Разработка урока и презентация по теме "Координатная плоскость". 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели:

Обучающие:

  • ввести понятия координатная плоскость;
  • изучить алгоритмы построения точки по заданным ее координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;

Развивающие:

  • использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания;
  • развивать умение обобщать, конкретизировать;

Воспитательные:

  • расширение кругозора и развитие интереса к предмету, используя присущую математике красоту и увлекательность; приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать что такое система координат; как называются координатные прямые, образующие эту систему; как называется точка пересечения этих прямых и пара чисел, определяющих положение точки на плоскости;
  • уметь находить абсциссу и ординату точки на координатной плоскости и с их помощью строить точку.

Личностные:

  • повышение мотивации к изучению предмета «математика».

Метапредметные: в ходе урока учащиеся должны проявить следующие метапредметные умения:

  • производить требуемую последовательность действий по инструкции, при необходимости уточнять формулировки задачи;
  • сопоставлять и сравнивать информацию, находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах – в тексте и на модели, в учебнике и в форме интерактивного задания).

УУД:

Личностные:

  • формирование смысла учебной деятельности на основе развития познавательного интереса и учебных мотивов.

Познавательные:

  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
  • моделировать объект, а также преобразовывать полученную модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Регулятивные:

  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • корректировать свои действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные:

  • уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Тип урока и его структура: Урок открытия нового знания.

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний.
  4. Постановка цели и задач урока.
  5. Изучение нового.
  6. Первичное усвоение новых знаний.
  7. Формирование умений и навыков.
  8. Рефлексия (подведение итогов занятия).
  9. Постановка домашнего задания.

Ход урока

1. Орг.момент

2. Мотивация учебной деятельности

Слайд 1.

- Наш урок я хочу начать с одной притчи.

«Жил  мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

- Как вы понимаете слова мудреца? (успех на уроке, в жизни зависит только от нас самих).

- А теперь потрите сильно свои ладошки так, чтобы они нагрелись. Передайте своё тепло соседу. Чувствуете тепло?

- Я сегодня на уроке надеюсь на тёплую дружескую обстановку и плодотворную совместную работу. Ведь всё в наших руках!

3. АОЗ

Слайд 2.

Вычислите:

  1. 26,06 : 2 =
  2. 13 + 0,03 =
  3. 15 – 1,97 =
  4. 65,15 : 5 =
  5. 10,015 + 3, 015 =
  6. -4,07 + 17,1 =

Получается выражение: «Отдать швартовы!».

- Ребята, а когда так говорят? (когда отвязывают судно от причала чтобы отправиться в плавание)

- В какое плавание отправляемся мы? (в плавание за новыми знаниями)

- Вы ничего не заметили особенного в данных примерах?

- Почему числа получились одинаковые? О чём это говорит? (дата сегодняшнего дня)

- Открываем рабочее поле. Записываем число. Классная работа. Слайд 3.

Слайд 4.

- Что изображено на слайде? (поле морского боя)

- На каждой парте есть маршрутные листы, на которых записаны координаты расположения ваших кораблей. (Приложение 2)

- А что значит «координаты»? Приведите примеры. Когда так говорят? (числа, с помощью которых указывают, где находится некоторый объект). Это места в кинотеатре, в поезде, игра в шахматы и т.д.

- Ваша задача подойти и указать клетки , в которых будет находиться ваш корабль. (маршрутные листы пронумерованы, выходим в порядке очереди)

- Скажите, а правильно ли я расставила корабли?

- Почему я расставила именно таким образом?

4. Постановка цели и задач урока

Слайд 5.

- Что изображено? (координатная прямая)

- Какую прямую называют координатной? (прямую с выбранным на ней началом отсчёта, единичным отрезком и направлением)

- Назовите координаты точек.

- Почему не можете назвать координаты точки F? (она не находится на координатном луче)

- Где находится точка F? (на плоскости)

- Что мы определяем для точки F? (координаты)

- Итак, у нас получились два ключевых слова: плоскость и координаты.

- Кто сформулирует тему урока?

- Запишите тему урока в тетрадь.

- Какова цель нашего урока? (научиться работать с координатной плоскостью)

- Что нам для этого необходимо знать и уметь?

- А чтобы не забывать про наши задачи, мы с вами будем путешествовать по островам.

  • Узнать, какую плоскость называют координатной;
  • Научиться определять координаты точки на плоскости;
  • Научиться строить точки по заданным координатам;
  • Закрепить полученный навык при решении задач.

5. Изучение нового

– Какую фигуру представляет поле морского боя? (квадрат, прямоугольник)

- Каково взаимное расположение смежных (соседних) сторон квадрата? (они перпендикулярны)

- Итак, проведем в тетради две взаимно перпендикулярные координатные прямые: горизонтальную и вертикальную.

- Что еще необходимо нанести на прямые? (начало отсчета, единичный отрезок )

- Начало отсчета мы обозначим в точке пересечения координатных прямых.

- Нанесем единичный отрезок и числа на горизонтальную прямую. Как будут располагаться положительные и отрицательные числа относительно начала отсчёта? (справа – положительные, слева – отрицательные)

- Вертикальная прямая тоже является координатной. Давайте на неё тоже нанесем единичный отрезок и числа. Как вы думаете, как теперь будут располагаться положительные и отрицательные числа относительно начала отсчёта? (выше нуля – положительные, ниже нуля – отрицательные)

- Можете ли вы теперь определить координаты точки F?

