Поверхностное натяжение жидкости. Смачивание. Капиллярность

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: рассмотреть особые свойства поверхностного слоя жидкости, сформировать понятия смачивания и капиллярности.

Задачи:

  • Образовательные. Раскрыть природу сил поверхностного натяжения, изучить различие поведения жидкостей на поверхности твердого тела, получить формулу для расчета высоты поднятия (опускания) жидкости в капилляре.
  • Развивающие.Формировать навыки анализа полученной информации и представления ее в кратком виде. Развивать коммуникативные навыки при работе. Продолжать формировать умение оценивать свою деятельность.
  • Воспитательные. Воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач. Воспитывать терпимость, чувство ответственности и взаимоуважения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оборудование для демонстрационного эксперимента (мыльный раствор, проволочные каркасы, стакан с водой, канцелярские скрепки, иголки), презентация «Поверхностное натяжение жидкости. Капиллярные явления».

Тип урока: изучения нового материала.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Форма: индивидуальная, парная и фронтальная работа.

План урока:

I. Организационный момент (1 мин.)

П. Постановка цели урока, мотивация (2 мин.)

Ш. Лекция (40 мин.)

IV. Первичное закрепление:

1) Решение качественных задач (13 мин.)

2) Решение расчетных задач (18 мин.)

3) Тест (10 мин.)

V. Итог урока (5 мин.)

VI. Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие, учебные принадлежности.

П. Постановка цели урока, мотивация (Показ слайда №2).

Ш. Лекция.

Показ слайдов №3–№13

Учащиеся в течение объяснения учителя составляют ОК урока (записывают определения, примеры, вывод формул в тетрадь).

IV. Первичное закрепление. Работа по карточкам в парах. Приложение 1.

Решение качественных задач.

Учащиеся устно выполняют задачи в течение 8-9 мин., затем учитель предоставляет слово для объяснения желающим.

Решение расчетных задач. Учащиеся решают задачи в тетради, работая в парах, выполненные задачи проверяются у доски.

Выполнение теста по вариантам (карточки с текстом теста выдаются учителем), затем взаимопроверка по ключам на слайде №14.

V. Итог урока. Рефлексия.

Показ слайда №15.

Учащиеся продолжают фразы, подводят итог урока.

Учитель предлагает оценить ответы наиболее активных ребят.

VI. Домашнее задание.

Показ слайда №16.

Список литературы.

1. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т.1. Механика. Молекулярная физика. Пособие для учителей. Под ред. А.А.Покровского. Изд. 3-е, перераб. М. 1978.

2. Дик Ю.И., Кабардин О.Ф. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: 10-11 кл. / Ю.И.Дик, О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов и др.; Под ред. Ю.И.Дика, О.Ф.Кабардина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2002. - 157 с.: ил.

3. Г.Я.Мякишев. Физика. Учебник для 9 класса средней школы. М. Просвещение, 1982.

4. Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. М. Просвещение, 1998.

5. Касьянов В.А. Физика. 10 класс. Профильный уровень: учебн. Для общеобразоват. учреждений/ В А. Касьянов. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Дрофа, 2005. - 431с.: ил.

6. В.П.Демкович. Сборник задач по физике. М. Просвещение, 1981.

7. М.Е.Тульчинский Качественные задачи по физике в средней школе. М. Просвещение, 1972.