Изучение “деревенской прозы” на уроках литературы в 11-м классе на примере рассказов Б.П.Екимова “Последняя хата”, “Не надо плакать”

Разделы: Литература


Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека. Поэтому и обращаюсь на уроках литературы в XI классе к “деревенской прозе”. Село всегда было символом нравственной жизни, национальных корней человека. Старшеклассники не знают (или мало знают) о проблемах деревни, о деревенском быте и укладе. Можно сказать, “деревенская проза” полемична по отношению к представителям современной молодежи о подлинных ценностях жизни, что побуждает спорить с писателем и всматриваться, вчитываться в незнакомую жизнь.

Появление “деревенской прозы” было обусловлено потребностью сохранения памяти земли, спасения от забвения уходящего в прошлое многовекового уклада жизни. Но в “деревенской прозе” не просто изображается жизнь села, а решаются важнейшие проблемы человеческого бытия: взаимоотношения человека и природы, личности и коллектива, каким человек должен быть.

Творчество Б.Екимова, безусловно, включено в богатую традицию литературы о русской деревне. Его тревога и боль за судьбу русского человека и земли, на которой мы живем, передаются и нам, читателям.

Какое счастье, что в наши дни есть такие талантливые, небезразличные люди, как Борис Екимов. Какое счастье читать его произведения, глубокие, мудрые, заставляющие нас думать, делающие нас умнее, добрее, чище. Его  рассказы – не развлечение, это – шок, потрясение, в них отражается наша жизнь и мы, такие, как есть.

“Ненавязчивое внушение простых, но великих истин, правил людского бытия: честность, трудолюбие, доброта, совестливость – как прочной основы жизни”* характерно для рассказов Б.Екимова.

__________________

* Екимов Б. Разветвленное древо / Б.Екимов // Литература. 2008. № 17.

Именно поэтому в XI классе на уроках литературы я обращаюсь к произведениям Б.Екимова “Последняя хата”, “Не надо плакать”.

Готовясь к уроку, использую элементы дистанционного обучения, выкладываю на сайт гимназии (в свою папку) задания для учащихся XI класса.

Предварительное задание классу:

1) прочитать рассказы “Последняя хата”, “Не надо плакать”;

2) выделить основные проблемы, определить свое отношение к их решению;

3) подумать, что объединяет героев рассказов Б.Екимова;

4) в процессе работы над рассказами выявить особенности поэтики Екимова.

Индивидуальные задания:

1) подготовить краткий рассказ о писателе;

2) сделать краткий обзор критических статей о творчестве Б.Екимова;

3) составить словарь диалектизмов, встречающихся в текстах.

Урок начинаю с сообщения, что Борис Петрович Екимов, наш земляк и современник, известный писатель, лауреат литературных премий, в 2008 году стал лауреатом Литературной премии Александра Солженицына. Он с 1945 года живет в городе Калач-на-Дону, но его рассказы и повести давно стали общероссийским достоянием.
Можно сказать, что в лице Б.Екимова “деревенская проза” нашла свое продолжение. Очень сильно в творчестве этого писателя, обладающего гармоничным мироощущением, лирическое начало.

Краткий обзор критических статей о Б.Екимове делают ученики, сообщая, что Павел Басинский назвал его первоклассным русским рассказчиком, резко выделяющимся из ряда “деревенщиков” своей сверхсовременностью (“По ту сторону простого и сложного” “Литературная газета”, 13 ноября 1996г.), критик Ирина Роднянская сочла, что при чтении книг Екимова “вспоминается Антон Чехов”, Лидия Сычева в статье “Обещание” (“Литературная газета”, 11 ноября 1997 г.) дала писателю определение “видимый”.

Важным при анализе художественного произведения является вхождение в его художественный мир. Как выявить первоначальное “искреннее” восприятие рассказа? Как пробудить ребят к открытому честному разговору? На данном этапе пользуюсь элементами педмастерской: подбором ассоциаций, в частности, к названиям рассказов.

“Последняя хата” – какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите эти слова?

“Хата” – изба, крестьянский дом – это… дети, семья, домашний очаг, тепло, детство, родное, добро, любовь…

Крестьянский дом – это еще и символ единства разных поколений, знаменующий собой нерушимую связь времен. “Последняя…” – конечная в ряду чего-нибудь, ситуация “конца”, “последнего срока”.

