Введение в Мировую художественную культуру. "Рождение музея. Третьяковская галерея". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Класс: 2


Цель: Сформировать представление об обстоятельствах появления музея.

Задачи:

  • Сформировать представление о создании музея на основе частной коллекции на примере возникновения Третьяковской галереи.
  • Сформировать представление о роли личности в создании музея.

ХОД УРОКА

Оргмомент

- Добрый день, начинаем наше занятие по курсу «Введение в музей».

Актуализация знаний

- На прошлом занятии мы с вами говорили о коллекциях.

- Что такое коллекция? (собирание каких-либо предметов или произведений искусства) стр.12 РТ.

- Мы даже поиграли в настоящих музейных работников – отбирали экспонаты и составляли коллекции.

- Какие коллекции мы получили?

- А каким образом мы смогли их пополнить? (обмен).

- Мы выяснили, что в нашем классе много коллекционеров. Я предлагаю послушать несколько рассказов о коллекциях наших друзей-одноклассников.

Введение новых знаний

Тема нашего урока (открываю на доске)

Прочитайте.

Тема удивляет вас? Как по-другому можно сказать РОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ? (создание, основание, открытие, появление, возникновение)

Какие вопросы можно поставить к теме сегодняшнего урока?

Используйте вопросительные слова:

  • КАК?
  • ГДЕ?
  • ПОЧЕМУ?
  • КТО?
  • ЗАЧЕМ?

Я запишу ваши вопросы и в конце работы мы посмотрим, смогли ли мы на них ответить?

- Какую ЦЕЛЬ мы поставим к сегодняшнему уроку? (Узнать, как рождается музей)

Давайте уточним, о каком именно музее мы будем сегодня говорить.

Открываю табличку: ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ.

УТОЧНИМ ЦЕЛЬ УРОКА.

- УЗНАТЬ, КАК РОДИЛАСЬ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ.

- Подумайте, что нам надо сделать, чтобы достичь нашей цели? (мы будем читать, рассматривать, слушать, делать выводы)

Презентация.

- Посмотрите и определите жанр этого произведения… (портрет)

- Предположите, кем может быть этот человек.

- Хотите узнать, кто это?

Учебная лекция

- Это портрет московского купца, промышленника и коллекционера Павла Михайловича Третьякова. Написал его великий художник Илья Ефимович Репин.

Интересно, что день рождения Павла Михайловича - 27 декабря.

В 2017 г. исполняется 185 лет со дня его рождения.

Скажите, коллекционеров много??? У каждого есть свой портрет, причем кисти великого мастера???

У вас не возник вопрос – ПОЧЕМУ Репин написал портрет Павла Михайловича?

Значит, Павел Михайлович чем-то прославился, заслужил это право.

Внимательно прочитайте текст, возможно, в нем мы найдем ответ на наш вопрос – ПОЧЕМУ Репин написал портрет Павла  Михайловича?

ЧЕМ ПРОСЛАВИЛСЯ П.М.ТРЕТЬЯКОВ?

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА (приложение 1 )

- Нашли? (пока нет) Трудолюбивых и читающих людей у нас много.

Значит, будем искать дальше!

Презентация

Павел Михайлович Третьяков - московский промышленник, меценат и коллекционер.

- Какое новое слово вам встретилось? (меценат)

- Мы часто говорим о добре, как и зачем нужно делать добрые дела. Но просто слова ничего не значат, за ними должны стоять добрые дела.

Творить добро – значит, делать добрые дела для общего блага, не требуя за это награды.

- Кто это? Кого так называют?

- Прочитаем в Толковом словаре значение этого слова.

Благотворительная деятельность в культуре и искусстве называется МЕЦЕНАТСТВО. А человек, который делает эти добрые дела, называется МЕЦЕНАТОМ.

Павел Михайлович Третьяков – один из великих меценатов России.

- А какими добрыми делами прославился Павел Михайлович?

Он продолжил дело своего отца – стал крупным промышленником.

Ежедневно вставал в 5 часов утра, много работал, но находил время для чтения, очень любил театр, посещал концерты.
В особенности Павел Михайлович любил живопись. В частых поездках по России он непременно находил на ярмарках уголок, где продавались картины.

Сначала Павел Михайлович купил несколько понравившихся ему рисунков и акварелей, затем 2 полотна русских живописцев (презентация).

Увлечение живописью разделяла его жена – Вера Николаевна Мамонтова и родной брат ПМ – Сергей Михайлович.

Только Павел Михайлович коллекционировал картины русских художников, а Сергей Михайлович – западноевропейских.

Когда картинами был заполнен весь большой дом купца Третьякова, то по его заказу и эскизу художника Виктора Михайловича Васнецова
было выстроено двухэтажное здание из 20 комнат.

Туда переехала коллекция картин Павла Михайловича.

В 1892 году Павел Михайлович подарил свою личную коллекцию любимому городу – Москве (125 лет назад). Через год в августе 1893 года – Павел Михайлович - открыл для посещения первый в России художественный музей.

Павел Михайлович был очень скромным человеком. Лучшей наградой для себя считал всенародную любовь и интерес к созданной им коллекции.

Особенно нравилось ему, что созданную им сокровищницу русского искусства стали называть Третьяковкой.

Сейчас мы знаем ее, как Государственную Третьяковскую галерею.

