Цели:
Обучающие:
- ввести понятия координатная плоскость;
- изучить алгоритмы построения точки по заданным ее координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;
Развивающие:
- использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания;
- развивать умение обобщать, конкретизировать;
Воспитательные:
- расширение кругозора и развитие интереса к предмету, используя присущую математике красоту и увлекательность; приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать что такое система координат; как называются координатные прямые, образующие эту систему; как называется точка пересечения этих прямых и пара чисел, определяющих положение точки на плоскости;
- уметь находить абсциссу и ординату точки на координатной плоскости и с их помощью строить точку.
Личностные:
- повышение мотивации к изучению предмета «математика».
Метапредметные: в ходе урока учащиеся должны проявить следующие метапредметные умения:
- производить требуемую последовательность действий по инструкции, при необходимости уточнять формулировки задачи;
- сопоставлять и сравнивать информацию, находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах – в тексте и на модели, в учебнике и в форме интерактивного задания).
УУД:
Личностные:
- формирование смысла учебной деятельности на основе развития познавательного интереса и учебных мотивов.
Познавательные:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
- моделировать объект, а также преобразовывать полученную модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Регулятивные:
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- корректировать свои действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Коммуникативные:
- уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Тип урока и его структура: Урок открытия нового знания.
- Организационный этап.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний.
- Постановка цели и задач урока.
- Изучение нового.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Формирование умений и навыков.
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Постановка домашнего задания.
Ход урока
1. Орг.момент
2. Мотивация учебной деятельности
Слайд 1.
- Наш урок я хочу начать с одной притчи.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- Как вы понимаете слова мудреца? (успех на уроке, в жизни зависит только от нас самих).
- А теперь потрите сильно свои ладошки так, чтобы они нагрелись. Передайте своё тепло соседу. Чувствуете тепло?
- Я сегодня на уроке надеюсь на тёплую дружескую обстановку и плодотворную совместную работу. Ведь всё в наших руках!
3. АОЗ
Слайд 2.
Вычислите:
- 26,06 : 2 =
- 13 + 0,03 =
- 15 – 1,97 =
- 65,15 : 5 =
- 10,015 + 3, 015 =
- -4,07 + 17,1 =
Получается выражение: «Отдать швартовы!».
- Ребята, а когда так говорят? (когда отвязывают судно от причала чтобы отправиться в плавание)
- В какое плавание отправляемся мы? (в плавание за новыми знаниями)
- Вы ничего не заметили особенного в данных примерах?
- Почему числа получились одинаковые? О чём это говорит? (дата сегодняшнего дня)
- Открываем рабочее поле. Записываем число. Классная работа. Слайд 3.
Слайд 4.
- Что изображено на слайде? (поле морского боя)
- На каждой парте есть маршрутные листы, на которых записаны координаты расположения ваших кораблей. (Приложение 2)
- А что значит «координаты»? Приведите примеры. Когда так говорят? (числа, с помощью которых указывают, где находится некоторый объект). Это места в кинотеатре, в поезде, игра в шахматы и т.д.
- Ваша задача подойти и указать клетки , в которых будет находиться ваш корабль. (маршрутные листы пронумерованы, выходим в порядке очереди)
- Скажите, а правильно ли я расставила корабли?
- Почему я расставила именно таким образом?
4. Постановка цели и задач урока
Слайд 5.
- Что изображено? (координатная прямая)
- Какую прямую называют координатной? (прямую с выбранным на ней началом отсчёта, единичным отрезком и направлением)
- Назовите координаты точек.
- Почему не можете назвать координаты точки F? (она не находится на координатном луче)
- Где находится точка F? (на плоскости)
- Что мы определяем для точки F? (координаты)
- Итак, у нас получились два ключевых слова: плоскость и координаты.
- Кто сформулирует тему урока?
- Запишите тему урока в тетрадь.
- Какова цель нашего урока? (научиться работать с координатной плоскостью)
- Что нам для этого необходимо знать и уметь?
- А чтобы не забывать про наши задачи, мы с вами будем путешествовать по островам.
- Узнать, какую плоскость называют координатной;
- Научиться определять координаты точки на плоскости;
- Научиться строить точки по заданным координатам;
- Закрепить полученный навык при решении задач.
5. Изучение нового
– Какую фигуру представляет поле морского боя? (квадрат, прямоугольник)
- Каково взаимное расположение смежных (соседних) сторон квадрата? (они перпендикулярны)
- Итак, проведем в тетради две взаимно перпендикулярные координатные прямые: горизонтальную и вертикальную.
- Что еще необходимо нанести на прямые? (начало отсчета, единичный отрезок )
- Начало отсчета мы обозначим в точке пересечения координатных прямых.
- Нанесем единичный отрезок и числа на горизонтальную прямую. Как будут располагаться положительные и отрицательные числа относительно начала отсчёта? (справа – положительные, слева – отрицательные)
- Вертикальная прямая тоже является координатной. Давайте на неё тоже нанесем единичный отрезок и числа. Как вы думаете, как теперь будут располагаться положительные и отрицательные числа относительно начала отсчёта? (выше нуля – положительные, ниже нуля – отрицательные)
- Можете ли вы теперь определить координаты точки F?
