С течением времени сообщества прошли путь от "отсутствия прошлого"
через статичную "преемственность поколений" до динамичного
"культурного диалога".
Леонид Кондрашев "Археология Москвы"
...и тогда узнаешь вдруг,
Как звучит родное слово.
Ведь оно не смысл и звук,
А утóк пережитого,
Колыбельная основа
Наших радостей и мук.
Давид Самойлов
В современный период, характеризуемый переходом к "диалогу культур", фундаментальным становится термин "культурные ресурсы". Таким образом происходит смещение акцента с практики сохранения культурного наследия - к актуализации наследия - деятельности, направленной на включение культурного и природного наследия в современную культуру. Обращение к истории, истокам - как к фундаменту нашей действительности. Память прошлого - толчок для деятельности и движения сегодняшнего дня.
Важен и политический подтекст: общество, ясно ощущающее свои общие корни, гораздо устойчивей к внешним воздействиям и внутренним потрясениям.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
- определение влияния культурного наследия народного творчества на современную культуру; формирование национальных нравственных ценностей россиян.
ЗАДАЧИ:
- продолжить изучение методики анализа музыкального произведения, развивать и совершенствовать навыки самостоятельной работы над произведением;
- убедительно и доказательно объяснять свое понимание музыкального образа;
- обращаясь к народным песням (в оркестровой обработке А.Лядова) понять их сюжет, идею этих произведений; как итог - сформулировать общие национальные нравственные ценности...
- показать, что жизненная правда неотделима от правды искусства.
- главная задача - научиться ПОНИМАТЬ музыку. Часто понимание связывают только с набором "правильных" слов. Но настоящее понимание - это не узнавание знакомого, не заученные формулировки... — Настоящее понимание - это ТО, ЧТО ИЗМЕНЯЕТ ТЕБЯ.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
- О чем рассказала нам музыка?
Только в неразрывной связке - "прошлое-настоящее-будущее" - наша жизнь обретает стройность и осмысленность. Отмечая важность движения сегодняшнего дня, подчеркивает - опора этого движения - народ, его слово и музыка.
Снова и снова напоминает нам о священной связи всего живого на земле. Люди интуитивно осознают, что в единстве сила. Фольклор только отражает эту фундаментальную человеческую потребность быть вместе с другими, глубинное желание одобрения и дружбы.
Убеждения, питаемые народом и имеющие нередко безмерную силу, относятся только к тому, как следует жить и что следует делать. И эти секреты правильной и счастливой жизни - понятны и сегодня. Неисчерпаем живой родник народной мудрости! Он утоляет духовную жажду - наполняя жизнью и возобновляя наши силы.
Обращаясь к народному творчеству мы убеждаемся в его важности, жизненности и актуальности.
УРОКИ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
ИСКУССТВО КАК ДУХОВНЫЙ ОПЫТ ПОКОЛЕНИЙ, ОПЫТ ПОЗНАНИЯ МИРА И САМОГО СЕБЯ
Будущее неведомо. Вселять в нас надежду должно прошлое.
Уинстон Черчилль
Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.
Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания. ВИКИПЕДИЯ
Фольклор уходит своими корнями в глубокую древность. Что побуждало многие поколения собирать, оберегать и передавать их? Если в них заключена народная мудрость, душа народа - чем мы рискуем, заменяя их сегодняшними однодневками - популярными мелодиями "из телевизора"?
Нужен ли нам вековой опыт наших предков - сегодня?
Древнее происхождение народной музыки, в сознании современного школьника, уже ставит ее в невыигрышное положение - это "музыка прошлого". Поэтому важно отметить одну особенность фольклора - несмотря на то, что это музыка далекого прошлого и в современных телевизионных передачах звучит редко - воспринимается она легко, ее образы понятны без особых усилий. Почему? Наша разговорная речь - тоже музыка, только не такая явная. Возможно потому, даже не слушая специально народную музыку, мы легко понимаем ее - ее основа, корни - в нашей родной речи. Музыканты же слышат и перекладывают ее на ноты.
Сегодня главный лозунг молодых - движение и успех, напор и динамизм, неуспокоенность и стремление к цели, яркость и желание выделиться любой ценой, неиссякаемый оптимизм и бодрость (пусть даже с помощью энергетических напитков и кофе)...
