Цель:
- обучающая – обобщение знаний о словах категории состояния, научить отличать их от кратких прилагательных и наречий;
- развивающая – развитие речи, аналитических способностей, мышления;
- воспитывающая – воспитание самостоятельности, трудолюбия, интереса к русскому языку.
Ход урока
1. Сравнительный анализ предложений
Учитель: Скажите, какими членами предложения являются повторяющиеся слова? На какой вопрос отвечают? Что обозначают? Определите, к какой части речи они принадлежат.
Вывод: категория состояния обладает отличительными признаками (таблицу – в тетрадь)
Части речи |
Слова категории состояния |
Краткое прилагательное |
Наречие |
Значение |
состояние |
признак предмета |
признак действия |
Синтаксическая |
сказуемое в односоставном предложении |
часть составного именного сказуемого в двусоставном предложении |
обстоятельство |
Категория состояния – это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, природы, окружающей среды, атакже состояния, связанные с модальной оценкой, и отвечает на вопрос каково?
Модальность – оценка действий, отношение к действительности.
2. Задание. Определи значение слов категории состояния, подчеркни в каждом предложении грамматическую основу:
- Сегодня очень холодно. (состояние окружающей среды0
- Было нестерпимо больно. (физическое состояние человека)
- Мне стыдно за свои поступки. (психическое состояние человека)
- Можно войти? (модальная оценка)
- Жаль, что так вышло. (модальная оценка)
3. Лексико-семантические группы слов категории состояния (таблицу – в тетрадь)
Значение |
Примеры |
Состояние окружающей среды |
темно, сыро, жарко |
Физическое состояние человека |
трудно, голодно, легко |
Душевное состояние человека |
обидно, грустно, досадно |
Положительная или отрицательная оценка |
верно, безобразно, хорошо |
Слова с модальным значением |
можно, надо |
Слова, сходные с существительными, обозначающие состояние |
лень, пора, неохота |
Добавьте в таблицу слова категории состояния из русских пословиц в соответствии с их значением:
1.Вместе тесно, а врозь скучно.
2. Холодно, на ком платье одно.
3. Жизнь отрада, помирать не надо.
4. Близко локоть, да не укусишь.
5. Потому и нельзя, что земля мерзла.
6. Горе наше, что без масла каша: и есть не хочется и оставлять жалко.
7. Тепло ему, светло ему, и мухи не кусают.
4. Лингвистическая задача. Есть ли в предложениях слова категории состояния? Подчеркни грамматические основы. (Один ученик работает у доски)
- Над старостью смеяться грех.
- Мне здесь было бы лучше.
- Находиться в комнате было тревожно.
- Завтра будет ещё теплее.
(В каждом предложении есть слова категории состояния)
Вывод: категория состояния обладает морфологическими признаками:
- неизменяемость
- выражение значения времени и наклонения
- степени сравнения ( на –о)
- употребление в роли сказуемого
5. Задание. Определи, какой частью речи являются выделенные слова.
1.
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
ЛАДНО ль за морем иль ХУДО?
И какое в свете чудо?
2.
За морем житьё не ХУДО,
В свете ж вот какое чудо.
3.
Видно, на море не ТИХО;
Смотрит – видит дело ЛИХО.
6. Задание. Составь предложения так, чтобы слова тихо, весело, смешно выступали в роли разных частей речи.
(Например: Он тяжело поднимался по ступенькам. – наречие. – Видеть происходящее было тяжело. – категория состояния)
7. Самостоятельная работа по карточке. Запиши номера предложений, в которых есть слова категории состояния.
1) Выражение его лица робко.
2) Дитя счастливо.
3) Ему было прохладно, уютно; ни о чем он не думал, ничего не желал.
4) Петя ведет себя робко.
5) Она была счастливее брата.
6) Но, несмотря на товарищество собаки, вокруг ему всё казалось ещё мрачнее.
7) На улицах пусто.
8) Он счастливо отделался от конфликта.
9) Анна выглядит счастливее сестры.
10) Труд человека кормит, лень портит.
11) Он совершил тяжкий грех.
12) Ему это делать лень.
13) Грех глумиться над слабым.
14) Все хорошо под сиянием лунным.
15) Мне здесь хорошо… А вы будете скучать.
16) Он подъезжал к дому, и на душе становилось отраднее.
(Ответы: 3, 7, 12, 13, 15, 16) – оценить работы
8. Домашнее задание: Параграф 55 – изучить, Упр.290 (по учебнику Гольцовой)
9. Рефлексия. – Что нового вы узнали о словах категории состояния?
- Как отличить категорию состояния от других частей речи?
- Что было трудным, непонятным?
- Как вы оцениваете свою работу?