- Почему не можете? Каких знаний не хватает?
Работа с учебником.
- Откройте учебники на с.205-206. Изучите материал по данной теме и заполните рабочие листы. (Приложение 1)
Проверка учебных листов.
Обратить внимание на расположение координатных чисел: сначала абсцисса, потом ордината. В алфавитном порядке.
- Давайте вернёмся на нашу координатную плоскость.
- Итак, напомните мне, пожалуйста, как называется горизонтальная координатная прямая? Вертикальная?
- Подпишите названия осей в тетрадях.
- Какую координату называют сначала?
- Как пишутся координаты? (в круглых скобках)
Обратить внимание на точку с запятой.
- Почему ставится точка с запятой, а не просто запятая? (координатами могут быть десятичные дроби)
- В какой четверти находится точка F?
Возвращение на карту. Решение следующей задачи.
Определение координат точек (на двух слайдах, устно)
1 слайд – Переносим точки на свои координатные плоскости и записываем координаты.
2 слайд –работаем устно.
- В какой четверти находится точка А?
- Какими числами являются координаты точки? (положительными)
- Всегда ли точки, лежащие в первой четверти, имеют положительные координаты?
- Назовите точки, лежащие во второй четверти.
- Какими числами являются координаты точки? (абсцисса отрицат. число, ордината – положительное)
- Сделайте вывод.
Такая работа проводится с оставшимися четвертями и осями координат.
- Закрасьте четверть только с положительными – красным цветом, а только с отрицательными координатами голубым цветом.
Физминутка «Кулачки»
- Представьте, что ваше тело – координатная плоскость. Уровень живота-начало отсчёта.
- Поставьте кулачки в начало отсчёта.
- Как пройти 3 шага влево и 2 шага вниз. Вернитесь обратно.
- Как пройти 4 шага вправо и 2 шага вниз. Вернитесь обратно.
- Как пройти 5 шагов влево и 4 шага вверх. Вернитесь обратно.
- Как пройти 2 шага вправо и 3 шага вверх. Вернитесь обратно.
- Как пройти 2 шага влево и 0 шагов вниз. Вернитесь обратно.
- Как пройти 3 шага вправо и 0 шагов вниз. Вернитесь обратно.
- Как пройти 4 шага влево и 3 шага вниз. Вернитесь обратно.
- Как пройти 4 шага вправо и 5 шагов вверх. Вернитесь обратно.
Возвращение на карту. Решение следующей задачи.
Игра на координатной плоскости. (Приложение 3)
- Ребята, а что у меня построено на полу? (координатная плоскость)
- Как узнали? (есть начало отсчёта, единичный отрезок и направление)
- У вас на партах лежат жёлтые карточки с координатами.
- Представьте, что вы – точки, которым надо занять своё место на координатной плоскости.
- Покажите, как вы это сделаете. (выходят по очереди и занимают свои места)
Учимся отмечать точки на координатной плоскости.
- Продолжаем работать в рабочих листах.
- Учимся отмечать точки.
- Посмотрите на координаты точек и скажите, в каких четвертях будут они находиться? (один ученик у доски)
- Какие изображения получились?
- Где мы можем встретить данные изображения? (на ночном небе)
Мы слыхали: две Медведицы
По ночам на небе светятся.
Ночью вверх мы взглянули -
Увидали две кастрюли.
- Кто знает историю данных созвездий?
- У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц.
«Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую медведицу, ее любимую собаку – в Малую Медведицу и взял их на небо».
- Какую помощь может оказать данное созвездие? (определение Полярная звезда - одна из навигационных звёзд. Указывает направление на север для путешественников, мореплавателей, туристов.)
Возвращение на карту. Решение следующей задачи.
6. Формирование умений и навыков
Работа по учебнику.
- с. 206 № 664 один ученик у доски
- № 673 (б)
Возвращение на карту.
7. Итог урока (рефлексия)
- Ребята, а почему последний остров остался не подписанным?
- Давайте заглянем в наш сундучок и узнаем, что же в нём!
(в сундучке карточки с координатами, а к ним прикреплены буквы)
- Что написано на карточках? Как вы думаете, что вам необходимо сделать? (дети выбегают т крепят точки на координатную плоскость)
- Какое слово получилось? (ЗНАНИЯ-СИЛА)
- Можно ли назвать знания нашим богатством, сокровищем?
- Какие знания вы получили на уроке?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке относительно данных точек.
- Показался ли вам урок трудным?
- Итак, помните ли вы, с каким девизом мы начали урок?
«Всё в твоих руках»
- Теперь обведите на листе бумаги свою руку. Каждый ваш палец – это позиция, по которой надо высказать своё мнение об уроке.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – для меня было недостаточно…
В конце урока вопрос учащимся:
- За что бы вы себя могли похвалить?
- Покажите друг другу ваши руки!
8. Постановка домашней работы
С.205-206 прочитать; №665, №666. Подготовить сообщение об истории возникновения координатной плоскости.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.