Цель: рассмотреть особые свойства поверхностного слоя жидкости, сформировать понятия смачивания и капиллярности.
Задачи:
- Образовательные. Раскрыть природу сил поверхностного натяжения, изучить различие поведения жидкостей на поверхности твердого тела, получить формулу для расчета высоты поднятия (опускания) жидкости в капилляре.
- Развивающие.Формировать навыки анализа полученной информации и представления ее в кратком виде. Развивать коммуникативные навыки при работе. Продолжать формировать умение оценивать свою деятельность.
- Воспитательные. Воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач. Воспитывать терпимость, чувство ответственности и взаимоуважения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оборудование для демонстрационного эксперимента (мыльный раствор, проволочные каркасы, стакан с водой, канцелярские скрепки, иголки), презентация «Поверхностное натяжение жидкости. Капиллярные явления».
Тип урока: изучения нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Форма: индивидуальная, парная и фронтальная работа.
План урока:
I. Организационный момент (1 мин.)
П. Постановка цели урока, мотивация (2 мин.)
Ш. Лекция (40 мин.)
IV. Первичное закрепление:
1) Решение качественных задач (13 мин.)
2) Решение расчетных задач (18 мин.)
3) Тест (10 мин.)
V. Итог урока (5 мин.)
VI. Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие, учебные принадлежности.
П. Постановка цели урока, мотивация (Показ слайда №2).
Ш. Лекция.
Показ слайдов №3–№13
Учащиеся в течение объяснения учителя составляют ОК урока (записывают определения, примеры, вывод формул в тетрадь).
IV. Первичное закрепление. Работа по карточкам в парах. Приложение 1.
Решение качественных задач.
Учащиеся устно выполняют задачи в течение 8-9 мин., затем учитель предоставляет слово для объяснения желающим.
Решение расчетных задач. Учащиеся решают задачи в тетради, работая в парах, выполненные задачи проверяются у доски.
Выполнение теста по вариантам (карточки с текстом теста выдаются учителем), затем взаимопроверка по ключам на слайде №14.
V. Итог урока. Рефлексия.
Показ слайда №15.
Учащиеся продолжают фразы, подводят итог урока.
Учитель предлагает оценить ответы наиболее активных ребят.
VI. Домашнее задание.
Показ слайда №16.
Список литературы.
1. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т.1. Механика. Молекулярная физика. Пособие для учителей. Под ред. А.А.Покровского. Изд. 3-е, перераб. М. 1978.
2. Дик Ю.И., Кабардин О.Ф. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: 10-11 кл. / Ю.И.Дик, О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов и др.; Под ред. Ю.И.Дика, О.Ф.Кабардина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2002. - 157 с.: ил.
3. Г.Я.Мякишев. Физика. Учебник для 9 класса средней школы. М. Просвещение, 1982.
4. Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. М. Просвещение, 1998.
5. Касьянов В.А. Физика. 10 класс. Профильный уровень: учебн. Для общеобразоват. учреждений/ В А. Касьянов. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Дрофа, 2005. - 431с.: ил.
6. В.П.Демкович. Сборник задач по физике. М. Просвещение, 1981.
7. М.Е.Тульчинский Качественные задачи по физике в средней школе. М. Просвещение, 1972.