«Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу.
Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить».
Конфуций
Современное образование выдвинуло в качестве одной из важнейших задач вовлечение учащихся в самостоятельный поиск и решение практических задач, подготовку учащихся к нестандартным ситуациям и их решениям. Образование верное еще старым традициям, наполняет головы своих учеников большим объемом информации. Актуальным вопросом на сегодняшний день перед школьниками стоит проблема получения новых знаний, опираясь на собственный жизненный опыт; выявлять проблему, находить способы ее решения и применять на практике полученные теоретические знания. Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний, имеется необходимость успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, что является основой социальной успешности. Все эти задачи стоят перед современной школой.
Впервые знакомство с использованием новых подходов в обучении учащихся произошла в РИПКСО в г.Алматы по прохождению «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» второго (основного) уровня обучения на первом этапе «Лицом к лицу». При прохождении практики в школе для получения качественных знаний на уроках истории происходила апробация семи модулей в обучении:
1. Новые подходы в обучении (работа в группах, диалогическое обучение);
2. Критическое мышление;
3. Оценивание для обучения и оценивание обучения;
4. Использование ИКТ в обучении;
5. Обучение талантливых и одаренных детей;
6. Обучение в соответствии с возрастными особенностями детей
7. Управление лидерства в обучении.
В качестве основного модуля обучения на уроках истории было взято «Критическое мышление», так как использование критического мышления на уроках истории Казахстана позволило понять необходимость практического использования теоретических знаний к критическому осмыслению полученной информации в результате наблюдения, опыта, размышления и рассуждения, что в дальнейшем подготовит учащихся к жизни в социуме. Так как, знакомя детей с теоретическим материалом, мы не всегда учим их применять знания в реальных условиях. Поэтому для решения одного из ключевых вопросов образования: «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21 веку?», были использованы новые подходы в обучении курса истории [1, с.189 ].
Развивая алгоритм технологии критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию, каждый ученик смог реализовать свой творческий потенциал через восприятие и апробацию. Исследуя характеристику исторических событий, учащийся не просто рассматривает его как событие прошлого, а на основе доказательств соотносит важность происходящих процессов в контексте развития нашего суверенного государства.
Так на этапе вызова, на уроках истории, часто используется прием «Мозговой штурм». Обычно штурм проводится в группах по 5-6 учащихся. Этапы данного приема осуществляются через:
1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений;
2. Анализ идей. В каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно;
3. Обработка результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу.
Пример: «Массовая культура или поп-культура — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе». Каковы «+» и «–» данного явления. Что общество может противопоставить данному явлению.
На этапе осмысления часто используются приемы критического мышления – «корзина идей», кластер, фишбоум. Данные приемы помогают учащимся самостоятельно изучить новую тему, развивая способности к анализу и синтезу исторического источника. Так примером использования приема «корзина идей» может быть: Буддизм. Что вам известно по данной теме? Буддизм – это одна из трёх мировых религий. Возник буддизм в древней Индии в 6 веке до н.э.. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда).
Прием кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди. Важно в тексте, с которым работаешь: выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема); выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации); конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Прием фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Этап рефлексии осуществляется через применение приемов критического мышления – синквейн, ЗХУ, «тонкие и толстые вопросы». Прием синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк: первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме; пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Наряду с применением критического мышления на уроках истории используются: групповая форма работы учащихся, диалоговое обучение, позволяющие раскрыть творческие способности всех учеников, лидерские качества учащихся, умение проводить взаимооценивание, использование информационных и коммуникационных технологий, проектной деятельности с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми позволила раскрыть скрытый потенциал учащихся на основе подготовки проектов по истории и краеведению.Так, в Федоровской общей средней общеобразовательной школе № 1 организовано Научное общество учащихся, основной целью которого является вовлечение учащихся во внеклассную воспитательную работу посредством участия, в создании проектов носящих практическую значимость. Актуальность использования проектного метода в обучении истории состоит в том, что учащиеся при самостоятельном поиске и обработки информации, анализе и синтезе материала готовят проекты, позволяющие заглянуть вглубь истории родного края, увидеть значимость происходящих событий в прошлом и современности в ракурсе своего села, области, изучение краеведческих объектов и применение данных знаний на практике. Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Поэтому мы должны не только вкладывать готовые знания в головы детей, но заставлять их мыслить, анализировать, делать выводы, принимать решения. Мы должны научить их учиться.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора [2, с. 17].
Так, основную роль в организации научно – практической деятельности учащихся играет учитель. В роли организатора научно – практической и исследовательской деятельности он перестает быть единственным источником знаний. Являясь наставником детям, он подсказывает пути поиска необходимой информации и опыта. Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развитие детей.
Например, если учитель хочет развить у ребенка аналитические способности, критическое мышление, различные способы освоения логического восприятия и обработки информации, то для этого в большей степени подходят исследовательские проекты. Умение анализировать тексты, использовать тексты из различных источников, сбор и оформление информации, то для этого лучше всего подойдет информационный проект. Самым распространенным является творческий проект, который позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра.
