Цель:
- актуализировать знания об известных обучающимся правилам правописания -тся и -ться в глаголах;
- научить задавать вопросы к глаголам;
- способствовать усвоению орфограммы № 23;
- отрабатывать способ действия при выборе написания -тся и -ться;
- развивать образное мышление;
- расширить словарный запас учащихся, правильно употреблять в речи глаголы.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка.
Метапредметные:
- познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, формулировать собственное мнение;
- регулятивные: актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу.
Предметные:
- знать об условиях выбора написания -тся и -ться в глаголах;
- произношении [ца] на месте -тся и -ться;
- уметь правильно произносить глаголы на -тся и -ться;
- правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам;
- безошибочно писать -тся и -ться в глаголах.
№ п/п |
Этапы урока |
Формируемые УУД, цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. |
Организационный |
Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха. |
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. |
Приветствуют учителя и друг друга, поворачиваются друг к другу и улыбаются |
2. |
Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности |
Цель: подготовить мышление учащихся и организовать ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. |
1. Дайте определение глагола. |
Отвечают на вопрос учителя |
3. |
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности |
Познавательные: пытаются решить задачу известным способом, самостоятельное выделение и формирование цели. |
На доске: Саша хочет учиться на пятерки. Саша учится на пятерки. |
Вспоминают вопросы глаголов, делают вывод о правописании ться и тся |
4. |
Построение проекта выхода из затруднения и его реализация |
Цель: спланировать дальнейшую деятельность |
Алгоритм: Найдите глагол. Задайте вопрос к глаголу. Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся. |
Работают с учебником |
5. |
Первичное закрепление |
Цель: организовать работу, уметь оценить результат |
Собери пословицу (приложение). |
Самостоятельная работа |
6. |
Промежуточная рефлексия |
Цель: обобщить, сделать вывод |
1. Из продиктованных стихотворений выписать слова с изучаемой орфограммой. |
Работа в парах |
7. |
Физкультминутка |
Мы писали, мы читали, наши плечики устали, чтобы плечики размять, надо ручками махать. (одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.) А теперь давайте, братцы, за учебу приниматься. |
Вопрос: встретились ли в данном стихотворении слова на орфограмму, изучаемую сегодня? |
Ответы детей |
8. |
Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучивание результатов |
Цель: развивать умения применять новые знания |
Составьте предложения со словами: гордится – гордиться, объясните, почему в одном случае пишется мягкий знак, в другом нет (слова записываются на доске) |
Самостоятельная работа |
9. |
Включение в систему знаний и повторение |
Цель: закрепление полученных знаний |
Много мудрых советов можно найти для всей нашей жизни в пословицах, давайте запишем некоторые из них. |
|
10. |
Рефлексия |
|
Вот и пришло время обратить внимание на наше солнышко, что готовы, давайте посмотрим, что у нас получилось, вы помните: лучик – урок понравился, если нет – тучка |
Дети выходят к доске и решают, что они выбрали лучик или тучку, прикрепляют к солнышку |
11. |
Домашнее задание |
|
Добавить свои мудрые советы. |
|
Приложение 1
- Глаза страшатся, а руки делают.
- Дело мастера боится.
- Каждое уменье трудом дается.
- Не стыдно не знать,
стыдно не учиться.