“Музыка – могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие ребёнка.
Развивая чуткость ребёнка к музыке,
мы облагораживаем его мысли, стремления”.
В.А.Сухомлинский
Не секрет, что музыка и танцы влияют на психику, физиологию, настроение, волю ребёнка. Велика важность музыкально-танцевального воспитания детей всех возрастных групп, значение музыки и танцев в развитии мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы, нравственно-эстетических потребностей, познавательных способностей. Музыка и танец активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие дошкольников новыми представлениями.
Музыка, танец и психика ребенка, эти понятия не так уж далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд. Музыка, танец и психология имеют общий объект — человека. Все чаще музыка и танец привлекают к себе интерес психологов в силу того, что они оказывают опосредующее влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка, развития, образования, психотерапии.
Во многих первобытных племенах, чтобы быть принятым взрослыми членами общины, было необходимо не только умение метко стрелять и быстро лазать по деревьям, но более всего ценилось умение танцевать и сочинять музыку. Каждого из нас окружает огромное количество звуков. В наших силах владеть ими, подчинять их себе, использовать как дополнительный материал, дарованный нам жизнью. Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или успокаивающее воздействие. Оно может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции. И хотя направления современного образования имеют разнообразный характер, хотелось бы настойчиво утвердить тезис о важности музыкально-танцевального воспитания детей всех возрастных групп, о значении музыки и танца в развитии мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы, нравственно-эстетических потребностей, познавательных способностей. Музыка активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение. Танец имеет познавательное значение. В нём отражены жизненные явления, обогащающие дошкольников новыми представлениями.
Музыка и танец отражают страницы истории. Знакомясь с музыкальными произведениями, ребенок получает ответы на многие интересующие его вопросы. То есть музыка несет информативный характер, что существенно повышает знания малыша об окружающем мире. Музыка и танец волнуют маленького слушателя, вызывают ответные реакции, знакомят с жизненными явлениями, рождают ассоциации. Кроме того, музыка объединяет детей в единые переживания, становится средством общения между ними. В широком смысле музыкально-танцевальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно - эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека. В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки.
Музыкально-танцевальное воспитание стимулирует и корректирует естественное развитие ребенка, поскольку под влиянием чувств радости и удовольствия, возникающих при контакте с музыкой,растет активность психических процессов. Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности. Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Очень важно пробудить интерес к познанию. Музыка и танец способствуют познанию и оценке действительности, вызывают эстетическое наслаждение, эмоции и мысли, активизируют творческие способности, двигательные реакции. В развитии личности музыкально-танцевальное воспитание не должно быть второстепенным или дополнительным, оно должно быть основополагающим. Фантазию и способность к переживанию следует развивать в дошкольном возрасте. Ребенок никогда не утратит то, что было заложено в ранние годы жизни.
Музыка, танец и психология показались для нас неотделимыми друг от друга и одинаково важными в развитии маленького человечка. Сам факт вовлечения ребенка в активную художественную деятельность значительно ценнее, чем ее результаты, поскольку именно в процессе деятельности проявляется и формируется психика ребенка. Уже доказано, чем больше внимания отводится музыке и танцу, тем успешнее проявляют себя дети и в других сферах своей жизни. Грамотный и чуткий педагог посредством музыки и танца подчеркнет достижения ребенка, укрепит его веру в собственные силы, вызовет желание к дальнейшей работе.
Психологи утверждают, что воздействие музыки и танца на обще функциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции. При этом подчеркивается особая роль движений как непосредственной реакции на музыку в процессе формирования активного музыкального восприятия. Главным обоснованием этого является моторная природа восприятия вообще и музыкального ритма, в частности.
Музыкально-двигательное восприятие буквально означает “пластическое моделирование”. Моделирование - особый знаково-символический вид идеализации, позволяющий человеку уже на уровне действия (двигательное моделирование) и образа (наглядное моделирование), выделить существенные для решения задачи характеристики объекта и установить связи между ними, что направлено на исследование самого объекта. Пластическое моделирование - такой вид движения человека под музыку, который направлен на изучение (исследование) музыки.
Жест, движение, пластика обладают особенным полезным свойством обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Движения под музыку способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Развиваются познавательные способности благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Однако познавательные процессы во время движения под музыку активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание.
Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. Необходимость действовать под музыку развивает волевые качества. Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое. Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать чувства, выраженные в музыкальном произведении. Ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается.
В настоящее время все острее становится интерес со стороны представителей разных профессий к деятельности людей, занимающихся исследованиями и практикой на стыке музыки, танца и психологии. Умножились попытки практического применения музыки и танца в целях психологического развития детей, их более эффективного воспитания в различные рода детских садах. С другой стороны, наблюдается рост интереса психотерапевтов к использованию музыки и танца в своей практике. Подобные процессы требуют теоретического осмысления и интеграции накопленного опыта в области психологии, так как в теоретическом плане данная область пока полно, структурно-системно не представлена.
Список литературы
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. //Н.А.Ветлугинаю. - М., 2008.
2. Герасина Е.В. Детская психология / Е.В.Герасина. - М.: Владос-Пресс, 2010.
3. Дворкин А.С. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания / А.С.Дворкин, Ю.К.Чернышенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 2.
4. Подуровский В.М., Суслова Н.В "Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности// В.М.Подуровский, Н.В.Суслова" М., "Владос" 2001.
5. Худеков С.Н. Всеобщая история танца// С.Н.Худеков. М. «Экало» 2009.