Класс: 5+
Автор УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Место в учебном плане: тема «Основы алгоритмизации».
Тип урока: комбинированный урок.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Цели и задачи урока:
обучающийся
- знает основные понятия темы: исполнитель, система команд исполнителя, алгоритм);
- понимает разницу между формальными и неформальными исполнителями и может привести примеры;
- умеет составлять план изучения исполнителя и применять его на практике;
- умеет управлять исполнителем для достижения конкретного результата.
Ожидаемые результаты:
личностные результаты
- интерес к изучению темы;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость изучения темы в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;
метапредметные результаты
- владение общепредметными понятиями «исполнитель», «алгоритм»;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; структурирование информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем;
предметные результаты:
- формирование алгоритмической культуры;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя.
Оборудование/ ресурсное обеспечение урока:
- компьютеры;
- телевизор или мультимедийный проектор;
- презентация «Изучаем Алгоритмику. Мой КуМир» (урок 1) (см. Презентацию);
- среда программирования КуМир (https://www.niisi.ru/kumir/);
- рабочая тетрадь ([3]).
Аннотация
На уроке обучающиеся повторяют понятия «Исполнитель», «Система команд исполнителя», известные им с начальной школы; структурируют информацию, составляя план изучения исполнителя; переносят полученные знания на исследование нового для них исполнителя – «Черепаха»; знакомятся с режимом непосредственного управления исполнителем; применяют полученные знания на практике, составляя алгоритмы для исполнителя.
Описание презентации
Презентация содержит множество интерактивных элементов и необязательных переходов на скрытые слайды, что позволяет учителю выбрать свой вариант ведения урока и дает место для импровизации.
В заметках к слайду содержатся описание всех интерактивных элементов на слайде. Рекомендуется для навигации использовать элементы управления в правом нижнем углу.
Презентация состоит из двух частей: актуализация ранее полученных знаний по теме «Исполнители»; получение новых знаний. Вторую часть можно выделить в отдельный электронный ресурс для самостоятельного изучения обучающимися.
Технологическая карта урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
1 этап. Организационный |
|||
1.1. |
Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой, проверяет готовность к занятию |
Приветствуют учителя, присаживаются за рабочие места |
Психологическая готовность учеников к уроку, проявление волевой саморегуляции |
2 этап. Формулирование темы и целей урока. Проектирование нового знания. Актуализация знаний по теме, полученных на уроках в начальной школе с опорой на субъективный опыт учеников |
|||
2.1 |
Подводит учащихся к осознанию темы урока, читая стихотворение: Нарисуй кружочков строчку, |
Учащиеся анализируют полученную информацию, стараясь сформулировать тему урока и поставить перед собой первичную цель |
Тема урока «Исполнители» или «Исполнители и алгоритмы» |
2.2 |
Организует повторение с обсуждением особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся (первый раздел презентации «Исполнители (что мы о них знаем)») (слайд 4) |
Демонстрируют уровень знаний, отвечая на поставленные учителем вопросы; формулируют вопросы, возникающие в ходе обсуждения |
Определение объема знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить |
2.2.1 |
Примерные вопросы (слайд 5): 1. Приведите примеры исполнителей. |
Примерные ответы: 1. Компьютер, бытовые приборы, дрессированные животные. |
Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов |
2.2.2 |
Организует фронтальную работу с заданием. |
Примерные ответы: Исполнитель должен четко и точно выполнять команды СКИ. |
Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию |
3 этап. Изучение новых знаний. Первичное закрепление материала |
|||
3.1 |
Организует подготовку учащихся к открытию нового знания, создавая проблемную ситуацию (слайды 9, 10). |
Участвуют в процессе постановки учебной проблемы. Выявляют причины затруднения и ищут способы разрешения возникшего затруднения. Учащиеся формулируют вопросы, ответы на которые им надо получить, для достижения цели. Составляют план изучения исполнителя (фиксируют результат обсуждения на доске) |
Формируются познавательные логические учебные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, а также умение строить речевое высказывание, аргументировать свое мнение, координировать работу внутри коллектива |
3.2 |
1 вариант 2 вариант |
1 вариант 2 вариант |
Управление познавательной и учебной деятельностью на основе поставленной цели. |
3.3 |
Предлагает обучающимся задание для самоконтроля (слайд 15). Консультирует при необходимости. Задание. Ученик составил план действий для Черепахи: вперед(500) Внимательно изучите план и выполните задания: 1. Удалите из плана команды, которые Черепаха не сможет выполнить. Обоснуйте свой ответ. |
Учащиеся выполняют задание индивидуально, а затем обсуждают фронтально. 1. Команда «вперед (500)» вызовет отказ «Не могу», потому что Черепаха стоит в центре поля, размер которого 500х500 пикселей, и следовательно, она не сможет пройти вперед 500 пикселей; команды «вправо», «налево (90)» вызовет отказ «Не понимаю». |
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу |
Физкультминутка |
|||
4 этап. Практическая деятельность учащихся. Осуществление контроля и коррекции |
|||
4.1 |
Объявляет задания для практической работы – задания 6 –9 из рабочей тетради ([3], стр. 8–9). |
Выбирают любые задания из предложенных с учетом индивидуальных возможностей. |
Формируется способность действовать по алгоритму, осуществлять самопроверку, выявлять и корректировать собственные ошибки |
4.2 |
Помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. Фиксирует выполненные задания |
Дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Формируется контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
5 этап. Итог урока. Рефлексия и самооценка |
|||
5.1 |
Побуждает учащихся к рефлексии, высказыванию своего мнения, самооценки учениками собственной учебной деятельности. Соотносит достигнутые цели с полученным результатом |
Фиксируют новое содержание, изученное на уроке, поводят рефлексию и самооценку |
Формируются рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности |
6 этап. Домашняя работа |
|||
6.1 |
Объявляет задания для домашней работы – задания 1–5 из рабочей тетради ([3], стр. 5–8). |
Выбирают 2-3 задания из предложенных на свое усмотрение |
Формируются саморегуляция, мотивация к самообучению, самодисциплина |
Литература
- Босова Л.Л. Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Мирончик Е.А. Информатика. Изучаем алгоритмику. Мой КуМир. 5-6 классы / Е.А. Мирончик, И.Д. Куклина, Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.