Герои сегодняшнего дня - шоумены, спортсмены и актеры...
Динамика и яркость спортивной борьбы - спорт, со своим категорическим императивом "без медалей не уйдем", простотой разделения на победителя и побежденного, борьбой за очки, голы, секунды - подкупает своей простотой и определенностью.
Но жизнь в своей полноте и многообразии - гораздо сложнее спортивного состязания.
Конфуций так определял счастливого человека: "Он словно излучает ауру спокойствия и тепла, движется неторопливо - но везде успевает; говорит спокойно - но его все понимают. Секрет счастливого человека прост - это отсутствие напряжения".
Мы говорим о проблемах сегодняшней культуры, о ее кризисе. Философы утверждают, что, во многом потому, что современная культура потеряла связь со своими природными корнями, с природой.
Гром - это уже не голос разгневанного божества, а молния - не орудие его мести. Нет больше такой реки, писал К.Юнг, в которой обитали бы духи, нет теперь голосов, которые говорят с человеком из камней, растений, животных, точно так же, как и человек больше не говорит с ними, не верит, что они могут его услышать.
Выдающийся русский мыслитель Н.Н.Страхов, в книге "Мир как целое" отмечает, что ученые часто противопоставляют научному знанию - народные мифы и сказания. В частности - как образец невежественности и наивности - предрассудок, что "земля стоит на трех китах".
Но, замечает Н.Страхов, научные истины в обыденной жизни мало пригодны. "Наш ученый сильно затруднился бы, если бы его допросили, - почему он так дорожит истиной, что Земля есть шар и обращается вокруг Солнца? На что ему эта истина? В практическом отношении для него, конечно, все равно, как если бы мир стоял на трех китах.."
И главное - системы трех китов не существует, и никто не выдает этих китов за научный результат, за открытие, за научное знание. Свет, который признает в себе народ, есть свет чисто нравственный. Убеждения, питаемые народом и имеющие нередко безмерную силу, относятся только к тому, как следует жить и что следует делать.
Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа утверждает, что "разговор о картинах (мы добавим - и о музыке!) сам по себе является хитрым искусством - мысли и речи. Без разговора картина мертва. Разговор пробуждает ее, заставляет ее влиять на наши чувства и разум. То, что и как мы о ней говорим, составляет ее жизнь в настоящем. Жизнь одухотворяет и грубый холст, и холодный мрамор...
Упражнения в осмыслении искусства позволяет соотносить с его темами нашу собственную действительность. И отвечать на вопросы, ставшие названием главного полотна Гогена: "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?"
Попробуем оценить классические произведения с точки зрения их жизненности и актуальности для нас. Как можно определить главную идею произведения услышанную и понятую нашим современником?
Про всенародное наше Вчера,
Про древность я говорю;
Про вечность; про эти вот вечера,
Про эту зарю;Про вызревающее в борозде,
Взрыхленной плугом эпох,
Семя, подобное тихой звезде,
Но солнечное, как бог...
Даниил Андреев
Анато́лий Константи́нович Ля́дов (1855 —1914) — русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.
Значительная часть сочинений Лядова написана для фортепиано: «Бирюльки», «Арабески», «Про старину» (позднее создана оркестровая версия), «Идиллия», «Музыкальная табакерка», пьесы, прелюдии, вальсы. Композитор считается одним из мастеров жанра миниатюры — многие его произведения написаны в простых формах и длятся несколько минут.
Среди самых известных сочинений Лядова — симфонические поэмы «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», «Танец Амазонки», «Скорбная песнь», «Из Апокалипсиса», а также сюита «Восемь русских песен» для оркестра.
Лядов также известен как фольклорист — он составил несколько сборников русских народных песен. Для голоса и ф-но: 18 детских песен на народные слова, сборники народных песен, романсы и др. Для хора а cappella: «10 русских народных песен», «15 русских народных песен».
В 1900-е годы Лядов сближается с представителями группы «Мир искусства», с Дягилевым, с художниками Головиным, Рерихом, Билибиным*, которому он посвятил «Восемь русских народных песен для оркестра».