Подводим итоги. Дом – это основа гармонии, разумности, стабильности жизни. Помня об этом, можно осознать масштабы и глубину трагедии разрушения, разорения, забвения, о которой повествуется в большинстве произведений “деревенской прозы”. В рассказе Б.Екимова “Последняя хата” причиной гибели последней хаты является город в лице приехавших с Севера молодых дочери с зятем, Марии и Федора, которые принимают решение построить на месте старенькой хаты большой кирпичный дом.

I. Проблему Города и Деревни, проблему разных поколений Екимов исследует на примере отдельной семьи.

Баба Поля, героиня рассказа, ощущает гибель своей мазанки как конец собственной жизни, она не хочет мешать детям, боится, что “за ее неведомые грехи пострадают они, их будущая жизнь в этом новом доме”. Эти мысли вовсе не случайны, они обнажают авторскую идею о неразрывной связи человека со своим домом, со своими корнями, проясняют композиционное, сюжетное построение рассказа. Строительство, разрушение, снова строительство. Да, действительно, жизнь не стоит на месте, новое обязательно приходит на смену старому. Б.Екимов и не пытается отрицать очевидное, он лишь обращает наше внимание на то, какую цену приходится платить за новую жизнь.

Вот что говорит бабе Поле Федор: ”Построим большой дом. Тебе отдельную комнату, чтоб не беспокоить… Давай тогда, мать Полина, выпьем за новую жизнь”. А на просьбу бабы Поли не ломать ее хату (“вместо летней кухни оставить можно”) Федор со знанием дела отвечает: “Нет, мать Полина, давай уж одним махом… Сразу-то легче и дешевле, согласись”. Но не могут с этим согласиться ни баба Поля, ни сам писатель. Ведь помимо практических соображений, есть еще и правда человеческих чувств, человеческой памяти.

В рассказе Екимова строительству новой жизни помешал большой тополь-раина, выросший на могиле сына Ванечки. Это один из самых сильных “аргументов” писателя против тех варварских методов, которыми утверждается городская цивилизация, несущая с собой разрушение и забвение важнейших жизненных законов.**

__________________

** Буланов А.М., Мокрова М.В. Рассказы Б.П.Екимова и русская литературная традиция. / А.М.Буланов, М.В.Мокрова // Учебное пособие. – Волгоград, 2007. – С. 36-37.

Название рассказа “Не надо плакать” вызывает у старшеклассников следующие ассоциации: слезами горю не поможешь, надо что-то делать, надо жить. Что делать, как жить дальше? Плакать всю жизнь и ослепнуть от слез? Такие вопросы встают перед молодой женщиной Надеждой, героиней рассказа “Не надо плакать”. Уродливые взаимоотношения, господствующие в современном мире, развращают, к сожалению, очень и очень многих. Но выбор – как жить, каким быть – есть у каждого.
II. Проблему нравственного выбора поднимает писатель в рассказе “Не надо плакать”.

Жить дальше и испытывать “даже не страх людской, а животный, скотиний ужас” перед Мишкой Абреком за дочь, за мать или одним махом освободиться от насилия?
Но в том и состоит психологическая манера Б. Екимова, схожая с манерой Чехова, что “мысли, чувства, настроения героев он умеет захватить в тот момент, когда они еще таятся…, но уже настолько созрели, что просвечивают в каждом слове, в каждом движении, в каждой паузе”.

“…Потом был день – чернее ночи. А потом снова ночь, страшнее Судного дня. А потом их выплеснуло на этот далекий хутор, и надо было жить дальше.

Вот и жили. А теперь – снова бежать? Или терпеть и плакать. Плакать всю жизнь… Как плакала мать, поседев и потеряв рассудок. А сколько Надя слез пролила. Кто их увидел и утер эти слезы?.. А теперь настала пора дочери?

- Нет! – закричала Надя и встрепенулась…

-Нет! – твердо повторила она уже для себя. – Мы останемся здесь”.

И мы догадываемся, что именно Надя подожгла дом Мишки Абрека, чтобы оградить от зла самое дорогое, что у нее есть, дочь, чтобы сохранить семью, дом, из которого некуда идти.

Екимов взывает к нашим чувствам милосердия и сострадания. Он не судит своих героев, предоставляя читателю право самому делать выводы.

По мнению Б.Екимова, “…истинное предназначение художественных произведений: писать и думать, читать и думать”. Поддерживая мастера, считаю, что работа в группах требует самостоятельности, предполагает более детальное проникновение в художественный мир произведения, включает учеников в диалог “писатель-читатель”.

Класс делится на группы (выбор осуществляется детьми самостоятельно).

Первая группа характеризует самих героев и ситуации, в которые они поставлены автором, сопоставляя разные характеры и типы поведения.

Вторая группа рассматривает особенности художественной манеры писателя.

