Тип урока: лекция.
Цели урока: сформировать понятие мировоззрения, определить его структуру, основные элементы, факторы, которые влияют на его образование.
Задачи:
- Обучающие: Формирование научных представлений о понятии мировоззрение; выяснить, какую роль играет мировоззрение в духовном развитии личности.
- Развивающие: формирование интеллектуальных умений: анализировать, решать познавательные и проблемные задачи, делать выводы; развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации, типичных жизненных ситуациях и давать оценочные суждения.
- Воспитательные: формиование основ нравственной культуры, способствовать формированию отношений приверженности к гуманистическим и общечеловеческим ценностям.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, презентация, рабочие листы.
План урока:
1). Духовный мир человека.
2). Что такое мировоззрение. Его сущность.
3). Типы мировоззрения.
4). Убеждение, вера.
1. Вводное слово учителя
На протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем «Духовный мир человека, личности».
Вопросы к учащимся:
1.Что такое духовный мир человека?
2. Духовное производство…Что означает это понятие?
3. Кто сохраняет и распространяет духовные ценности?
4. Какие виды деятельности порождает духовное потребление?
- Ребята, мы продолжаем изучать «Духовный мир личности». Сегодня мы будем говорить о мировоззрении людей.
Мы смотрим один и тот же фильм, рекламный ролик, слушаем одну и ту же песню, но у каждого есть своя оценка и свой интерес к фильму, песне, рекламе.
Вспомните детективы: у людей нет одинаковых узоров на коже пальцев, нет людей с одинаковой судьбой и одинаковой жизнью. Хотя все мы имеем пальцы, мы можем жить в одном городе, быть одного возраста, одной профессии и тому подобное.
Но мы все разные, каждый из нас индивидуален, неповторим. Нет людей с одинаковым духовным миром. Но всех нас что-то объединяет – национальность, возраст, место работы и т.д. Но это же нас и разъединяет.
И в духовном мире есть объединяющие и разъединяющие элементы. Что это?
Это интересы. Они у нас разные (кто-то увлекается музыкой, кто-то бальными танцами, а кто-то спортом). Жизненная позиция у нас тоже различная (кто-то равнодушен к политике, живет по принципу «моя хата с краю», другой – живо интересуется ей, очень неравнодушный человек – во все вникает, имеет о многом свое суждение).
У нас разные ценностные ориентиры (одни дорожат своими близкими, своим авторитетом, а у кого-то в жизни главное – быть выше других, чем-то выделиться). У нас разный уровень знаний (кто-то всю жизнь учиться, старается узнать, как можно больше, а мир других людей ограничивается чисто бытовыми заботами…).
Сегодня на уроке мы изучим интересную тему – «Человек и его мировоззрение». Что такое мировоззрение? Как обществоведы и философы классифицируют мировоззрение, определяют его структуру.
Что такое убеждение и вера. А главное определим – меняется ли мировоззрение с изменением исторических условий.
Моя задача объяснить это, а вы по ходу моей лекции заполните рабочие листы.
Обратите внимание на термины и попробуйте вспомнить отдельные исторические факты.
2. Изучение нового материала
Понятие «мировоззрение» впервые было введено в начале XX века. Сразу оно означало знание о Вселенной. Позднее понятие расширилось. Сейчас мы говорим, что мировоззрение – это целостная совокупность взглядов, идей, теорий о мире, месте человека в мире, о смысле человеческого бытия.
В структуру мировоззрения входят несколько компонентов:
а) мировоззрение – знания, идеи, теории;
б) мировосприятие – образы, восприятия мира;
в) мироощущение – чувства, эмоции.
Рассмотрим аспекты мировоззрения:
1). Это натуралистический аспект (Это научная картина мира. Большую роль здесь играет естествознание).
2). Гуманитарный аспект связан с представлениями человека о самом себе, с его представлениями о смысле бытия. Из науки берется то, что усвоено, то, что становится убеждениями.
3). Гносеологический аспект связан с методами познания человеком мира и самого себя.
Мировоззрение имеет ряд функций.
Функции мировоззрения:
а). Воспитательная - способствует социализации личности, ее воспитанию и самовоспитанию.
б). Аксиологическая - заключается в ценностном восприятии мира и самого себя;
в). Гносеологическая - осмысление природы познания и его возможностей, истинности знания;
д). Социальная - способствует формированию целостного взгляда на процессы, происходящие в обществе, на место человека в обществе.
Необходимо также знать, что все функции мировоззрения личности находятся в единстве и действуют одновременно. Вместе с тем, в конкретных жизненных ситуациях отдельная функция или их совокупность может стать доминирующей.