____________________
* Иван Яковлевич Билибин - известный русский художник, иллюстратор. Родился 4 августа 1876 года в селе Тарховка, Санкт-Петербургской губернии - ушёл из жизни 7 февраля 1942 года в блокадном Ленинграде. Основным жанром, в котором работал Иван Билибин, считается книжная графика. Кроме того, он создавал различные росписи, панно и делал декорации к театральным постановкам, занимался созданием театральных костюмов.
Не только своими иллюстрациями в традиционном русском стиле знаменит Иван Яковлевич Билибин. После февральской революции он нарисовал двуглавого орла, который сначала был гербом Временного правительства, а с 1992 и до сей поры украшает монеты Банка России.
Сразу же по окончании Петербургской консерватории Лядов был приглашён туда на должность преподавателя элементарной теории музыки, гармонии и инструментовки, преподавал там до самой смерти. Среди его учеников: Б.В.Асафьев, М.Ф.Гнесин, Н.Я.Мясковский, С.С.Прокофьев, С.М.Майкапар и другие.
А.К.ЛЯДОВ (1855-1914) «Восемь русских народных песен» для оркестра, соч. 58
Инна Астахова** (1969) - предлагает рассмотреть «Восемь русских народных песен» для оркестра А.К.Лядова как цикл, сюиту. И приводит оригинальные и убедительные доводы.
Да, автор использует подлинные народные мелодии, у которых раньше были слова. Его задумка в том, чтобы богатыми средствами оркестра выразить то, что между слов, между строк.
____________________
** Инна АСТАХОВА (1969) - современный русский композитор, член Союза Московских композиторов, лауреат Всероссийского конкурса имени К.И. Массалитинова (2006), "Открытие года" радио Голос России (2007). Приложение.
Программа заложена в самих жанрах песен. Ни одна песня в деревне не поется «просто так».
Каждая песня из цикла – это характер. Не столько портрет персонажа, сколько выражение состояния души. Эта душа многогранна. И каждая пьеса – это ее новая грань.
Духовный стих (пример 001)
В мелодике пьесы - слышится церковный напев. Старинная школа. Монастырь - как центр грамотности. Перекличка низкого голоса и высоких (детских!) голосов. Спокойный и неторопливый рассказ, который вызывает у слушателей оживление... Рассказ - ответная реакция детей, новый рассказ - новый отклик... Три фразы:
Если первый диалог - спокойный (это рассказ о далекой старине) - второй - взволнованный и оживленный (то рассказ о дне сегодняшнем, который всем знаком и понятен).
Но затем первыми говорят дети... Возможно, заинтригованные историей, они спрашивают у наставника "чем же закончится эта история?" На что он отвечает: "Этого я не могу знать, я рассказал о прошлом и настоящем - будущее - вы будете создавать сами. И каким оно будет - зависит от вас, ваших знаний, умений и вашей жизни в будущем"...
Заключительное проведение мелодии спокойное, отрешенное... Вывод простой, незатейливый и не похож на духовное откровение. Здесь можно вспомнить афоризм Ганса Кристофа Лихтенберга: "Странно, что только исключительные люди совершают открытия, кажущиеся нам впоследствии такими легкими и простыми. Это означает, что требуются очень глубокие знания, чтобы заметить простейшие, но подлинные отношения вещей между собой".
Формулируем ИДЕЮ произведения: прошлое - дает силу и направление движению сегодняшнего дня, а настоящее - формирует будущее. Только в этой неразрывной связке - "прошлое-настоящее-будущее" - наша жизнь обретает стройность и осмысленность.
И - важное замечание: обычно, духовное ассоциируется с аскетизмом, отшельничеством, отстраненностью от мирского... Здесь - общение, диалог. Это показательно!
Смысл духовного совершенствования - в возможности привнести в мир гармонию и ясность. А это возможно только в общении - и, здесь подчеркнуто - общении старшего и младшего...
Два полюса - праздник и "тихие будни" - где требуется сосредоточенность и кропотливая работа. Для силы и мощи державы ежедневная работа значит больше, чем праздничное веселье... Возможно поэтому, разговор разворачивается так спокойно и неторопливо - для понимания требуется время!