Третья – композиционные особенности произведения.

Оба рассказа объединяет образ женщины-труженицы – извечный идеал Екимова.

Какими же видятся одиннадцатиклассникам героини?

Трудолюбивая, хозяйственная баба Поля (“берегла этот куст баба Поля из-за листа. Для огурцов такой лист – лучше не сыщешь”), настоящая русская женщина, крестьянка (“…клетку себе взяла немереную, чтобы всю семью земля прокормила”).

У Надежды (“Не надо плакать”) на руках малая дочь да старая мать и трудится она не покладая рук “… огородные дела, заботы с коровой, домашняя колгота с печкой, углем и дровами. И почтальонская работа, дорога от станицы до хутора в двадцать верст”. Обращаю внимание одиннадцатиклассников, что, испытывая своих героев трудом, Екимов напоминает читателям азбучную истину: во все времена бескорыстный созидательный труд был, есть и будет самой главной ценностью на земле.

Рассматривая особенности художественной манеры писателя, ребята замечают, что автор не дает портретного изображения бабы Поли в рассказе “Последняя хата”: “…надела баба Поля шерстяные носки, перепоясалась теплым платком, чтобы спину сберечь, старый пиджак натянула, а на него фартук… и отправилась в огород…” и делают вывод, что для писателя важно показать простую крестьянскую женщину в труде и заботах о людях, важно передать ее мысли и переживания.

Иную функцию выполняет портрет героини в рассказе “Не надо плакать”: “…а на нее не грех было поглядеть: молодая, пусть измученная невзгодами, но на лицо милая, рослая и крепкая телом. Густые, чуть рыжеватые волосы с золотистым отливом забраны в короткую косу”. Не омрачено ее лицо злом, хотя пережить ей пришлось многое, и чувствуется, что душа ее светла и живет в ней надежда, что все будет хорошо.

Обращаю внимание учеников на функцию пейзажа в рассказе “Последняя хата”: ”Славно было нынче работать на земле. Доброе солнце как с утра поднялось, так и светило, не ленясь, пригревало. Жирно поблескивала темная земля, хорошая земля, родимая… Веселый день стоял, весенний, в такой да не петь! И скворчики залились, поднимая к солнцу серебряные клювы”. Ребята высказывают предположение, что с помощью пейзажа передается состояние внутреннего мира героини. И в такие моменты единения с природой полнится красотой и добротой человеческая душа.

В рассказе “Не надо плакать” душа Нади готова к радости, к светлому чувству любви, и вокруг все цветет и поет, переполненное любовью к жизни: “…яркий день открывался просторнее и шире, словно книга листалась, за страницей страница: курчавая зелень балок, впадин; курганы в серебристой полыни да пушистом ковыле; солнечно-желтые, алые, сиреневые да фиолетовые разливы цветущих трав. Все наплывает и кружится, открываясь за поворотом новой картиной”. И это связь героини с каждой былинкой, с каждым цветком, с каждой птахой определяет лирический пафос произведения. А любовь к природе, как известно, один из важнейших признаков любви к Родине. Ребята высказывают предположение, что произведения Екимова потому и находят отклик в душах читателей, что многие так же понимают и любят Родину и хотят ее видеть светлой и цветущей.

И еще Екимов не был бы Екимовым, если бы не оставлял читателю надежду. В своих повестях и рассказах он рисует людей, может, и не всегда живущих по законам высшей нравственности, но всегда стремящихся к этой нравственности.

И в заключение делаем вывод: сила нашего народа всегда была в том, что он имел великие духовные ценности, это помогало ему выстоять в самых тяжелых испытаниях. Этот приоритет духовного над материальным всегда утверждала и наша литература.

Домашним заданием является написание рецензии на один из понравившихся рассказов Б.Екимова.

Литература

1. Буланов А.М., Мокрова М.В. Рассказы Б.П.Екимова и русская литературная традиция: учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВГПУ “Перемена”, 2007. – 90 с.

2. Екимов Б.П. Под высоким крестом / Борис Екимов. – Волгоград: Издатель, 2008. - 608с.

3. Екимов Б.П. Разветвленное древо: Речь при получении Литературной премии Александра Солженицына / Б.П.Екимов // Литература: еженед. газ. изд. дома “Первое сент”. – 2008. - №17. – С.30-32.

4. Суворова С.Е. Исцеление добротой: урок в 11-м кл. по рассказам Бориса Екимова / Светлана Суворова // Литература: еженед. газ. изд. дома “Первое сент.”. – 2004. - №45. – С.4.