Урок то теме "Спряжение глагола". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели: Восстановить в памяти учащихся знания о личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; углубить эти знания; ознакомить учащихся с различными способами определения спряжения глаголов.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Распределительный диктант

Буквы Е и И в корнях с чередованием.

Определить вид глаголов.

Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают глаголы в столбики.

Е

И

Замереть от страха

Расстилаться на лугу

Постелить скатерть

Заблистать на солнце

Блеснул луч

Умираешь от скуки

Соберёшь рюкзак

Собираться в дорогу

Растереть краски

Отпирать дверь

Подпереть дверь

Вытирать пол

Блестеть серебром

Выжигать рисунок

3. Синтаксический разбор предложения

Работает ученик у доски.

Бледная тень набегает на рощу и тает.

Найти в предложении слово по строению (приставка, корень, суффикс, окончание).

(Набегает).

Слово какой части речи? (Глагол).

Кто может определить спряжение глагола? (определяют спряжение, вспоминают
материал 4 класса.)

4. Объяснение нового материала

В русском языке глаголы бывают 1 и 2 спряжения.

Чтобы определить спряжение глагола, нужно поставить его в любую личную форму, кроме формы 1 лица и посмотреть ударное окончание или нет.

Например:

  • глагол сидишь, сидит, сидят – 2 спряжения.
  • глагол шьёшь, шьёт, шьём, шьют - 1 спряжения.

Если окончание безударное, то спряжение определяется по инфинитиву (Н.Ф).

Например:

  • читать – 1 спряжения.
  • варить – 2 спряжения.

Чтобы по начальной форме правильно определить спряжение, вы должны помнить, что ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ИТЬ, кроме брить, стелить + 11 глаголов исключения (4 на -АТЬ. 7 на -ЕТЬ).

Назовите эти глаголы (дети читают стихотворение)

Ко второму же спряжению
Отнесём мы без сомненья.
Все глаголы, что на -ИТЬ,
Исключая брить, стелить
И ещё смотреть, обидеть
Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть и терпеть.
Вы запомните, друзья.
Их на -е спрягать нельзя.

Все остальные глаголы на -ЫТЬ, -УТЬ, -ОТЬ, -АТЬ, - ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению.

Вид глагола сохраняется.

Во время объяснения нового материала дети обращаются к таблице (алгоритму- инструкции), которая находится на партах и на доске.

5. Объяснение алгоритма-инструкции

Как определить спряжение глагола.

1. Укажи ударение, если окончание ударное, то

  1. -ЕШЬ, -ЕТ; -УТ, -ЮТ – 1 спряжение;
  2. - ИШЬ, -ИТ; -АТ, -ЯТ – 2 спряжение.

2. Если окончание безударное, определи вид глагола.

3. Поставь глагол в неопределённую форму, (сохраняя вид!).

4. Посмотри на суффиксы: если глагол на -ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

5. Если глагол не на – ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения).

6. Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

6. Распределительный диктант

Как сказать иначе? Учитель читает лексическое значение слова, ученики записывают слова по столбикам (1 спряжение, 2 спряжение).

Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить)
Переместить снизу вверх (поднять)
Становиться зелёным (зеленеть)
Сделать чистым (чистить)
Отдавать деньги за покупку (платить)
Бояться опоздать куда-либо (спешить)
Убрать сорняки на грядке (полоть)
Набрать воздух в воздушный шарик(надуть)

Проверяем по столбикам с объяснением.

7. Устная минутка

Найдите конец пословиц. (Пословицы записаны на доске).

1) Кто умеет веселиться,

1) тот должен много трудиться.

2) Не плюй в колодец -

2) который ничего не боится.

3) Не надо хвалиться,

3) коли не знаешь, как рожь родится.

4) Кто любит трудиться,

4) тому без дела не сидится.

5) Кто хочет от жизни толку добиться,

5) того горе боится.

6) Нечего тому страшиться,

6) пригодится воды напиться.

Дополнительное задание: Найти в пословицах глаголы 1 спряжения.

8. Работаем письменно

Учитель читает стихотворение, в котором ребятам самим нужно будет подобрать глаголы.

Имена, употребляемые в тексте, по звучанию схожи с глаголами.

Например, Маша – машет.

Ребятам записывают глаголы вместе с именами и определяют спряжение этих глаголов. Работаем вместе.

У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля (колет),
Поля (полет),
Паша (пашет),
Варя (варит),
Валя (валит),
Света (светит),
Катя (катит),
Тоня (тонет),
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню,
Подрисую что-нибудь.

9. Устная минутка

Выберите правильный ответ.

Задание записано на доске.

  • Учиться – 1 спр., буд.вр., сов. вид.
  • Строю – 2 спр., наст. вр., несов. вид.
  • Летел – 2 спр.(искл.),прош. вр., несов. вид.
  • Думает – 1 спр., наст. вр.,несов. вид.

10. Физминутка. Упражнения для рук

Рыбки плавали, ныряли
В чистой, светленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.

11. Работа по группам

1 группа работает со стихотворением Иосифа Уткина.

Выписывает глаголы, вставляет пропущенные буквы, определяет спряжение.

Листы со стихотворением находятся на партах.

Что люб…тся, чем дыш…тся,
Душа чем ваша полн…тся,
То в песенке припомн…тся,
То в голосе услыш…тся,
Тяжёлое – забуд…тся,
Хорошее – остан…тся,
Что с Родиною сбуд…тся,
То и с народом стан…тся.

2 группа работает с учебником, выполняет упражнение.

3 группа работает по карточкам.

12. Самостоятельная работа

Учитель читает глаголы, ребята определяют спряжение и ставят цифру 1 или 2, т.е. 1 спр. или 2 спр.

1. Читаешь
2. Борется
3. Стирает
4. Терпишь
5. Строит
6. Стелется
7. Клеит
8. Растает
9. Услышит
10. Ударит

Задание выполняется на листочках.

13. Вывод, итоги

  • Что повторили на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Как правильно написать личное окончание глаголов?
  • Назовите глаголы-исключения.

Оценки.

Домашнее задание.

14. Рефлексия

Сегодня на уроке…

  • я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось…
  • я смог…