Я хочу дополнить рассказ о добрых делах Павла Михайловича.

Он был щедрым благотворителем – помогал художникам и их семьям, Московскому училищу живописи, обеспечивал всем необходимым школу для глухонемых детей в Москве, был членом попечительского совета о бедных…

Благодаря Павлу Михайловичу сегодня мы можем увидеть прижизненные портреты выдающихся людей искусства.
Портрет Федора Михайловича Достоевского.

(Павел Михайлович уговорил писателя позировать художнику Василию Григорьевичу Перову. А когда портрет был готов – купил его у художника, заплатив большую сумму денег).

Удивительный человек, посвятил всю жизнь одной цели – собиранию произведений русской живописи, чтобы, по его словам,: «Нажитое от общества вернулось бы обществу в… полезных учреждениях…»

Павел Михайлович создал такое «полезное учреждение» - первый в России общедоступный музей.

Вернемся к нашему вопросу ПОЧЕМУ Репин написал портрет ПМ?

Можем на него ответить? (помощь стр. 18 РТ)

Каким человеком был Павел Михайлович? Охарактеризуем его.
(трудолюбивый, скромный, образованный, умный, культурный, любящий Родину - патриот, щедрый, добрый, благородный)

- Скажите, мы смогли достичь сегодня цели нашего урока – УЗНАТЬ, КАК РОЖДАЕТСЯ МУЗЕЙ?

Рефлексия

- Хочу предложить вам еще одну интересную работу, а именно – составить синквейн.

Я предлагаю тему синквейна - П.М.Третьяков.

Как связан этот человек с рождением музея?

Почему его имя ассоциируется с Третьяковской галереей?

- Прочтите, какие синквейны у вас получились. МОЛОДЦЫ!

- Я тоже составила синквейн о Павле Михайловиче Третьякове. Но затруднилась с подбором слова-синонима…… Поможете?
Мой синквейн может относиться к теме сегодняшнего урока? Порассуждайте.

Так все-таки, как родился первый в России художественный музей? Как он называется?

- А вы бывали в Третьяковской галерее?

- Хотели бы побывать???

- Я думаю, что наша экскурсия в Третьяковскую галерею сегодня состоится.

Ученица:

Чтоб провести нам время интересно,
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся с музей!

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА «Третьяковская галерея за 10 минут» (3.12 мин.)

  • Понравился фильм?
  • Получилось представить, что находитесь в картинной галерее?
  • Было ли наше занятие интересно для вас?
  • В каком музее мы побывали? Это музей какого типа?

Хорошие книги также могут помочь нам виртуально путешествовать по залам Третьяковки.

КНИГА Андрея Усачева, альбом «Прогулки по Третьяковской галерее».

Домашнее задание.

Дома в тетрадях для творческих работ прочтите материал о П.М.Третьякове и постарайтесь ответить на вопрос – Как вы считаете, почему ПМ подарил свою коллекцию родному городу?

Ученица:

Мир волшебной красоты
Открывают нам музеи!
Побывал сегодня ты
В Третьяковской галерее.

Учитель:

Ты теперь совсем большой,
Понимаешь мысли, чувства…
Я желаю всей душой,
Чтобы ты (и вы все!!!) любил искусство!

Литература

  1. Биографический словарь художников и основные термины: в помощь педагогам начальных классов / Авт. – сост. Б.А.Столяров; - СПб.: ГРМ, 2010.
  2. Воспитательный потенциал художественного музея / Авт. – сост. Б.А.Столяров, А.Г.Бойко, Ю.Н.Протопопов; - М. – СПб.: ГРМ, 2010.
  3. Все о музеях мира. Иллюстрированный справочник художественных музеев. – СПб., 2007.
  4. Введение в музей: тетрадь для творческих работ, второй год обучения: музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!»: раздел «Мир музея»/ Авт.-сост. О.Р.Лузе, Л.А.Гольтякова; науч. рук. Б.А.Столяров; Министерство культуры РФ, ФГБУК «Государственный Русский музей» - 4-е изд., испр. И доп. – СПб.:ГРМ, 2017. – 48 с.
  5. Государственный Русский музей: альбом-путеводитель. – СПб., 2007.
  6. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание / Б.А.Столяров, А.Г.Бойко, И.П.Ештокина – СПб., 2005.
  7. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Раздел «Учись смотреть и видеть»: Метод. Пособие для учителей начальной школы // Авт. – сост.: О.Р.Лузе, Л.А.Гольтякова. – СПб., 2007.
  8. Усачев А.А. «Прогулки по Третьяковской галерее». - М.: Азбука, 2016.

Приложение 1

Текст для чтения на занятии.

Мальчиком Павел Третьяков проводил в отцовской лавке вместе с братом Сергеем весь день.

А отец их был крупным промышленником, у него было своё дело по закупке, переработке льна и продаже льняных изделий.

На игры и забавы времени не было: то надо что-нибудь принести, куда-то сбегать, да и просто мусор вынести.

Потихоньку Павлуша втянулся в семейное дело – научился вести записи в торговых книгах, запомнил, сколько что стоит, научился показывать товар лицом.

В детстве Павел Михайлович получил очень хорошее образование.

Став взрослым, как бы он ни был занят, ежедневно находил время для чтения.