Цель: Сформировать представление об обстоятельствах появления музея.
Задачи:
- Сформировать представление о создании музея на основе частной коллекции на примере возникновения Третьяковской галереи.
- Сформировать представление о роли личности в создании музея.
ХОД УРОКА
Оргмомент
- Добрый день, начинаем наше занятие по курсу «Введение в музей».
Актуализация знаний
- На прошлом занятии мы с вами говорили о коллекциях.
- Что такое коллекция? (собирание каких-либо предметов или произведений искусства) стр.12 РТ.
- Мы даже поиграли в настоящих музейных работников – отбирали экспонаты и составляли коллекции.
- Какие коллекции мы получили?
- А каким образом мы смогли их пополнить? (обмен).
- Мы выяснили, что в нашем классе много коллекционеров. Я предлагаю послушать несколько рассказов о коллекциях наших друзей-одноклассников.
Введение новых знаний
Тема нашего урока (открываю на доске)
Прочитайте.
Тема удивляет вас? Как по-другому можно сказать РОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ? (создание, основание, открытие, появление, возникновение)
Какие вопросы можно поставить к теме сегодняшнего урока?
Используйте вопросительные слова:
- КАК?
- ГДЕ?
- ПОЧЕМУ?
- КТО?
- ЗАЧЕМ?
Я запишу ваши вопросы и в конце работы мы посмотрим, смогли ли мы на них ответить?
- Какую ЦЕЛЬ мы поставим к сегодняшнему уроку? (Узнать, как рождается музей)
Давайте уточним, о каком именно музее мы будем сегодня говорить.
Открываю табличку: ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ.
УТОЧНИМ ЦЕЛЬ УРОКА.
- УЗНАТЬ, КАК РОДИЛАСЬ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ.
- Подумайте, что нам надо сделать, чтобы достичь нашей цели? (мы будем читать, рассматривать, слушать, делать выводы)
- Посмотрите и определите жанр этого произведения… (портрет)
- Предположите, кем может быть этот человек.
- Хотите узнать, кто это?
Учебная лекция
- Это портрет московского купца, промышленника и коллекционера Павла Михайловича Третьякова. Написал его великий художник Илья Ефимович Репин.
Интересно, что день рождения Павла Михайловича - 27 декабря.
В 2017 г. исполняется 185 лет со дня его рождения.
Скажите, коллекционеров много??? У каждого есть свой портрет, причем кисти великого мастера???
У вас не возник вопрос – ПОЧЕМУ Репин написал портрет Павла Михайловича?
Значит, Павел Михайлович чем-то прославился, заслужил это право.
Внимательно прочитайте текст, возможно, в нем мы найдем ответ на наш вопрос – ПОЧЕМУ Репин написал портрет Павла Михайловича?
ЧЕМ ПРОСЛАВИЛСЯ П.М.ТРЕТЬЯКОВ?
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА (приложение 1 )
- Нашли? (пока нет) Трудолюбивых и читающих людей у нас много.
Значит, будем искать дальше!
Павел Михайлович Третьяков - московский промышленник, меценат и коллекционер.
- Какое новое слово вам встретилось? (меценат)
- Мы часто говорим о добре, как и зачем нужно делать добрые дела. Но просто слова ничего не значат, за ними должны стоять добрые дела.
Творить добро – значит, делать добрые дела для общего блага, не требуя за это награды.
- Кто это? Кого так называют?
- Прочитаем в Толковом словаре значение этого слова.
Благотворительная деятельность в культуре и искусстве называется МЕЦЕНАТСТВО. А человек, который делает эти добрые дела, называется МЕЦЕНАТОМ.
Павел Михайлович Третьяков – один из великих меценатов России.
- А какими добрыми делами прославился Павел Михайлович?
Он продолжил дело своего отца – стал крупным промышленником.
Ежедневно вставал в 5 часов утра, много работал, но находил время для чтения, очень любил театр, посещал концерты.
В особенности Павел Михайлович любил живопись. В частых поездках по России он непременно находил на ярмарках уголок, где продавались картины.
Сначала Павел Михайлович купил несколько понравившихся ему рисунков и акварелей, затем 2 полотна русских живописцев (презентация).
Увлечение живописью разделяла его жена – Вера Николаевна Мамонтова и родной брат ПМ – Сергей Михайлович.
Только Павел Михайлович коллекционировал картины русских художников, а Сергей Михайлович – западноевропейских.
Когда картинами был заполнен весь большой дом купца Третьякова, то по его заказу и эскизу художника Виктора Михайловича Васнецова
было выстроено двухэтажное здание из 20 комнат.
Туда переехала коллекция картин Павла Михайловича.
В 1892 году Павел Михайлович подарил свою личную коллекцию любимому городу – Москве (125 лет назад). Через год в августе 1893 года – Павел Михайлович - открыл для посещения первый в России художественный музей.
Павел Михайлович был очень скромным человеком. Лучшей наградой для себя считал всенародную любовь и интерес к созданной им коллекции.
Особенно нравилось ему, что созданную им сокровищницу русского искусства стали называть Третьяковкой.
Сейчас мы знаем ее, как Государственную Третьяковскую галерею.
