в этот же миг перед ее мордой камнем упал старый черногрудый воробей.

- Что сделал старый воробей? Представьте его у морды собаки.

- Весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти. Он заслонил собою своё детище.

- Что случилось с Трезором? Как он себя повёл?

- Трезор остановился, попятился. Он признал эту силу. Потом автор отозвал смущённого пса.

- Что почувствовали герои этой истории – собака, писатель, молодой воробей, старый воробей?

- Собака почувствовала силу маленького воробья, его огромную любовь к детёнышу, смущение, удивление.

Писатель – глубочайшее почтение перед этой маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом, восхищение.

  • Молодой воробей – страх, заботу.
  • Старый воробей – страх, отчаяние, ужас.

- А что почувствовали вы?

- Мы почувствовали огромную силу любви. Мы поняли, что надо быть смелыми, храбрыми, добрыми.

- Какой урок преподал нам старый воробей?

- Старый воробей преподал нам урок мужества, отваги, мудрости.

- Чему мы должны учиться у старого воробья?

- Мы должны учиться любить.

- Посмотрите на доску  подумайте: почему я написала эти слова. Ведь если я их написала, то с какой – то целью. С какой? Подумайте, что хотел показать автор своим произведением?

- Любовь – могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти. Это главная мысль рассказа.

VII. Формирование читательских умений

- Молодцы! Назовите произведение, с которым мы сегодня работали на уроке.

- Рассказ И.С.Тургенева «Воробей».

- А как вы думаете, ребята, что автор хотел сказать этим произведением?

- Тургенев хотел рассказать нам о любви к ближнему, потому что только любовью держится и движется жизнь.

VIII. Выводы урока

- А закончить наш урок я хочу словами, которые записаны га доске и выражают главную мысль рассказа: «Любовь – могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти!» Ребята, учитесь любить и любите. Любите своих родителей, близких и друзей. И помните, что любовь – это огромная сила, которая может сделать невозможное. Огромной любви вам и всем присутствующим в классе!

IX. Рекомендации по работе с книгой

Домашнее задание. Выразительное чтение рассказа. Выучить наизусть 9-й или 10-й абзацы (по выбору), выполнить задания в тетради. Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Воробей», оформить по желанию модель.

Спасибо всем за работу на уроке!