Коляда-Маляда (пример 002)
Колядки (коледовки, колядные песни) — календарные обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам (колядовании).
Многие колядки и щедровки, в полном соответствии с первоначальным аграрно-магическим смыслом новогодних и святочных обрядов, имеют своим назначением в «величании» хозяина и членов его семьи при помощи словесных образов вызвать представления об урожае, богатстве, приплоде и браке. Поэтическое слово, как во многих других случаях в фольклоре, выполняет ту же магическую функцию, как и сопровождаемый им обряд.
Игра тембров очень тонко передает праздничную атмосферу, пиццикато струнных - таинственность и серьезность обряда... К солирующей мелодии постепенно присоединяются все участники - кульминация пьесы - веселый танец, но окончание - снова осторожное и загадочное - ожидание и предвкушение - надежда на исполнение праздничных пожеланий...
И очень серьезный вопрос: а какова цель этих праздничных поздравлений, переодеваний, представлений? - Это важнейшая народная традиция - напоминание о нашем единстве и нашем предназначении: быть вместе, помогать и ободрять других. Особенно важное сейчас! В суете и беспокойстве будней мы замыкаемся в своих мелких проблемах и часто ощущаем свое одиночество и неприкаянность. Торжественный характер этой музыки подчеркивает важность этого ритуала...
Протяжная (пример 003)
Грусть и мелодекламация рассказа - без оптимистичного окончания.
Мелодия трижды поднимается на октаву выше - становится более насыщенной и яркой, но грусть и печаль не исчезают. Можно представить трех героев этого произведения - сначала старший, дедушка (виолончель) рассказывает о своей трудной жизни, потом - отец - его мелодия повторяется дважды и она, наиболее яркая и сильная, говорит о трудностях сегодняшнего дня, потом - скрипка повторяет мелодию еще на октаву выше - это молодой человек говорит о своих проблемах... Можно было бы говорить о драматизме и трагедии, но спокойное движение, ровность и умиротворение - даже после остановки мелодии и небольших всплесках, в которых ясно слышатся вздохи "ах!", "Ох!" - движение не теряет своей ровности и размеренности...
Грусть, печальная история - ее принятие и смирение - вот главная тема произведения.
Нам часто кажутся наши проблемы исключительными, незаслуженными и несправедливыми. Но с ними сталкиваются все люди - и это понимание помогает нам взглянуть на наши невзгоды более взвешенно и спокойно.
Книга Иова указывает: нам не дано знать, почему случается то, что случается, не следует всегда истолковывать страдание как наказание, нельзя забывать, что мы живем в мире полном загадок, из которых капризы нашей судьбы далеко не самая главная, и мы, конечно же, сумеем это понять, если попытаемся взглянуть на ситуацию со стороны. Гремит голос разъяренного Бога: "Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?.. Знаешь ли ты уставы неба?.. Твоею ли мудростью летает ястреб?.. " Иову напоминают о весах, на одной чашке которых все, что произошло с ним, а на другой - возраст, размеры и загадки вселенной.
Музыка не обманывает и не обещает молочных рек и кисельных берегов. Она говорит, что жизнь - трудна, проблемы никогда не исчезнут... Но в ней нет отчаяния, а рассказ о трудностях помогают нам оценить сегодняшний день - понять ценность его и не ждать "завтрашнего рая"...
Шуточная "Я с комариком плясала" (пример 004)
Уже, судя по названию, можно предположить, что героев произведения по меньшей мере - двое. Комар и наша героиня.
Начинается произведение - вступительной "ночной песней комара". Солирующая скрипка играет мелодию, которая легко узнается... Сразу вспоминается расхожее выражение "ну, ты у меня попляшешь..." Эта фраза никогда не звучит весело и жизнерадостно - это угроза. Как все, что приходится делать не по собственному желанию, а под воздействием внешних обстоятельств. Каждый, кто имел личный опыт знакомства с этим назойливым, беспокойным и неуловимым насекомым, понимает, что в народной песне "танцем с комариком" - описывается попытка прихлопнуть назойливого ночного кавалера, писк которого не дает покоя...
Подчеркнутые акценты сильной доли - изображают эти хлопки... Показательно, что именно после комариной песни начинается веселый, шуточный танец. Понимание этой ситуации делают веселье этой части - не таким уж веселым - это навязанная суета и желание решить побыстрее беспокоящую проблему...