- Ребята, мировоззрение всегда исторично. Давайте рассмотрим стадии развития общества и изменения мировоззрения людей. Вспомним некоторые исторические факты.
- Древние египтяне боготворили Нил, пели ему хвалебные песни. Для них было загадкой, тайной за семью печатями – изменения цвета воды: почему вода в Ниле в ноябре – голубая, в мае-июне – красная, а в июле-сентябре – черная? Они объясняли эти явления деятельностью бога Нила – Хапи. И лишь спустя тысячи лет, накопив знания, сделав ряд географических открытий, египтяне определили это загадочное явление: вода голубая – когда Нил спокоен и нет полноводья, красная – когда у устья Нила (в горах) тает снег, прибывает вода и подмывает красноватые горные породы, а черная вода была, когда Нил максимально разливался и подмывал черную почву и ил.
Рассмотрим мировоззрение средневекового человека. Его представления о мире ограничивались пределами той местности, в которой он жил (учитель показывает средневековую карту).
Вспомним более позднее время – XVI в., время Ивана Грозного. Мы знаем, что он был очень суеверным человеком, много болел. Волхвы нагадали Ивану IV раннюю смерть. Царь носил жемчужное ожерелье, и вот жемчуг начал тускнет, это было одним из признаков приближающейся смерти. Тогда Иван Грозный приказал найти юную девушку, чтобы она ранней весной по утрам купалась в реке, надев на шею его ожерелье. Спустя некоторое время, ожерелье заблестело, а девушка сильно простудилась и умерла.
Несколько столетий спустя люди по-другому объяснили потускнение жемчуга – Грозный болел, потел, а жемчуг от этого терял блеск.
Средневековые люди считали, что можно вылечить человека долькой чеснока, повесив ее на шею больного. Нам, конечно, это не придет в голову.
В тоталитарном государстве мировоззрение человеку навязывают. Оно закладывается в основу образовательной системы, культуры, СМИ.
В демократическом обществе вопрос о мировоззрении является личным делом каждого.
3. Классификация типов мировоззрения
Ученые часто делят мировоззрение на обыденное, религиозное и научное.
- Рассмотрим обыденное мировоззрение. Прибегнем к помощи изобразительного искусства. Перед вами картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Если мы близко рассмотрим каждого бурлака, то поймем, что они выходцы из разных слоев общества: кто-то бывший опустившийся чиновник, другой – разорившийся купец, третий – бродяга без роду и племени. Но думают они все об одном: поскорей бы дотянуть эту груженную баржу и получить жалкие гроши за работу, чтобы потом истратить их по своему усмотрению. Правда, распорядятся ими каждый по-своему: многие их просто пропьют в ближайшем кабаке, кто-то купит вдоволь хлеба, а кто-то отдаст их тяжело больной матери для лечения.
Обыденное мировоззрение базируется на жизненном опыте человека – это его плюс, а минус – оно эклектично, то есть нет единства, целостности; фрагментарно, опирается на недостаточно обоснованные знания.
- Следующий тип мировоззрения – это религиозное. Оно дает определенную картину мира, в его основе лежат религиозные учения, изложенные в Библии, Коране, Танахе, Трипитаке и др. Особое внимание религиозное мировоззрение уделяет предназначению человека, спасению его души.
- Посмотрим теперь на картину Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова».
Феодосия Прокопьевна Морозова была одной из знатнейших боярынь, но реформы патриарха Никона не приняла (1653 г.), за свои религиозные убеждения была схвачена, подвержена пыткам, затем сослана (это Морозову провозят по улицам Москвы для острастки непокорным) и заточена в темницу, где скоро и умерла. Пострадал за свои убеждения и старец Аввакум (сожжен 1682 г.).
- Сейчас послушаем фрагмент из инсценировки «Жизнь Иисуса Христа».
Какую слабую сторону религиозного мировоззрения вы подметили здесь?
- Недостаточное внимание к достижениям науки, иногда просто их отрицание.
Религиозное мировоззрение нетерпимо к другим типам мировоззрения. Часто носит фантастический характер, может быть использовано для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы и т.д.
Положительные стороны – тесно связано с мировыми культурами, выступает как идеальный посредник в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми, помогает удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью и т.д.
Часто в последнее время религиозное мировоззрение пытается найти согласие с научным.
Научное мировоззрение опирается на достижения науки.
