Современные образовательные технологии. Метод проектов как один из действенных методов формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС ООО

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Что такое дети? Это – звезды.
Звезды, зажигаемые нами.
Нам бы их понять
И в каждом вдруг не ошибиться!

И я не ошиблась!

Результаты моих обучающихся в форме ЕГЭ и ОГЭ, результаты обучающихся в творческих мероприятиях (в олимпиадах, конференциях, конкурсах), их предметные и метапредметные достижения подсказали мне содержание этой статьи.

Итак…….

Понятно, что в современном образовательном учреждении учить нужно по-другому.

Не будет сильным моим преувеличением утверждать, что в большинстве своем педагоги действуют в рамках классно-урочной формы обучения - весьма удобной. Однако, каждый, наверное, хотя бы раз задавал себе вопрос: каковы же реальные цели участников такого процесса и каковы их реальные результаты?

Без принятия цели, деятельность ученика не имела бы никакого смысла. И не случайно, основополагающим для ФГОС является системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. И в условиях реализации ФГОС, крайне важно сегодня использовать современные образовательные технологии. И я считаю, что проектная технология является приоритетной в образовательном процессе. Обучающийся становится активным субъектом образовательного процесса.

Эту педагогическую технологию можно охарактеризоваться как «обучение через делание». Когда обучающиеся формулируют социально-значимую проблему вместе с руководителем проекта, самостоятельно формулируют цели, сами планируют свои действия проектирования, осуществляют поэтапную разработку проекта, приобретают опыт коллективной деятельности, самостоятельно выявляют затруднения и осуществляют коррекцию исполнения, анализируют свою деятельность и определяют уровень достижений, то есть создают продукт в процессе решения поставленной задачи. И форма презентации - их выбор. Таким образом, такой метод обеспечивает формирование готовности к саморазвитию, формированию активной учебно-познавательной деятельности обучающихся и, главное, они осознают важность образования и самообразования, они способны применять свои полученные знания. В самом процессе учебы заключено главное знание, без которого невозможно выжить в современном мире, знание того, как получать знания.

Сущность проектного метода заключается в поисковой и творческой деятельности. Это метод способствуют развитию самореализации и саморегуляции. И не секрет, что главнейшее качества для человека в жизни - это самореализация и саморегуляция. Метод проектов учит обучающихся стать решателями, а не воспитывает исполнителей. Это позволяет сегодня реализовать одну из главных задач современной школы: становление и формирования личности общества, развитие интереса к познанию, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, подготовку к жизни в обществе.

Применение метода проектов предъявляет высокие требования и к педагогическому работнику.

Для меня это повышение профессиональной, коммуникативной, информационной компетентности. Авторитет руководителя проекта только тогда действителен и высок, когда в нем нет элемента принуждения, а есть знание, опыт и любовь к детям.

Что я должна знать и уметь?

  • Проект без пожелания и видения желаемого результата - план.
  • Проект без намерений действовать - не проект.
  • Проект всегда подразумевает решение проблемы, поставленной обучающимися вместе с руководителем.
  • «Проект» (лат. «projectus») – «брошеный вперед».
  • Проект предполагает четкое определение цели.
  • Проектировать - составлять проект.
  • Нужно лишь научится управлять проектами. И я учусь и учусь непрерывно.

Используя проектную деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время, из опыта работы, я пришла к выводу, что каждый проект сохраняет характерные черты:

  • определенная неповторимость и уникальность
  • направленность на достижение конкретных целей
  • обязательная координация взаимосвязанных действий

Проекты по доминирующей деятельности обучающихся могут быть:

  • практико-ориентированный
  • исследовательский
  • информационный
  • творческий
  • ролевой

По продолжительности проекты классифицируются:

  • мини-проекты
  • краткосрочные проекты
  • средне-срочные
  • долгосрочные (годичные)

По комплексности выделяют два типа проектов:

  • монопроект
  • межпредметный

Проект включает в себя «Пять П»:

  • Проблема
  • Проектирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Руководитель проекта должен обладать навыками исследовательского подхода (выявить проблему, сформулировать противоречие, определить объект исследования).

Руководитель проекта должен обладать методом анализа источников литературы. Руководитель проекта должен уметь организовать работу в парах, группах, учитывая психологические особенности участников проекта; обеспечить социальную поддержку (предоставить равные стартовые условия) и правовую поддержку (каждый имеет право на свое собственное мнение, на развитие). Я должна подвести участников проекта к какой-либо истине мира только через самостоятельный поиск.

Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет обеспечить формирование опыта самостоятельной образовательной деятельности, развитию способностей, удовлетворение познавательных интересов, формирования компетентного пользователя иностранного языка, готового осознанно и с желанием участвовать в диалоге и полилоге культур в современном развивающемся мире.

Я абсолютно убеждена, что метод проектов имеет право на существование. Мои обучающиеся знают как получать знания и зачем нужно учиться!

Список литературы

  1. ФГОС ООО
  2. Полат Е.С. «Метод проектов на уроках иностранного языка»/ Иностранные языки в школах. – 2002.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев – М.: АРКТИ, 2005.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. – М: АРКТИ, 2003.