- Почему не можете? Каких знаний не хватает?

Работа с учебником.

- Откройте учебники на с.205-206. Изучите материал по данной теме и заполните рабочие листы. (Приложение 1)

Проверка учебных листов.

Обратить внимание на расположение координатных чисел: сначала абсцисса, потом ордината. В алфавитном порядке.

- Давайте вернёмся на нашу координатную плоскость.

- Итак, напомните мне, пожалуйста, как называется горизонтальная координатная прямая? Вертикальная?

- Подпишите названия осей в тетрадях.

- Какую координату называют сначала?

- Как пишутся координаты? (в круглых скобках)

Обратить внимание на точку с запятой.

- Почему ставится точка с запятой, а не просто запятая? (координатами могут быть десятичные дроби)

- В какой четверти находится точка F?

Возвращение на карту. Решение следующей задачи.

Определение координат точек (на двух слайдах, устно)

1 слайд – Переносим точки на свои координатные плоскости и записываем координаты.

2 слайд –работаем устно.

- В какой четверти находится точка А?

- Какими числами являются координаты точки? (положительными)

- Всегда ли точки, лежащие в первой четверти, имеют положительные координаты?

- Назовите точки, лежащие во второй четверти.

- Какими числами являются координаты точки? (абсцисса отрицат. число, ордината – положительное)

- Сделайте вывод.

Такая работа проводится с оставшимися четвертями и осями координат.

- Закрасьте четверть  только с положительными – красным цветом, а только с отрицательными координатами голубым цветом.

Физминутка «Кулачки»

- Представьте, что ваше тело – координатная плоскость. Уровень живота-начало отсчёта.

- Поставьте кулачки в начало отсчёта.

- Как пройти 3 шага влево и 2 шага вниз. Вернитесь обратно.

- Как пройти 4 шага вправо и 2 шага вниз. Вернитесь обратно.

- Как пройти 5 шагов влево и 4 шага вверх. Вернитесь обратно.

- Как пройти 2 шага вправо и 3 шага вверх. Вернитесь обратно.

- Как пройти 2 шага влево и 0 шагов вниз. Вернитесь обратно.

- Как пройти 3 шага вправо и 0 шагов вниз. Вернитесь обратно.

- Как пройти 4 шага влево и  3 шага вниз. Вернитесь обратно.

- Как пройти 4 шага вправо и 5 шагов вверх. Вернитесь обратно.

Возвращение на карту. Решение следующей задачи.

Игра на координатной плоскости. (Приложение 3)

- Ребята, а что у меня построено на полу? (координатная плоскость)

- Как узнали? (есть начало отсчёта, единичный отрезок и направление)

- У вас на партах лежат жёлтые карточки с координатами.

- Представьте, что вы – точки, которым надо занять своё место на координатной плоскости.

- Покажите, как вы это сделаете. (выходят по очереди и занимают свои места)

Учимся отмечать точки на координатной плоскости.

- Продолжаем работать в рабочих листах.

- Учимся отмечать точки.

- Посмотрите на координаты точек и скажите, в каких четвертях будут они находиться?  (один ученик у доски)

- Какие изображения получились?

- Где мы можем встретить данные изображения? (на ночном небе)

Мы слыхали: две Медведицы
По ночам на небе светятся.
Ночью вверх мы взглянули -
Увидали две кастрюли.

- Кто знает историю данных созвездий?

- У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц.

«Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую медведицу, ее любимую собаку – в Малую Медведицу и взял их на небо».

- Какую помощь может оказать данное созвездие? (определение Полярная звезда - одна из навигационных звёзд. Указывает направление на север для путешественников, мореплавателей, туристов.)

Возвращение на карту. Решение следующей задачи.

6. Формирование умений и навыков

Работа по учебнику.

  • с. 206  № 664 один ученик у доски
  • № 673 (б)

Возвращение на карту.

7. Итог урока (рефлексия)

(Приложение 4)

- Ребята, а почему последний остров остался не подписанным?

- Давайте заглянем в наш сундучок и узнаем, что же в нём!

(в сундучке карточки с координатами, а к ним прикреплены буквы)

- Что написано на карточках? Как вы думаете, что вам необходимо сделать? (дети выбегают т крепят точки на координатную плоскость)

- Какое слово получилось? (ЗНАНИЯ-СИЛА)

- Можно ли назвать знания нашим богатством, сокровищем?

- Какие знания вы получили на уроке?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке относительно данных точек.

- Показался ли вам урок трудным?

- Итак, помните ли вы, с каким девизом мы начали урок?

«Всё в твоих руках»

- Теперь обведите на листе бумаги свою руку. Каждый ваш палец – это позиция, по которой надо высказать своё мнение об уроке.

  • Большой – для меня было важным и интересным…
  • Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
  • Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
  • Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
  • Мизинец – для меня было недостаточно…

В конце урока вопрос учащимся:

- За что бы вы себя могли похвалить?

- Покажите друг другу ваши руки!

8. Постановка домашней работы

С.205-206 прочитать; №665, №666. Подготовить сообщение об истории возникновения координатной плоскости.

Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.