Цель: создание условий для формирования навыка фонематического письма букв "с", "ш" в слогах, словах, предложениях.
Обучающие:
- формировать у детей умение различать согласные звуки с] - [ш] в устной и письменной речи;
- закреплять связь между фонемами [с] - [ш] и их графемами;
- упражнять учащихся в навыке фонетического письма;
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонетико-фонематическое восприятие и навыки звукового анализа у учащихся на примере дифференциации звуков [с] - [ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- развивать звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;
- уточнять и активизировать словарный запас;
- корригировать и совершенствовать грамматический строй;
- корригировать и развивать внимание, слуховую память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать навыки самостоятельной работы;
Планируемые результаты
Коммуникативные УД
Уметь:
- самостоятельно отличать по звучанию звуки [с]–[ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- договариваться о последовательности действий, учиться представлять другим ход работы и ее результат;
Личностные УД
- Проявлять: доброжелательное отношение друг к другу;
Познавательные и регулятивные УД
Уметь:
- осуществлять анализ артикуляции звуков и устанавливать взаимосвязи этих фонем и графем;
- развитие элементов критического мышления учащихся;
- использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;
- исправлять ошибки в устной и письменной речи;
Демонстрационный материал:
- образы букв;
- презентация "Дифференциация согласных [с] - [ш]";
- предметные картинки;
- слоговая таблица;
Раздаточный материал:
- зеркала;
- цветные ручки;
- наборы карточек для индивидуальной работы.
Этапы занятия
I этап. Мотивация и самоопределение к деятельности
Организационный момент.
- По картинкам составьте план работы.
- Какие действия мы будем выполнять на занятии?
Учащиеся называют последовательность коррекционной работы.
- Мы будем писать, читать, говорить, слушать, рассуждать, сравнивать, объяснять и т.д.
- За правильный ответ на занятии ? будут получать звездочки.
II этап. Коррекционный блок
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
"Зеркальное рисование".
3. Профилактика нарушений зрения.
"Верх-вниз, влево-вправо". Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
4. Массаж ушных раковин.
III этап. Актуализация знаний по теме
1. «Четвертый лишний».
- Найдите в каждом ряду лишнюю картинку. Объясните свой выбор.
- Повторите названия всех лишних картинок.
- Какой звуки встречаются в названии картинок?
(слайд)
- Сформулируйте тему занятия. Формулируют цель занятия.
- Должны научиться правильно писать слоги, слова и предложения с буквами с - ш.
- Выясним, чем похожи, чем отличаются звуки с –ш.
- Произнесем перед зеркалом сначала звук [с], потом звук [ш]. Сравним их.
Уточнение артикуляции звуков с использованием зеркал и артикуляционных профилей. Учащиеся дают характеристику, называют:
а) сходство: эти звуки согласные, глухие, твердые.
б) различия: место образования
[с] – кончик языка за нижними зубами
[ш] – язык в верхнем положении
в) губы: при [с] улыбаются, при [ш] круглые, вытянуты вперёд
г) воздушная струя: при произнесении [с] – холодная, [ш] – тёплая
д) звук [с] может быть мягким.
Сопоставление звуков с их графическим изображением (мнемонический приём).
- Запишите буквы, ориентируясь на условные обозначения (с – улыбка, ш – трубочка)
Один учащийся работает у доски. Проверка.
2. Дифференциация согласных [с] - [ш] в слогах.
1) Чтение слоговой таблицы (слайд )
ша-са |
са - ша |
аша - аса |
аса - аша |
шо-со |
со - шо |
ашо - асо |
асо - ашо |
шу-су |
зу - шу |
ушу - усу |
усу - ужу |
ше-се |
зе - ше |
иши - иси |
иси - ижи |
ши-си |
зе -ше |
еше - есе |
есе - еше |
2) Прослушать и записать первую букву каждого слога : со, сы, су, шо, сю, шу, се, ся, шу, ше, са, ши, ша, сё.
Проверка: хоровое чтение. (слайд)
3. Дифференциация в словах.
1) Работа с сигнальными карточками.
- Прослушайте слова, поднимите сигнальную карточку с буквой, соответствующей звуку.
а) сахар, шило, шипы, сарай, самолёт, шампунь;
б) мясо, кошка, вышка, оса, бусы, пушинка, бабушка, весы, касса, дедушка;
в) душ, нос, компас, кумыс, камыш, наш, пояс, глобус, малыш, ландыш
2) Вставка пропущенных слогов. Устно вставляют слоги: за-ша ,сы-ши.
- Вставьте пропущенные слоги:
са-ша |
сы-ши |
ли … |
колба … |
ка … |
камы … |
ко … |
воло … |
су … |
малы … |
колё… |
шала … |
Проверка (слайд). - Прочитайте слова.
Уточняется значение слов: суша, росы.
3) Работа со словами-квазиомонимами.
Уточняется значение, звучание, написание слов:мишка – миска, крыша – крыса, маска – Машка.
Учащиеся объясняют значения слов, отличие их произношения, написания, записывают пары слов в тетради, подчеркивают согласные с- ш .
3. Дифференциация согласных [с] - [ш] в предложениях.
Игра "Путаница" (слайд, индивидуальные карточки)
- Прочитайте предложения, исправьте ошибки.
Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».
На виду у детворы
«Крысу» красят маляры.
Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску».
Танцует Миша в «машке»
Конфету дали «маске».
V этап. Итоговая и рефлексивная деятельность
- Чему учились на занятии?
- Что общего и чем различаются эти звуки при произношении?
- Для чего учились различать звуки [с] - [ш]?
- Какие новые слова узнали?
- Оцените свою работу.