Формируя и закрепляя навыки правильного произношения, учитель-логопед проводит специально организованные индивидуальные занятия. Для максимального достижения результата на протяжении всего занятия у ребёнка должен поддерживаться интерес и положительный эмоциональный настрой. Этого можно достичь, используя игровые упражнения и увлекательные сюжеты. Занятие должно быть интересным, продуктивным, с максимально высокой речевой активностью ребёнка. При подборе материала важно учесть и речевые возможности самого ребёнка, и постепенное усложнение заданий, и качество наглядного материала.
Обучение правильному произношению требует регулярных, последовательных занятий, позволяющих сформировать у ребёнка определённый динамический стереотип.
В предлагаемом материале приведён пример по автоматизации звука «С» в игровой форме.
- Организационный момент.
Ребёнку предлагается отгадать загадку: «Сидит на крылечке. Хвост колечком. Кто к хозяину идёт, она голос подаёт» (Собака). В гости на занятие приходит собачка и приносит конверты. Собачка «просит» помочь ей разобраться с ними. - Ребёнок открывает первый конверт, в котором находятся картинки на артикуляционные упражнения («Лопаточка», «Горка», «Ветерок, летящий с горки») и выполняет их.
- Во втором конверте также картинки («Насос», «Свечка», «Чайник свистит»). Ребёнок выполняет и эти упражнения.
- В третьем конверте картинки, где звук «С» на конце слова. Ребёнку предлагается закончить слово, произнося звук «С»: автобу(с), насо(с), глобу(с), пылесо(с) и др.
- Затем логопед предлагает напоить собачку чаем и угостить чем-нибудь вкусненьким, например бутербродами. По картинному материалу «Продукты питания», заранее отобранных логопедом, ребёнок называет с чем будет бутерброд, который он предложит собачке: с сыром, с колбасой, с маслом, с вареньем, с рыбой и т.д. Особый акцент делается на произношении предлога «с».
- В 4-м конверте картинки, где звук «С» присутствует и отсутствует. Ребёнок должен внимательно послушать, как логопед будет называть картинки, и отобрать для собачки только те, в названии которых он услышит звук «С». Затем логопед просит помочь ему назвать ещё раз картинки, которые он отобрал для собачки. Логопед произносит первый слог, а ребёнок второй: ли(са), ко(са), коле(со), бу(сы), ча(сы) др.
- В 5-м конверте шнурок с узелками. Чтобы каждый шнурок легко развязался, нужно произнести волшебные слоги:
СА – СА – СА, СО – СО – СО, СУ – СУ – СУ, СЫ – СЫ – СЫ
(Ребёнок, развязывая узелки, повторяет за логопедом пары слогов с ударением то на первом, то на третьем слоге). - В последнем 6-м конверте находится диск «Логопедические распевки». После предварительного прослушивания ребёнок начинает подпевать детям, добавляя слоги «са», «со», «су», «сы» по ходу песни.
- Итог занятия. Логопед просит ребёнка вспомнить, какие и на какой звук были задания в конверте. Логопед и ребёнок благодарят собачку и прощаются с ней!