Судя по тому, что после задорного и веселого танца комар снова заводит свою мелодию - "ночное веселье" будет продолжаться еще долго.
Возможно, идея этого произведения - еще раз напомнить о том, как непрочно основание нашего благополучия и покоя - его может нарушить даже такая мелкая и невесомая причина... Это еще один призыв относиться к каждой жизненной проблеме с уважением и вниманием.
А почему рассказ такой веселый? Продолжение философского рассуждения о смысле жизни. Да, она трудна, часто непонятна и приносит огорчения, но... будь весел - вспомните свое сражение с комаром - и вы улыбнетесь - картина довольно нелепая...
"...Глядите ж легче, проще и лукавей На этот заблуждающийся мир!" Дон-Аминадо.
Былина о птицах (пример 005)
Былина - рассказ о подвигах богатырей. Но при чем здесь птицы? Отражение древнего поверья, что души погибших воинов переселяются в птиц. Здесь и признание важности ратного труда - и призыв бережно и уважительно относиться к живой природе, которая, в народных сказаниях, не разделяется с миром людей, а является его продолжением...
В музыке явно слышны два пласта - былинный напев и форшлаги деревянных духовых, изображающих щебетанье птиц.
Проследим за развитием мелодии. Сначала - спокойное, размеренное, эпичное - неторопливое и размеренное движение. Но постепенно мелодия становится все драматичнее, наполняется силой и энергией - в последних проведениях ясно слышен звон мечей - мы на поле битвы...
Отношение к птицам в древние времена было особенным. Птицы были почитаемы на Руси как священные. Весной, «закликали» жаворонков, а осенью провожали журавлей на юг.
В сказках часто упоминаются вороны, орлы, голуби, ласточки, которые могут разговаривать человеческим голосом. По поверьям - птица – это символ человеческой души, летящей с «того» света, то есть из загробного мира. Словно наши далекие предки подсказывают нам что-то очень важное.
И образ птицы - как души былинного богатыря - понятен. Можно вспомнить "Журавлей" Я.Френкеля (где "солдаты, не пришедшие с полей... превратились в белых журавлей") и "Жаворонок" Ариэля Рамиреса (символично, что мелодия духовной кантаты стала песней о птице) - подчеркивая сакральную*** связь всего живого на земле...
____________________
*** Сакра́льное — в широком смысле — всё, имеющее отношение к религиозному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.
Колыбельная (пример 006)
Торжественная и скорбная - прямая параллель с "Грезами" Шумана, Адажио С. Барбера и молитвой «Ave Maria» Дж.Каччини - часто исполняемыми как дань памяти погибшим в Великой Отечественной войне. Здесь тоже - прощание с теми, кто погиб защищая нашу землю... Снова напоминание нам о том, что "мы стоим на плечах наших предков - и видим дальше них лишь потому, что видели они..."
Очень медленный темп, сдержанно и скорбно звучит парящая мелодия, набирая силу, разливаясь широко... Второе проведение - начинается на октаву выше, снижается... Но последний аккорд устремляется ввысь...
Можно наслаждаться красотой и при этом считать, что красота исчерпывается приятными эмоциями. Слушая прекрасное музыкальное произведение, человек, одаренный музыкальным чувством, слышит, кроме самих звуков и их сочетаний, еще что-то другое, что можно назвать музыкальной красотой. Как бы позади звуков и сквозь них мы воспринимаем еще что-то невысказанное, о чем в словах можно сказать только слабым, несовершенным намеком. Звуки воспринимает наше ухо, а то невысказанное, о чем они говорят, воспринимает непосредственно наша душа.
"...Это состояние духа определено чувством нашей неразрывной связи с родственной нам божественной стихией бесконечной любви, с неисчерпаемой сокровищницей добра, покоя, блаженства, святости..." С.Франк
Плясовая (пример 007)
И снова - прошлое - только импульс для движения сегодняшнего дня. И опора этого движения - народ - его слово и музыка... Ниточка эта тонкая и почти неосязаемая, но потеряв ее - потеряешь и направление движения...
