Что такое дети? Это – звезды.
Звезды, зажигаемые нами.
Нам бы их понять
И в каждом вдруг не ошибиться!
И я не ошиблась!
Результаты моих обучающихся в форме ЕГЭ и ОГЭ, результаты обучающихся в творческих мероприятиях (в олимпиадах, конференциях, конкурсах), их предметные и метапредметные достижения подсказали мне содержание этой статьи.
Итак…….
Понятно, что в современном образовательном учреждении учить нужно по-другому.
Не будет сильным моим преувеличением утверждать, что в большинстве своем педагоги действуют в рамках классно-урочной формы обучения - весьма удобной. Однако, каждый, наверное, хотя бы раз задавал себе вопрос: каковы же реальные цели участников такого процесса и каковы их реальные результаты?
Без принятия цели, деятельность ученика не имела бы никакого смысла. И не случайно, основополагающим для ФГОС является системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. И в условиях реализации ФГОС, крайне важно сегодня использовать современные образовательные технологии. И я считаю, что проектная технология является приоритетной в образовательном процессе. Обучающийся становится активным субъектом образовательного процесса.
Эту педагогическую технологию можно охарактеризоваться как «обучение через делание». Когда обучающиеся формулируют социально-значимую проблему вместе с руководителем проекта, самостоятельно формулируют цели, сами планируют свои действия проектирования, осуществляют поэтапную разработку проекта, приобретают опыт коллективной деятельности, самостоятельно выявляют затруднения и осуществляют коррекцию исполнения, анализируют свою деятельность и определяют уровень достижений, то есть создают продукт в процессе решения поставленной задачи. И форма презентации - их выбор. Таким образом, такой метод обеспечивает формирование готовности к саморазвитию, формированию активной учебно-познавательной деятельности обучающихся и, главное, они осознают важность образования и самообразования, они способны применять свои полученные знания. В самом процессе учебы заключено главное знание, без которого невозможно выжить в современном мире, знание того, как получать знания.
Сущность проектного метода заключается в поисковой и творческой деятельности. Это метод способствуют развитию самореализации и саморегуляции. И не секрет, что главнейшее качества для человека в жизни - это самореализация и саморегуляция. Метод проектов учит обучающихся стать решателями, а не воспитывает исполнителей. Это позволяет сегодня реализовать одну из главных задач современной школы: становление и формирования личности общества, развитие интереса к познанию, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, подготовку к жизни в обществе.
Применение метода проектов предъявляет высокие требования и к педагогическому работнику.
Для меня это повышение профессиональной, коммуникативной, информационной компетентности. Авторитет руководителя проекта только тогда действителен и высок, когда в нем нет элемента принуждения, а есть знание, опыт и любовь к детям.
Что я должна знать и уметь?
- Проект без пожелания и видения желаемого результата - план.
- Проект без намерений действовать - не проект.
- Проект всегда подразумевает решение проблемы, поставленной обучающимися вместе с руководителем.
- «Проект» (лат. «projectus») – «брошеный вперед».
- Проект предполагает четкое определение цели.
- Проектировать - составлять проект.
- Нужно лишь научится управлять проектами. И я учусь и учусь непрерывно.
Используя проектную деятельность на уроках английского языка и во внеурочное время, из опыта работы, я пришла к выводу, что каждый проект сохраняет характерные черты:
- определенная неповторимость и уникальность
- направленность на достижение конкретных целей
- обязательная координация взаимосвязанных действий
Проекты по доминирующей деятельности обучающихся могут быть:
- практико-ориентированный
- исследовательский
- информационный
- творческий
- ролевой
По продолжительности проекты классифицируются:
- мини-проекты
- краткосрочные проекты
- средне-срочные
- долгосрочные (годичные)
По комплексности выделяют два типа проектов:
- монопроект
- межпредметный
Проект включает в себя «Пять П»:
- Проблема
- Проектирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Руководитель проекта должен обладать навыками исследовательского подхода (выявить проблему, сформулировать противоречие, определить объект исследования).
Руководитель проекта должен обладать методом анализа источников литературы. Руководитель проекта должен уметь организовать работу в парах, группах, учитывая психологические особенности участников проекта; обеспечить социальную поддержку (предоставить равные стартовые условия) и правовую поддержку (каждый имеет право на свое собственное мнение, на развитие). Я должна подвести участников проекта к какой-либо истине мира только через самостоятельный поиск.
Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет обеспечить формирование опыта самостоятельной образовательной деятельности, развитию способностей, удовлетворение познавательных интересов, формирования компетентного пользователя иностранного языка, готового осознанно и с желанием участвовать в диалоге и полилоге культур в современном развивающемся мире.
Я абсолютно убеждена, что метод проектов имеет право на существование. Мои обучающиеся знают как получать знания и зачем нужно учиться!
Список литературы
- ФГОС ООО
- Полат Е.С. «Метод проектов на уроках иностранного языка»/ Иностранные языки в школах. – 2002.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев – М.: АРКТИ, 2005.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. – М: АРКТИ, 2003.