П.П.Бажов «Серебряное копытце»

Разделы: Начальная школа


Планируемые результаты

Предметные:

  • познакомятся: с понятием «сказ», с творчеством П.П.Бажова и содержанием произведения «Серебряное копытце»;
  • научатся: понимать содержание литературного произведения; называть героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

Метапредметные:

  • Познавательные: работать с текстом: осмысливать структурные особенности сказа, характеризовать героев, понимать главную мысль, осуществлять поиск необходимой информации в книге; уметь ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги на основе заданного материала.
  • Регулятивные: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
  • Коммуникативные: осмысливать правила взаимодействия в паре.

Личностные: осмысливать базовые ценности: благородство, дружба, понимание, сочувствие.

Организационная структура урока

I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания

Читают из тетради сравнительную характеристику жабы и розы. Выразительно читают отрывки из произведения, которые их тронули, объясняя свой выбор.

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Стр.180. Откройте учебник, назовите тему урока (……  и его сказ …..)

– Какие бывают сказки?

– Какие сказки называют авторскими?

– Что вам хотелось бы узнать на уроке?

Цели:

  • узнать, что такое сказы?
  • познакомиться с творчеством П.П.Бажова.
  • познакомиться с содержанием произведения «Серебряное копытце».

III. Знакомство с творчеством автора

Родился Павел Петрович Бажов 28 января 1879 года в семье рабочего Сысертского завода Петра Васильевича Бажова. Работал Петр Васильевич в пудлингово-сварочном цехе, где из чугуна выплавляли железо особого качества. Был он талантливым, высококвалифицированным рабочим, славился своим мастерством и умением. Поэтому и дорожили Петром Васильевичем владельцы завода, хотя ненавидели его люто: правду всегда говорил им в глаза, давал меткие сатирические характеристики. Жил Петр Васильевич со своей женой Августой Степановной бедно, случалось, что и хлеба у них не было. Но между ними всегда было согласие.

Когда Павел немного подрос, мать показала ему буквы (она обучилась грамоте самостоятельно), а потом мальчик учился в заводской школе в Сысерти, учился отлично. То, что Павел увидел, услышал и пережил в детстве и юности, не забывалось им никогда, в том числе рассказы бабушки. От нее впервые он услышал рассказы о Медной горе, которые позже стали основой бажовских сказов. Много сказов узнал Павел от Василия Алексеевича Хмелинина – дедушки Слышко. Через много лет он вернется к сказам дедушки Слышко, и они станут своеобразной канвой его сказов.

Сказы П.П.Бажова очень полюбились читателям. Они издавались миллионными тиражами на многих языках мира. По мотивам сказов П.П.Бажова были созданы кинофильм «Каменный цветок» (режиссер А.Л.Птушко), балет «Сказ о каменном цветке» (автор С.С.Прокофьев), опера «Сказ о каменном цветке» (автор К.В.Молчанов), симфоническая поэма «Азов-гора» (автор А.А.Муравлёв)

– Прежде чем знакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений.

За помощью обратимся к толковому словарю С.Ожегова.

Барская рукодельня – ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитье).

Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.

Голбчик – приступка для выхода на печь.

Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.

Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.

Несподручно – неудобно, неловко.

Пособник – помощник в делах.

Покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.

Статочное ли дело (устар.) – хорошее ли дело.

Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством).

Очаг – устройство для разведения и поддерживания огня.

Горюн – горевать.

Балаган – временная легкая деревянная постройка.

Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет.

Душной – запах, идущий от животного.

Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег.

Бурая - серовато-коричневая.

Лукаво - хитро.

Солонина – засоленная говядинаю

Хризолит - прозрачный драгоценный камень золотисто-зелёного цвета.

Разберём по составу слово подарёнка, подарёнушка.

IV. Первичное чтение произведения

Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного. Понравилась ли вам произведение? Чем?

V. Анализ произведения

- Назовите главных героев.

– Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? (Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало)

– А почему девочка согласилась идти жить к Коковане? (После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приемной семье лишней и никому не нужной. Потому то и «кошку драную» подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании).

– Как, по вашему мнению, автор относится к девочке? Почему так считаете?

– Что вы можете сказать о семье, в которой жила Дарёнка?

- Что в произведении ты находишь волшебного, сказочного, а что могло быть на самом деле. Обрати внимание на название.(Герой –рассказчик в этом произведении- простой рабочий, который знал главных героев очень хорошо. Герой-рассказчик переживает за Дарёнку, уважительно относится к Коковане. Речь героя рассказчика своеобразная, простая. Именно так мог рассказать человек, который был свидетелем этой истории. Может, Бажов сам услышал эту историю из уст рабочего, а нам представил художественное произведение. В произведении присутствует реальный быт людей, тем самым напоминая рассказ. Но что отличает от рассказа? Реальный мир сочетается с фантастическим. Серебряное копытце - это фантастический образ. Он появился на глазах у Дарёнки и Коковани, потому что они ждали чуда. Кошка Мурёнка была проводником между реальным и сказочным миром в этом произведении. Она поддерживает Дарёнку, а потом ушла с козликом, выполнив своё назначение. По уральской легенде, действительно ходил по Уралу такой «серый олень» - хранитель богатства)

- Что же такое сказ? (Сказ - повествование, ведущееся от лица рассказчика)

- Что лежит в основе сказа? (В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)

- Как зажили втроем Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? (Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу.

Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приемная. (Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей)

Пословица.

  • Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.

– Можно сказать, что они были счастливы?

– Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце? Выберите один из вариантов ответа и обоснуйте свой выбор: каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; герои были бедными, надеялись продать камни и зажить богато. (У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья)

– Почему все-таки «чудо» произошло именно с Дарёнкой и Кокованей? (герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку)

– Чем был необычен Серебряное копытце? Как говорится о нем в сказе?

– Почему Кокованя решил взять Дарёнку с собой в лес?

– Как произошла встреча Дарёнки с Серебряным копытцем? Прочитайте об этом.

– Как вы думаете, почему Дарёнка не разрешила Коковане собрать все камни?

– Какую роль в сказе отводит П.П.Бажов Мурёнке? Подтвердите ваше мнение словами произведения

VI. Домашнее задание

Перечитать сказ. Найти слова и выражения, характеризующие Дарёнку и Кокованю.

План.

1. Семейное положение.

2. Внешность, возраст.

3. Характер.

4. Чем занимается.

5. Отношение автора к героям.

VII. Итог урока. Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что было непонятно, сложно?