Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, технология, современные образовательные технологии, модель поликультурного образования, полилингвальный учебник.
В настоящее время каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения требует от современного учителя умений ориентироваться в различных вопросах, владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения.
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия «Диалог» (далее – Гимназия), реализуя Концепцию национального образования республики, осуществляет эксперимент по внедрению моделей поликультурного образования.
Педагогическая деятельность Гимназии основывается на идеях поликультурного, культуроведческого образования средствами родного осетинского языка, личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативного подходов.
Предмет математики в курсе общеобразовательной подготовки является наиболее сложным для учащихся, и перед учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения это дисциплине.
Одной из основных задач образования является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Для решения этой проблемы, реализуя инновационную образовательную полилингвальную программу, мы широко применяем современные обучающие технологии в учебном процессе, позволяющие разнообразить формы и средства обучения, повышающие творческую активность учащихся. Опыт работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени.
Вслед за известным дидактиком, Г.И.Щукиной, мы считаем, что интересный урок можно провести, соблюдая следующие условия:
- личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
- содержания учебного материала;
- применения современных обучающих технологий.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» – искусство, мастерство, умение и «logos» – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве. На сегодняшний день существует достаточно большое количество инновационных педагогических технологий обучения. Нельзя сказать, что одна из них лучше, а другая хуже или для достижения положительных результатов достаточно использовать только одну из технологий. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока и уровня подготовленности обучающихся.
В своей работе мы используем такие технологии, как: технология критического мышления, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникативная технология, игровая технология, технология проблемного обучения, технология «Портфолио», технология обучения в сотрудничестве, позволяющие разнообразить формы и средства обучения и повышающие творческую активность учащихся.
Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, – это сложная задача, стоящая перед каждым учителем. Поэтому мы используем технологию дифференцированного обучения, учитывая индивидуальные возможности и способности учащегося, например, трехуровневые задания, в том числе и проверочные работы. Появляется возможность как уделять внимание сильному ученику, так и помогать слабому ученику. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность ощущать себя успешными и уверенными. Таким образом, повышается уровень мотивации учения, возрастает степень психологического комфорта на уроках.
Немаловажная роль в обучении математике отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания надо поглощать их с аппетитом», - писал А.Франс. На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, логическое мышление, у учащихся вырабатывается умение сосредоточиться, развивается внимание, стремление к знаниям. В учебники математики включены сюжеты национальных игр, которые используются в качестве физминуток или игр на уроках и во время отдыха. Дети с удовольствием играют в такие игры, как: перетягивание каната, игра в чехарду, «вытолкни плечом» и т.д. Учащиеся в ходе игры учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с огромным желанием.
Приведем несколько примеров.
Игра «Лестница». Класс делится на две команды. От каждой команды вызывается к доске один ученик. Ребята ведут устный счет с нижних ступенек с обеих сторон лестницы. Решивший отмечает ответ. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх к заветному флажку.
Игра «Заселяем домики» используется для повторения и закрепления знаний состава чисел первого десятка.
Эффективны на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления, цель их использования – научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности младших школьников, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне.
Применение приёмов технологии критического мышления на уроках позволяет получить хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Например: составление кластер – проекта «Число 7 в жизни человека».
Форма работы – работа в группах. Напоминаем детям о взаимоуважении и умении слушать друг друга.
Задание: подумайте и запишите на бумаге крупным шрифтом, где встречается число 7 в жизни человека, в природе, в литературе, музыке.
- 1 группа – число 7 в жизни человека;
- 2 группа – число 7 в природе;
- 3 группа – число 7 в литературе, музыке.
Кластер-проект
Число «Семь» | Крылатые слова (семь пятниц на неделе, быть на седьмом небе). |
Природа (семь чудес света, семь цветов радуги, в неделе семь дней). |
|
Православие (семь дней творения, семь ангелов, семиглавый Дракон, семь грехов). |
|
Устное нар творчество: |
|
Число «Семь» в математике (7,14,21,28,35,42,49,56,63,70). |
|
Музыка (Семь нот (октава)). |
Технология «Портфолио»
В соответствии с требованиями ФГОС, особое место в новой системе оценивания уделено технологии «Портфолио» для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей, которая позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
Создание портфолио – долгосрочная программа (начинается с первого класса). В течение четырех лет учащиеся трудятся над сбором материалов, выбирают самые удачные творческие работы, с удовольствием принимают участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах различного уровня.
В разделе «Мои достижения» помещаются грамоты, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости. В конце учебного года проводится анализ учебных достижений. Ребята с воодушевлением представляют свои портфолио. Введение технологии «портфолио» дает положительные результаты.
Информационно-коммуникационные технологии
Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Он позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании мы предусматриваем, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля над усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. Использование ИКТ даёт нам возможность дифференцировать учебный процесс, проводить на уроках математики настоящие виртуальные путешествия. Очевидно, что компьютер является мощным стимулом для творчества детей, поэтому продуктивность уроков с использованием ИКТ очень высокая. Экран монитора притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Поскольку формирование здорового поколения – это одна из главных задач развития страны и современного образования, важным аспектом нашей работы является использование здоровьесберегающих технологий. Чтобы сохранить здоровье ученика за период обучения в Гимназии, задача педагога заключается в формировании у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применению полученных знаний в повседневной жизни.
Благоприятная обстановка в Гимназии «Диалог», атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания между педагогами, учениками и родителями возможны только с учётом интересов и мнений всех участников образовательного процесса, т.е. в диалоге. Название гимназии декларирует стиль работы всего педагогического коллектива.
На всех этапах уроков прослеживается здоровьесберегающий подход, рациональная организация учебного процесса, чёткое чередование и смена видов деятельности, работа в парах, работа в группах, индивидуальный подход к учащимся, создание ситуации успеха и эмоциональные разгрузки, применение ИКТ, проведение физминуток и динамических пауз. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.
Дети, обучающиеся по полилингвальным учебникам, с первого класса знакомятся с условиями сохранения здоровья, правилами здорового образа жизни, основными гигиеническими правилами, социальными нормами и традициями заботы о людях, с основами правильного питания, особенностями и пользой национальной кухни.
Пословицы и поговорки, которые вошли в содержание нового полилингвального учебника «Математика» (авторы Ф.Х.Киргуева,
Л.Т.Зембатова), имеют нравоучительный характер, работа над их смыслом способствует формированию здорового образа жизни учащихся, например: «Обжора дом съест», «Сладкая еда не всегда полезна». Юмор, содержащийся в них, снимает эмоциональное напряжение, снижает уровень тревожности.
Валеологические задачи, которые мы решаем на уроках математики, детям очень нравятся, они развивают культуру здоровья. Например: Хасан съел 6 пирожных, а Мурат 2. На сколько пирожных больше съел Хасан? Учитель обязательно должен провести беседу о том, что 6 пирожных съедать вредно.
Важную роль в поддержании хорошей физической формы и здоровья имеют танцы народов мира, изучение которых обязательно в гимназии «Диалог». Фрагменты танцев мы часто используем на уроках в качестве физминуток. Такая организация учебной деятельности с комплексом здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению здоровья учеников, повышает их работоспособность на уроках и познавательный интерес к урокам математики, формирует у учащихся положительную мотивацию к изучению предмета.
Таким образом, использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах. Применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, формированию положительной мотивации к изучению математики в начальной школе, а главное, повышается динамика качества обучения.
Библиографический список
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М.: Школа-Пресс.