Урок по физике «Закон Ома для участка цепи». 8-й класс

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии

Класс: 8


Базовый учебник: А.В.Пёрышкин Физика 8 класс.

Тема раздела: Электрические явления.

Тип урока:урок формирования новых знаний с элементами исследовательской деятельности.

Форма урока: комбинированный.

Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся для достижения результатов, отражённых в задачах урока.

Задачи урока:

Предметные:

  • Создать условия для исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения зависимости силы тока от напряжения и сопротивления;
  • Сформировать практические навыки по применению закона Ома через решение задач.

Метапредметные:

  • Способствовать овладению учащимися навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
  • Создавать условия для развития у учащихся мышления, внимания, умения вступать в речевое общение, понимать точку зрения своего собеседника, признавать право на иное мнение, аргументировано обосновывать свою точку зрения, отражать в устной или письменной речи результаты своей деятельности.

Личностные:

  • Воспитывать активность, организованность, ответственность за свои решения, стремление учиться самостоятельно, иметь собственное мнение;
  • Формировать ценности уважения к творцам науки.

Методы обучения

По источникам получения знаний

Словесный (беседа, рассказ)
Наглядный (мультимедиапрезентация, физкультминутка)
Практический (работа в группах, отчет о проделанной работе)

По характеру познавательной деятельности и усвоению содержания образования

Проблемный (заполнение таблицы, решение задач, выполнение домашнего задания)
Частично-поисковый (выполнение лабораторной работы в группах, анализ и отчет выполненной работы, решение экспериментальных задач)

По степени самостоятельности

Учебная работа под руководством преподавателя;
Самостоятельная работа.
(Самостоятельная работа внутри групп;
Самооценка деятельности на учебном занятии;
Физкультминутка)

Приемы реализации методов:

  • Заполнение таблицы;
  • Отгадывание кроссворда
  • самостоятельное определение учащимися темы и цели урока.
  • «Мозговой штурм» (лабораторная работа в подгруппах)
  • заполнение отчетов;
  • Работа с дидактической картой;
  • Выступления спикеров с отчетом;
  • Сообщение о Георге Оме
  • решение дифференцированных задач;
  • информация о домашнем задании;
  • ИКТ (ДЗ присылается по электронной почте, В контакте)
  • Проверка температуры знаний как рефлексия;
  • Самооценка (подведение итогов урока)

Педагогическая технология (её элементы): технология проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, обучение учащихся в процессе решения проблем, сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде), КСО (вовлечение в учебный процесс одновременно всех обучаемых группы, а также расширение речевой практики, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи) здоровьесберегающая (профилактика умственного перенапряжения путем смены деятельности, физминутка, музыкальное сопровождение, создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятии).

Формы организации учебной деятельности: групповое обучение.

Средства обучения:

  • портреты учёных: А.Вольта, А.Ампера, Г.Ома;
  • оборудование для проведения лабораторной работы,
  • компьютер с программным лицензионным обеспечением, мультимедийный проектор, экран, комплект карточек с названиями подгрупп,
  • домашний ПК.

Комплексно-методическое обеспечение:

Дидактическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельности учащихся

Прогнозируемый результат
совместной деятельности

I. Организационный этап. Мобилизация и положительный настрой учащихся
в начале урока. 1 мин.

 

I. Организационный этап. (Самоопределение к деятельности).
Цели этапа:

  • включить учащихся в учебную деятельность;
  • определить содержательные рамки урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!  
Приветствие: «Я рада вновь видеть вас и надеюсь, что мы сегодня поднимемся выше еще на три ступеньки знаний. «Мир освещается солнцем, а человек знанием».
Чему же посвятим урок?

Цель: настроится на продуктивную деятельность на уроке.

Эмоционально-психологический настрой, положительная мотивация.

II. Постановка и целей и задач урока. 7 мин

 

II. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи)

Цели этапа:

  • организовать деятельность учащихся, в ходе которой возникает конфликтная ситуация, вызывающая затруднение в учебной деятельности.
  • обозначить тему урока и цель.

