Цели урока:
- Обучающая: обеспечить усвоение знаний по данной теме; опираясь на имеющиеся знания по Конституции РФ, систематизировать их применительно к данной теме.
- Развивающая: развивать умение учащихся самостоятельно отбирать, анализировать информацию, формировать собственную точку зрения по обсуждаемой проблеме.
- Воспитательная: способствовать формированию у учащихся правовой и политической культуры, активной жизненной позиции, понимания ответственности и важности участия в местном самоуправлении.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Знакомство с историей возникновения местного самоуправления и получения информации
Александр Исаевич Солженицын, великий советский диссидент, не менее великий патриот России, после 18 лет эмиграции в 1994 году вернулся в Россию. Он верил, что можно улучшить и жизнь, и власть.
«Демократия не должна быть насажена, как колпак. Демократия может только расти, как все растения, - снизу вверх. Должна быть прежде демократия малых пространств…»
?? О чем он говорит?
- О местном самоуправлении.
- Да, он дальше продолжает: «Должно быть прежде самоуправление местное». И это тема сегодняшнего занятия.
Учитель сообщает: 21 апреля в России второй раз отмечается «День местного самоуправления», который был установлен Указом Президента РФ Владимиром Путиным от 10 июня 2012 г. № 805. Новый памятный день, как сказано в тексте Указа, «установлен в целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества».
Именно 21 апреля в 1785 году императрицей Екатериной II была утверждена «Жалованная грамота городам», фактически положившая начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.
Исторический опыт показал, что путь к правовому государству, гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное самоуправление.
?? Что такое самоуправление? (просмотр видеоролика)
В Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление определяется как самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения.
3. Изучение нового материала
Понять многие вопросы помогает история. И мы обратимся к ней. Попытаемся охарактеризовать роль каждого этапа в формировании местного самоуправления в России.
Работа в группах. Сейчас делимся на 3 группы. Каждая группа получает пакет с заданием. Используя изученный материал, дополнительный материал содержащийся в пакетах приготовить рассказ о особенностях местного самоуправления.
Представление результатов работы групп
Учащиеся рассказывают о проведенном исследовании по понятию «Местное самоуправление» в разных источниках.
4. Закрепление изученного материала
Учитель: В чем польза местного самоуправления для общества? (учащиеся высказывают свое мнение)
5. Подведение итогов работы
Президент В.В.Путин связывает надежды на улучшение жизни, прежде всего, с молодыми и энергичными людьми.
Я желаю вам быть достойными гражданами России, найти себя и свое место в жизни!
Домашнее задание
Творческое задание на выбор:
- подготовка сообщения о местном самоуправлении;
- найти загадки, пословицы, поговорки о самоуправлении;
- составить кроссворд на тему “Местное самоуправление”.