Пример: существуют различные точки зрения на возникновение жизни на Земле:
а). бог сотворил земную жизнь;
б). жизнь внесена на Землю из космоса;
в). научная теория Опарина – жизнь возникла из воды: в воде под воздействием солнечной энергии возник белок, из него – простейшие, а затем поэтапно происходило развитие органического мира на Земле.
- Вспомним научную теорию Чарльза Дарвина о происхождении видов, периодический закон Д.И.Менделеева, позволяющий предсказывать новые химические элементы.
- Вспомним загадочного гения эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи. Он оставил чертежи бронированной самодвижущейся повозки, снаряжения для водолаза, летательного аппарата. Он предвидел многие научные открытия.
Научное мировоззрение - системное, связано с практической деятельностью, включает в себя общие итоги достижений человеческого познания, здесь реально существуют цели и идеалы.
Главный недостаток научного мировоззрения – человек не стал в нем центральной фигурой.
Эти деления на типы мировоззрения весьма условны, все виды мировоззрения взаимосвязаны между собой.
Сменить полностью мировоззрение человеку невозможно. Если это случится, в известном смысле, человек станет другим (уйдя в монастырь, атеист изменит свою сущность).
Мировоззрение всегда связано с убеждением.
4. Поговорим об убеждениях
Убеждения – это форма мыслительной деятельности человека, связанная с устойчивость имеющихся знаний.
Убеждения – в первую очередь – прочные знания, в которых человек уверен. Иногда у человека есть знание предмета, а убеждений относительно него нет.
Пример: Один человек утверждает: «Я знаю, что Токио – самый большой город мира». Второй человек: «Я знаю – об этом в книгах написано, - что Токио – самый большой город мира».
Первый человек убежден, что Токио – самый большой город мира, здесь присутствует убеждение-вера, а второй, - что так о нем написано в книгах (убеждение-знание).
Таким образом, нужно четко употреблять понятия знание и убеждения.
Истинное знание – адекватное отображение действительности.
Убеждения имеют три источника:
1). глубокие знания, принимаемые субъектом за истину;
2). социальная справедливость – она должна подтвердить или опровергнуть имеющиеся убеждения;
3). ценностные ориентиры.
Таким образом, знание и убеждения внутренне взаимосвязаны: знание может переходить в убеждение, а убежденным можно быть в том, что знаешь наверняка и можешь доказать.
В отличие от знаний для веры характерно эмоциональное отношение к объекту веры, она не проходит проверки практикой. Вера предполагает наличие целого комплекса чувств: чувство живости, яркости образа, воображения и др., часто она опирается на частичные знания.
Вера - это особый вид убеждений.
Вера может носить религиозный характер, а может не носить его – «Верую в торжество человеческого разума». Вера не требует доказательств: «Верую, ибо это абсурдно».
Верований не было бы, если бы в каждый исторический момент человек обладал достаточными знаниями, способными удовлетворять его научные потребности.
Именно неполнота и незавершенность наших знаний вызывает спрос на веру.
Вера помогает преодолевать препятствия, трудности, принимать решения, она направляет познавательную деятельность человека.
Заключительное слово учителя
- Ребята, мы сегодня познакомились с понятием «мировоззрение», рассматривали его структуру, функции, типы. Говорили о том, что такое убеждение и вера. Мировоззрение – это совокупность знаний, идеалов, жизненных ценностей, убеждений, веры, практического опыта и т.п.
Есть ко мне вопросы? Все вам понятно?
Хорошо, если каждый человек определяет и знает свое мировоззрение, но часто мы и не предполагаем, как оно у нас формируется. Я хочу, чтобы ваше мировоззрение было глубоким, научным, чтобы вы верно и целостно воспринимали мир, чтобы вы были неравнодушны ни к себе, ни к окружающим, ни к миру, в котором вы живете.
На следующем уроке мы рассмотрим вопрос, как формируется наше мировоззрение, как на него влияет среда, что такое менталитет и загадочная русская душа.
5. Домашнее задание
Учащимся дается перечень вопросов, из которых они должны выбрать по желанию два и письменно дать развернутые ответы на них, выучить материал на с. 114–119 учебника.
Вопросы:
1). Какие достижения науки с вашей точки зрения имеют наибольшее значение при формировании современных представлений о природе, обществе, человеке? Ответ аргументируйте.
2). Приведите примеры крупных событий в мировой истории, которые коренным образом повлияли на мировоззрение людей.
3). Что в большей мере влияет на ваши мировоззренческие позиции: изучение науки, СМИ, литература, среда, ваш быт и досуг?
4). Каким должно быть мировоззрение человека XXI века на ваш взгляд?