Учитель: Мне нужны 3 помощника, которые на доске заполнят таблицу. Остальные заполняют эту таблицу в своих дидактических листах.

Физические величины

Сила тока

Напряжение

Сопротивление

Обозначение

 

 

 

Формула

 

 

 

Единица измерения

 

 

 

Прибор для измерения

 

 

 

Условное обозначение прибора

 

 

 

(Учащиеся не могут заполнить ячейки, в которых нужно указать название прибора, измеряющего сопротивление, и изобразить его условное обозначение)

Цель: сформулировать цель своей деятельности на уроке.

 

 

 

 

Заполняют таблицу.

 

 

Высказывают свое гипотеза о названии прибора для измерения сопротивления и его условного обозначения.

Обеспечение мотивации учащихся. Формулировка темы занятия. Понимание цели и задач занятия, а также понимание социальной и практической значимости изучаемого материала.

 

Учитель: Похоже у вас возникли проблемы? Мы, действительно, ничего не знаем о приборе, измеряющем сопротивление. Давайте попробуем включить логику и попытаемся догадаться, как называется этот прибор и как он обозначается в схемах электрических цепей. (Омметр, Ω). Высказывают гипотезы.

Дело в том, что неслучайно мы ни слова не сказали об этом приборе на уроках. В школьном курсе физики его не изучают. Но это не значит, что измерять сопротивление на уроках нам не придётся. Откройте стр.227 учебника. Прочтите название лабораторной работы №7. Эту работу мы будем выполнять на следующем уроке. Как можно измерить сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра?
На самом деле нам нужно знать, как связаны между собой I, U, R. В этом случае, зная силу тока и напряжение, мы всегда сможем найти сопротивление проводника.
Эта связь выражена в основном законе электротехники, который поможет вам разрешить возникшую проблему. Для того, чтобы узнать, что это за закон, а  следовательно установить тему урока вы должны решить кроссворд.
Если вы правильно его решите, то в выделенных рамках будет записана тема урока.
Итак, тема урока: «Закон Ома для участка цепи».
Перед выполнением следующего задания, попробуйте сформулировать цель вашей дальнейшей деятельности на уроке. Запишите каждый свою цель в дидактических листах.
Цель: Установить и сформулировать закон Ома.
Задачи:
а) Установить связь между силой тока и напряжением
б) Установить связь между силой тока и сопротивлением
в) Научиться применять закон при решении задач:
г) Приобрести навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью.

 

 

Формулируют и записывают цель своей деятельности на уроке.

III. Основной этап.
Этап изучения новых знаний
и способов деятельности. 20 мин

 

III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Цель этапа:

  • Организовать коммуникативное взаимодействие для выполнения практической работы, позволяющей найти необходимую зависимость.

Цель с помощью эксперимента выяснить как зависит сила тока от сопротивления.

Изучение и представление возможных вариантов решения проблемы экспериментальным методом.

Учитель:

Как зависит сила тока от напряжения?
А как может зависеть сила тока от сопротивления?
Давайте их попробуем её проверить. Поможет нам в этом дидактическая карта.

Создает комфортную атмосферу во время работы путем включения тихой музыки.

Заполняют дидактическую карту.
Высказывают гипотезы.

Выполняют исследовательскую работу по инструкции в дидактической карте.

 

Физкультминутка. 1 мин

Организует физминутку и руководит процессом

http://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

Выполняет упражнение.

Переключение на другой вид деятельности, готовы к следующему этапу работы.

IV. Этап анализа полученных результатов. 5 мин

IV. Этап анализа полученных результатов. 5 мин

Цель этапа:

  • Помочь учащимся зафиксировать полученные в результате эксперимента результаты в словесной (вербальной) и знаковой форме.