Очень актуальным на сегодняшний день, являются бизнесс-проекты. Творчески работающие учащиеся совершенствуют уже имеющиеся знания приобретают новые, добывают информацию из различных областей и интегрируют ее в собственный жизненный опыт. При этом мерилом успеха проектной работы становится не оценка, поставленная учителем, а реальная жизнь. Оценка лишь фиксирует фактическое положение дел. Так, ребята, занимаясь в НОУ секции краеведение под моим руководством и в НОУ секции экологии под руководством учителя биологии Анаисовой Л.В. черпают свои материалы для подготовки проектов в летних и зимних экспедициях, походах, экскурсиях по родному краю, проходящих в рамках республиканских программ: «Моя Родина – Казахстан», «Атамекен», «Жаик – Урал», «Зеленый Парус» и др.
Наши ученики за годы работы в НОУ являются призерами районных, областных, республиканских и международных конкурсов, слетов, конференций. Так, нашими учащимися были реализованы исследовательские проекты: бизнес – проект «Разработка экологической тропы по урочищу Амангельды» - I место в международной научно – практической конференции: «Отечество» - Акжигитова Полина, «Берега мечты» - I место в ЗКО, II место в РК – Аймагамбетова Мадина; «Создание и благоустройство экологической тропы по урочищу Амангельды» - Лауреат Общероссийского Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» - Степаненко Ангелина, «Любовь моя – Теректа моя!» - Номинанты Общероссийского Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» - Аверина Александра, Журавский Дима, Кульниязова Аида, «Немеркнущие звезды Теректы» - I место в Республиканском конкурсе дистанционных проектов «Биография семьи в истории народа» - Фельдман Катя, Аккереева Лунара.
Проект для ученика – средство самореализации. Потребность в самопознании и самореализации – важнейшая в подростковом возрасте потребность, это один из наиболее мощных стимулов их учебной, да и любой деятельности. Поэтому работа над проектом от замысла до итога ценна для подростка лишь постольку, поскольку дает ему возможность проявить себя во всем своеобразии и неповторимости. Процесс работы над проектом будет продвигаться тем успешнее, чем более личностно значимыми будут его цель и результат. Для учителя учебный проект – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования [3, с 24]. Обобщая вышесказанное, хочется отметить то, что НОУ в школе – это своеобразная проектная мастерская, которая помогает учащимся обмениваться информацией, учиться друг у друга и вместе осваивать технологию работы над проектом. Такая совместная работа взрослых и детей разного возраста создает творческую атмосферу, позволяющую решать не только учебные, но и воспитательные задачи, способствует благоприятному психологическому климату в школе.
Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что использование новых подходов на уроках истории и проектного метода в интеграции истории и краеведения позволило:
- Вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке и вне урока;
- Продемонстрировать преимущество работы в сотрудничестве;
- Научить выражать своё видение проблемы через диалог;
- Помочь развить способности учащихся через составление вопросов высокого порядка;
- Ученики со слабой мотивацией к обучению активно участвуют в обсуждении, презентации, взаимооценивании;
- Усвоение материала выявляется уже во время урока, а не при проверке практических заданий, как раньше.
Результатами работы с учащимися по применению новых подходов на уроках истории на сегодняшний день является участие учащихся в республиканских олимпиадах и международных конкурсах. Так, последние три года ученики нашей школы стали лауреатами, номинантами международного конкурса учебных проектов в секции краеведение, фестиваля педагогических идей «Портфолио учащегося» г.Москвы, призерами областных, республиканских проектов, участниками и победителями Республиканской дистанционной олимпиады КИО.
Таким образом, в результате использования новых подходов в обучении, можно сделать вывод, что активность учащихся на уроках возростает, дети стали научились применять новые методы в обучении, научились работать по Таксономии Блума и им это удалось - применять самостоятельно на уроках исследовательский поиск и оценку происходящих событий в мире и в стране, интерес к предмету возрос, о чем свидетельствует мнение учащихся об уроках с применением новых подходов в обучении.
В завершение хочется отметить, что, использование новых подходов в контексте семи модулей способствуют формированию универсальных умений работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать её достоверность и т.д.), что является одной из наиболее актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных ситуациях, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности. Реализация проектной деятельности в обучении помогает в работе с одаренными детьми, выявляет скрытую одаренность, ведь каждый ребенок – это кладезь мыслей, идей и свершений, нужно, только правильно направить и получить радость от созидания и творчества.
Литература
1. Руководство для учителя: Второй (основной) уровень/ Бакиров К.А., Намысова Г.А., И.У. Шаримова А.Г., Габдолақызы Б, Байкенова Б.А, ЦПМ АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», г. Астана, 2014.
2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения// Директор школы. 2001, №2.
3. Ступницкая М.А. «Что такое учебный проект?», г. Москва, 2012.