Интересное наблюдение - мы почти не слышим народную песню в передачах современного телевидения. Почему же эти мелодии (без слов) так понятны и близки нам? Один из ответов - слово, разговорная интонация - это тоже мелодия. Композитор способен услышать и выразить ее в музыкальной фразе...
Хоровод (пример 008)
Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода – круг, его круговая композиция (подобие солнца) и движение по ходу солнца (хождение за солнцем – «посолонь») берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу Солнца — Яриле.
В хороводе всегда проявляется чувство единения и дружбы. Участники, как правило, держатся за руки, иногда за один палец – мизинец, часто – за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники движутся друг за другом, сохраняя строгий интервал.
Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то свое, создает разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях большинство хороводов являются круговыми.
Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т.д.
Исследуя хитрости и секреты «хороводной науки», остается только удивляться: какая фантазия, какая образность, какая самобытность, какая красота.
Снова символ жизненной силы, единства и братства. Хоровод - большой круг, где все мы равны. В каком-то высшем значении - мы все должны выполнить свое жизненное назначение, исполнить свой долг на земле - и здесь не имеют никакого значения наши должности, успехи или поражения.
И все же - Хоровод - в заключение такого серьезного исследования... Почему? Такой праздничный и веселый... Основное движение хоровода - хождение по кругу. Но повторения не вызывают ощущения монотонности и однообразия - каждое новое построение хоровода вносит свою краску, имеет свою интонацию...
"Что же выходит из жизни?" - к какому мнению приходит Лядов, изучая русскую народную песню? У его современника, выдающегося русского мыслителя Н.Н. Страхова мы находим такое определение: "Можно сказать, что из жизни кроме жизни действительно ничего не выходит; но что и не нужно, чтобы что-нибудь еще из нее выходило. В самом деле, выходит жизнь, чего же больше?...
Жизнь часто бывает комедией, но в сущности она -- глубочайшая драма. Мы не сочиняем этой драмы, но сами в ней действуем, сами поглощены ее завязкою. Эта драма потеряла бы для нас всю свою цену, если бы развязка зависела от нашего произвола или если бы мы ее знали наперед.
...Жизнь есть действительное обновление, действительная загадка, и потому великая черта ее открывается в том, что как неизвестно будущее, так и совершенно неизвестно, что выходит из жизни каждого из нас."
Но было бы заблуждением, смотреть на жизнь как на цепь роковых предопределений...
Муки души побуждают нас вперед, к неразгаданному и несовершенному. То новое, что приходит в мир, -- таинственное будущее, которое наступает, -- оно приходит не помимо нас, мы сами его рождаем.
"На земле вообще нет ничего нового, но в том, как вы слушаете, может быть новизна.
Тогда все становится новым, все начинает жить заново, каждое движение ума
раскрывает что-то, превращает в открытие..."
Кришнамурти Дж. Восемь бесед в Бомбее
Понимание роли нашего участия в становлении будущего - очень важно. Но в чем заключается это понимание? Когда мы говорим об изучении и желаем похвалить его, мы называем его строгим, холодным, когда же дело идет о понимании, но наилучшим считается живое, теплое понимание.
Понимание, вообще, можно отличить от познания тем, что оно обнимает свой предмет вполне, в целости, тогда как познание овладевает им по частям или только с известной стороны"****.
____________________
**** Н.Н.Страхов "Мир как целое". стр. 271
Такое видение мира - смотрение умом, всей душой, всей человеческой сущностью - называют созерцанием. С него всегда начинается творчество.
Если нет такого видения, то нет условий, чтобы человек стал творцом. Что-то не состоялось в человеке, недозавершилось, осталась пустота, на которую не могут опереться ни интеллект, ни чувства. Человек остается один на один со скудным набором правил жизни, и в нем крепнет убеждение, что жизнь скучна, уныла, однообразна...
Увидеть мир по-новому, значит увидеть его вне готовых стереотипов. В оригинальном видении мир всегда нов. Это новое - не в сравнении со старым, не в тени старого и не на фоне старого. Мы вдруг видим мир так, как его еще не видел никто, переживаем удивительный подъем духа и чувствуем, что происходит как бы "слияние" с миром и понимание его "изнутри". В эти мгновения и рождаются новая мысль и человек как творец.