Учитель: Давайте проанализируем полученные результаты. Зачитайте ваши выводы о том, как зависит сила тока от напряжения и сопротивления.
(Опыт показывает, что во сколько раз увеличивается напряжение, приложенное к одному и тому же проводнику, во столько же раз увеличивается сила тока в нем. I ~ U, т.е. сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.
Сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника I ~ 1/R)
Запишите формулу, выражающую зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением.
Сравните ваши результаты с информацией в учебнике.
Мы сегодня с вами на уроке смогли сами экспериментально открыть закон Ома для участка цепи. Этот закон является одним из фундаментальных в электродинамике. И если вам придется самостоятельно ремонтировать электробытовые приборы или проводку, то без закона Ома вы не обойдетесь.

Выступление ученика:
Георг Ом (1787-1854) - немецкий физик-экспериментатор. Он родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Георг учился сначала в гимназии, а потом в университете. Сначала он преподавал математику в одной из частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с ремонта приборов и изучения научной литературы. Создание первого гальванического элемента открыло перед физиками новую область исследований, и Ом сделал важнейший шаг на пути создания теории электрических цепей. В 1825 году он представил научному миру плоды своего труда в виде статьи, которую озаглавил “Предварительное сообщение о законе, по которому металлы проводят электричество”. Ом экспериментально установил взаимосвязь между уже известными нам характеристиками электрического тока: силой тока, напряжением и сопротивлением. Сейчас это сообщение мы называем законом его имени. В честь этого ученого также названа единица сопротивления.

Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником.

Итак, в чем заключается закон Ома для участка цепи, сформулируйте его. Запишите формулу закона Ома и используя правило треугольника определите:

  • напряжение в цепи, если известны сила тока и сопротивление
  • сопротивление проводника, если известны сила тока и напряжение

Цель:
Сформулировать закон Ома для участка цепи.

 

Зачитывают выводы.
Записывают формулу.
Зачитывают формулировку закона Ома для участка цепи.

Составление отчет по оптимальному решению проблемы, через поисковую работу и анализ.

 

Выработка  умения выступать перед аудиторией, емко и четко излагать свои мысли

V. Этап первичной проверки понимания изученного. 5 мин

V. Этап первичной проверки понимания изученного.

Цель этапа: зафиксировать изученный материал во внешней речи и письменно.
Учитель: давайте все вместе попробуем использовать формулу закона Ома при решении задач в разных ситуациях.

Решим задачи из дидактического листа. Задачи разноуровневые:

1 уровень: (оценка «3»)
а) U=20 В, R=10 Ом, I - ?
б) I=10 А, R=5 Ом, U - ?
в) I=5 А, U=15 В, R - ?

2-й уровень: (оценка «4»)
а) Во сколько раз изменится сила тока в цепи, если при неизменном напряжении, сопротивление увеличится в 2 раза?
б) Во сколько раз изменится сила тока в цепи, если при неизменном сопротивлении, напряжение увеличится в 6 раз?

3-й уровень: (оценка «5»)
Экспериментальное задание: (лампочка на каждой парте). Найдите сопротивление лампочки для карманного фонаря, используя данные, написанные на ее цоколе.

Цель:
Закрепить изученный материал.

 

Решают задачу.

Проверка, выявление пробелов и их корректировка.

VI. Рефлексия. 5 мин

VI. Рефлексия.

Цель этапа:
- оценить собственную деятельность на уроке;
- поблагодарить друг друга за урок;
- зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
- обсудить и записать домашнее задание.

Учитель: Наш урок подходит к завершению.
Подведем итоги урока.
Прверим-ка свою температуру знаний.
(карточки с тремя температурами: 35°; 36,6°; 39°)
Оцените собственную деятельность на уроке
Заполните соответствующие строки в дидактической карте.

Домашнее задание: § 42, 44, выучить формулировку закона Ома для участка цепи; упр 29(1,2,3) - все; упр 29(7) повышенный уровень.
Результаты выполнения домашнего задания вы можете выслать и в электронном варианте на электронную почту: .....

Цель:
Оценить собственную деятельность на уроке.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Заполняют дидактическую карту.

Обеспечение анализа успешности достижения цели и осознание процесса и результата своей учебной деятельности. Уходит с занятия с осознанием пройденного материала

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.