Я хочу дополнить рассказ о добрых делах Павла Михайловича.
Он был щедрым благотворителем – помогал художникам и их семьям, Московскому училищу живописи, обеспечивал всем необходимым школу для глухонемых детей в Москве, был членом попечительского совета о бедных…
Благодаря Павлу Михайловичу сегодня мы можем увидеть прижизненные портреты выдающихся людей искусства.
Портрет Федора Михайловича Достоевского.
(Павел Михайлович уговорил писателя позировать художнику Василию Григорьевичу Перову. А когда портрет был готов – купил его у художника, заплатив большую сумму денег).
Удивительный человек, посвятил всю жизнь одной цели – собиранию произведений русской живописи, чтобы, по его словам,: «Нажитое от общества вернулось бы обществу в… полезных учреждениях…»
Павел Михайлович создал такое «полезное учреждение» - первый в России общедоступный музей.
Вернемся к нашему вопросу ПОЧЕМУ Репин написал портрет ПМ?
Можем на него ответить? (помощь стр. 18 РТ)
Каким человеком был Павел Михайлович? Охарактеризуем его.
(трудолюбивый, скромный, образованный, умный, культурный, любящий Родину - патриот, щедрый, добрый, благородный)
- Скажите, мы смогли достичь сегодня цели нашего урока – УЗНАТЬ, КАК РОЖДАЕТСЯ МУЗЕЙ?
Рефлексия
- Хочу предложить вам еще одну интересную работу, а именно – составить синквейн.
Я предлагаю тему синквейна - П.М.Третьяков.
Как связан этот человек с рождением музея?
Почему его имя ассоциируется с Третьяковской галереей?
- Прочтите, какие синквейны у вас получились. МОЛОДЦЫ!
- Я тоже составила синквейн о Павле Михайловиче Третьякове. Но затруднилась с подбором слова-синонима…… Поможете?
Мой синквейн может относиться к теме сегодняшнего урока? Порассуждайте.
Так все-таки, как родился первый в России художественный музей? Как он называется?
- А вы бывали в Третьяковской галерее?
- Хотели бы побывать???
- Я думаю, что наша экскурсия в Третьяковскую галерею сегодня состоится.
Ученица:
Чтоб провести нам время интересно,
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся с музей!
ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА «Третьяковская галерея за 10 минут» (3.12 мин.)
- Понравился фильм?
- Получилось представить, что находитесь в картинной галерее?
- Было ли наше занятие интересно для вас?
- В каком музее мы побывали? Это музей какого типа?
Хорошие книги также могут помочь нам виртуально путешествовать по залам Третьяковки.
КНИГА Андрея Усачева, альбом «Прогулки по Третьяковской галерее».
Домашнее задание.
Дома в тетрадях для творческих работ прочтите материал о П.М.Третьякове и постарайтесь ответить на вопрос – Как вы считаете, почему ПМ подарил свою коллекцию родному городу?
Ученица:
Мир волшебной красоты
Открывают нам музеи!
Побывал сегодня ты
В Третьяковской галерее.
Учитель:
Ты теперь совсем большой,
Понимаешь мысли, чувства…
Я желаю всей душой,
Чтобы ты (и вы все!!!) любил искусство!
Литература
- Биографический словарь художников и основные термины: в помощь педагогам начальных классов / Авт. – сост. Б.А.Столяров; - СПб.: ГРМ, 2010.
- Воспитательный потенциал художественного музея / Авт. – сост. Б.А.Столяров, А.Г.Бойко, Ю.Н.Протопопов; - М. – СПб.: ГРМ, 2010.
- Все о музеях мира. Иллюстрированный справочник художественных музеев. – СПб., 2007.
- Введение в музей: тетрадь для творческих работ, второй год обучения: музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!»: раздел «Мир музея»/ Авт.-сост. О.Р.Лузе, Л.А.Гольтякова; науч. рук. Б.А.Столяров; Министерство культуры РФ, ФГБУК «Государственный Русский музей» - 4-е изд., испр. И доп. – СПб.:ГРМ, 2017. – 48 с.
- Государственный Русский музей: альбом-путеводитель. – СПб., 2007.
- Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание / Б.А.Столяров, А.Г.Бойко, И.П.Ештокина – СПб., 2005.
- Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Раздел «Учись смотреть и видеть»: Метод. Пособие для учителей начальной школы // Авт. – сост.: О.Р.Лузе, Л.А.Гольтякова. – СПб., 2007.
- Усачев А.А. «Прогулки по Третьяковской галерее». - М.: Азбука, 2016.
Приложение 1
Текст для чтения на занятии.
Мальчиком Павел Третьяков проводил в отцовской лавке вместе с братом Сергеем весь день.
А отец их был крупным промышленником, у него было своё дело по закупке, переработке льна и продаже льняных изделий.
На игры и забавы времени не было: то надо что-нибудь принести, куда-то сбегать, да и просто мусор вынести.
Потихоньку Павлуша втянулся в семейное дело – научился вести записи в торговых книгах, запомнил, сколько что стоит, научился показывать товар лицом.
В детстве Павел Михайлович получил очень хорошее образование.
Став взрослым, как бы он ни был занят, ежедневно находил время для чтения.