Цель: создать условия для формирования представления о составе гидросферы и значении мирового круговорота воды в природе.
Задачи:
- Сформировать представление о гидросфере, как о непрерывной оболочке, о круговороте воды в природе, основных процессах с ним связанных, о значении гидросферы.
- Создать условия для формирования навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы, работать в соответствии с поставленной учебной задачей.
- Создать условия для формирования познавательно интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению.
Планируемые результаты
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
Получат возможность научиться сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме, определять взаимосвязи между ними по схеме «Круговорот воды в природе», особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. |
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент |
Улыбнитесь соседу по парте, в тетради отразите свое настроение с помощью смайлика |
Изобразили в тетради смайлик, отражающий настроение в начале урока. |
2. Актуализация и целеполагание | - Прием «Аналогии» Разделите лист тетради на 4 части. В центре изобразите прямоугольник. В каждой из полученных частей нарисуйте любой неодушевленный предмет (в одной из частей можно нарисовать одушевленный) |
Разделили лист на 4 части, нарисовали 4 предмета |
|
- Отгадайте загадку: Я и туча, и туман, |
Отгадали загадку: вода - Гидросфера |
- Какая оболочка Земли образована водой? |
Тема: Гидросфера |
|
3. Изучение нового материала
|
- Запишите ответ загадки в центре (в прямоугольнике) - Составьте 4 аналогии между понятием «Гидросфера» и нарисованными предметами. - Проверка 3-4 аналогий |
- Составляют аналогии - Заслушиваем 3-4 человека |
- Какие выводы можно сделать из выполненных аналогий |
- Роль воды в жизни планеты Земля огромна | |
- Отгадайте следующие загадки: В сто морей тот великан, Плещут волны на просторе Должен ответить, дружок, без труда: С горы пришла, Засосёт и бегемота |
Составляют схему: |
|
- С помощью отгадок на загадки составьте схему «Части гидросферы» | ||
- Сравните полученную вами схему со схемой, предложенной на слайде. - Допишите в вашу схему недостающие части. - Какие еще изменения можно внести в вашу схему? |
Сравнивают схемы и дописывают ледники и подземные воды. | |
- В каких частях гидросферы сосредоточено больше всего воды? |
- Объединить озера, болота и реки и ледники в поверхностные воды суши |
|
- Рассмотрите схему «Состав гидросферы», подпишите на своей схеме процентное соотношение между частями. |
- Пресную |
|
- Вода необходима для кого? Для чего? Какую воду мы используем для нашей жизни и хозяйственной деятельности? - Сколько % гидросферы составляет пресная вода? - Вся ли она доступна для использования? |
- Доступна только вода рек, озер, подземных вод, остальные 1,8% - законсервированы в ледниках | |
- Поставьте проблемный вопрос. - Ответьте на поставленный вопрос |
- Почему пресная вода на Земле не заканчивается? - Существует круговорот воды в природе |
|
- Нарисуйте схему большого круговорота воды в природе, подпишите составные части |
Рисуют схему, подписывают части: испарение, конденсация, облака, перенос, осадки, пополнение водоемов, поверхностный сток. |
|
- Что является источником движения воды на Земле? - В каких процессах круговорота воды они наиболее четко проявляются? |
- Энергия Солнца и сила тяжести | |
- Какова роль круговорота воды в природе? |
|
|
4. Закрепление изученного |
«Правда – ложь» |
- Зачитывают по 3 утверждения, остальные должны разгадать, какое утверждение неверное. |
5. Рефлексия |
1. Запишите 3 самых важных утверждения про гидросферу. |
|