Элен Лангер - профессиональный психолог, профессор Гарвардского университета, в книге "Рождение художника", отмечает, что мы совершаем наши действия осознанно или неосознанно. Осознанность - когда творчески смотрим на жизнь, когда мы восприимчивы к контексту и дальнейшему развитию ситуации.
Неосознанность - это использование уже наработанных шаблонов поведения. Разница во времени использования и того и другого - незначительна. Однако, если мы выберем неосознанное поведение как основу своей жизни, то мы не сможем действовать в ситуациях, которые выпадают из привычного заученного контекста, попадая в ловушку жестких стереотипов, забывая о контексте или перспективе.
"По сути, мы искусственно затормаживаем мыслительный процесс и не замечаем едва заметных перемен, которые побудили бы поступить иначе, если бы мы их распознали вовремя. Мы отказываем себе в развитии".
"Когда в народных фантазиях возникают вечные вопросы человеческой мысли, народ только гадает, только создает образы фантазии. В этих гаданиях отражается склад его ума и его понимание жизни... Его нисколько не смущает и то, что они несвязны, неполны, противоречат друг другу, словом, не имеют того единства и логического согласия, которое всегда свойственно знанию". Недаром различают "память рассудка" и "память сердца". Память сердца - это достигшие глубины души живейшие впечатления, когда мы действительно увидели что-то сами в мире.
Когда Христиана Людвига Брема спросили, почему он взялся написать книгу "Жизнь птиц", он с воодушевлением отвечал: "Виной здесь прекрасная поговорка: от избытка сердца говорят уста! Я написал эту книгу из чистой радости и любви к природе и хотел как можно большему числу людей сообщить эту любовь и радость".
Восемь русских народных песен в обработке А.К.Лядова достигают этой же цели в значительной степени. Они поражают удивительной чуткостью, трогательной любовью и глубоким пониманием народной души. "Не мог ли Лядов лучше засвидетельствовать свой русский дух, чем в своих обработках русских песен?" - писал известный музыкальный критик Витол.
Обращаясь к народному творчеству мы снова и снова убеждаемся в его жизненности, важности и актуальности. Убеждения, питаемые народом и имеющие нередко безмерную силу, относятся только к тому, как следует жить и что следует делать. Главное достоинство серьезных вечных вопросов, к которым обращается народное творчество - отсутствие назидательности, легкость изложения, фантазия, образность, самобытность и красота. А при вдумчивом подходе, внимательном вслушивании - видна глубина и актуальность этих истин.
Неисчерпаем живой родник народной мудрости! Он утоляет духовную жажду - наполняя жизнью и возобновляя наши силы.
"Как по долине льющийся родник,
В дороге пел я песни то и дело.
И все казалось сердцу, что от них
Земля вокруг цвела и молодела".
Муса Джалиль
Использованная литература
- СЕРГЕЕВА Г.П., КРИТСКАЯ Е.Д. «Уроки музыки» 5-6 классы, М.: Просвещение, 2007
- Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы. Под руководством Д.Б.Кабалевского, изд. Просвещение, 2006 г.
- ВИКИПЕДИЯ - Справочная энциклопедия Интернета.
- СТО ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРОВ. Автор-составитель Д.К. Самин.- М., Вече, 2006
- ЛАНГЕР, Элен. Рождение художника: создай себя заново в осознанном творчестве; [пер. с англ. М.Л.Табенкина]. - Москва.: Эксмо, 2018.
- РАЗУМОВСКАЯ О.К. Русские композиторы М.: Айрис-пресс, 2007
- ГУБИН В.Д. Основы философии: учебное пособие / В.Д.Губин. - 2-е изд. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2009. - 288 с. - (Профессиональное образование).
- СТРАХОВ Н.Н. Мир как целое. Предисловие, комментарии Н.П.Ильина (Мальчевского). - М.: Айрис-пресс: Айрис-Дидактика, 2007. - 576 с.: ил. - (Библиотека истории и культуры).
- Евгений Светланов. Симфонические произведения Анатолия Лядова. Государственный симфонический оркестр СССР. Дирижер - Евгений Светланов. Запись 1970 года.