Цель занятия: Развитие у детей навыков позитивного социального поведения и чувства принадлежности к группе.
Задачи:
- способствовать повышению уверенности к себе и развитию самостоятельности;
- формировать позитивное отношение к своему Я;
- развивать способность ребёнка к эмпатии, сопереживанию;
- формировать позитивное отношение к сверстникам.
Материал к занятию: Игрушка Незнайка, кроссворд «Пословицы», ободки Мишки, Ёжика, Воробушки; лист ватмана с нарисованным домом и пустыми окошками, заготовки для рисования портретов (листы бумаги по размеру окошка), цветные карандаши.
Ход занятия
Педагог: Ребята, утром вы уже приветствовали друг друга. Я вам предлагаю поздороваться необычным способом. По кругу каждый называет своё имя и прохлопывает его, разделив на слоги. Вот так: Ма-ри-на, а все дружно, как эхо, повторяют. Затем своё имя прохлопывает Яна (сосед слева), и мы снова повторяем. И так по очереди все назовут своё имя, а мы поприветствуем друг друга. (ФОТО 1)
Появляется Незнайка: Здравствуйте, ребята.
Друг. А что это такое?
Как же мне его добыть?
Может быть, купить в аптеке?
Или в гости пригласить?
Может, он растет на грядке?
Может, спрятался в лесу?
Может, он в цветочной клумбе
Пьет из розочки росу?
Может, он со мною рядом —
Только руку протяни?
Помогите мне, ребята,
Друга верного найти!
Педагог: Ребята, предлагаю помочь Незнайке. Расскажем, что значит дружить и поможем Незнайке найти друзей.
Незнайка: А у вас есть друзья? (ответы детей)
Педагог: Кого мы можем назвать другом
(Ответы детей: друзья - это те, с кем интересно играть, кто делится игрушками, с кем интересно рассматривать книги, кто не жалуется, делится всем, что у него есть).
Педагог: Для чего нужны друзья?
(Ответы детей: друзья помогают друг другу, друг учит тому, что умеет сам, с друзьями весело и интересно, не скучно)
Педагог: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вместе или по одному». Я буду называть разные ситуации, а вы ответите, будете вы это делать с друзьями вместе или по одному.
- играть в прятки,
- встречать новый год,
- праздновать свой день рождения,
- читать книгу,
- есть пирожное,
- играть в футбол,
- оказаться на необитаемом острове,
- отправиться в поход в горы,
- строить из конструктора,
- рисовать.
Педагог: Сейчас мы убедились, что каждому нужны друзья.
Незнайка: Какой должен быть друг?
(Ответы детей: добрый, веселый, умный, честный, жизнерадостный, справедливый, правдивый, интересный собеседник, чуткий, отзывчивый, умеющий хранить тайну).
Незнайка: Надеюсь, ребята, эти качества можете найти в себе, ведь вы тоже чьи-то друзья.
Педагог: Когда друзья знакомятся, они рассказывают друг другу о своих интересах. И мы сейчас расскажем Незнайке о своих достижениях и умениях. Будем говорить по очереди, а остальные поддерживают словами «Это здорово!» Например, я говорю: «Я умею вязать», а все дети вместе отвечают: «Это здорово!» и поднимают верх большой палец. И так по кругу.
(Каждый ребёнок называет свое «умение», остальные его поддерживают)
Незнайка: А я умею придумывать весёлые истории.
Дети: Это - здорово!
Педагог: Ой, какие разные, интересные ребята в вашей группе. А вы знаете, про дружбу сложено много пословиц. И сейчас мы с вами будем выполнять интересное задание - решать кроссворд. (ФОТО 2) В пословицах пропущены слова, они и будут ответами. Ответы нужно разместить в клеточках. Итак, первая пословица. Слушайте внимательно, какое слово пропущено. (Указкой показывать каждое слово). Беседа по пословице.
- Нет (друга) ищи, а нашёл - береги.
- Сам погибай, а товарища (выручай).
- Друзья познаются в (беде).
- Дружба (крепка) не лестью, а правдой и честью.
- Про доброе (дело) говори смело.
Педагог: Ребята, как вы думаете, может ли дружба закончиться? Почему дети ссорятся? (Ответы детей)
Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Как вы думаете, как себя надо вести, чтобы дружба не закончилась? (ответы детей)
Я знаю интересную историю про Мишку и Ёжика. И сейчас ребята расскажут вам её. (Подготовленные дети разыгрывают по ролям сценку) (ФОТО 3)
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга - Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул.
Мишка: «Я первый!»
Ёжик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Мишка обиделся: «Значит ты, Ёж,
Как друг мне совсем не хорош!»
Педагог: Почему поссорились Мишка и Ёж?
Что нужно было сделать Мишке и Ёжику, чтобы не было ссоры?
Дети разыгрывают сценку по-новому.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга - Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул.
Мишка качели к себе потянул.
Мишка сказал: «Покачаю тебя,
Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»
Педагог: Итак, первый секрет дружбы: уметь договариваться.
А если поссорились, как это исправить? Правильно, помириться! А вы знаете «мирилки»? Вставайте в круг - я вам покажу мою любимую «мирилку». (ФОТО 4)
Это - ты (свою руку положить на плечо партнёра)
Это - я (руку себе на грудь)
Вместе мы с тобой друзья (обе ладони положить па ладони партнёра)
Ты - подарок дорогой (погладить друга по голове)
И не нужен мне другой (обняться).
Педагог: Итак, второй секрет дружбы: если ссора произошла - помириться, а не обижаться друг на друга.
Педагог: Как вы думаете, здороваться, прощаться, просить прощения у друга, быть вежливым - можно это назвать секретом дружбы? (ответы детей). Конечно, и я с вами согласна. Вот, например, слово «здравствуй» означает «будь здоров». Люди при встрече желают друг другу доброго здоровья. А если у друга плохое настроение, вы поссорились с другом можно это исправить с помощью волшебных слов.
Какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей) Почему они так называются? (ответы детей). «Волшебные слова» показывают уважение к человеку и настраивают на приятный разговор, общие дела. Я вам предлагаю игру с волшебным словом «пожалуйста». Я буду называть разные просьбы. Вы должны выполнить просьбу, если услышите слово «пожалуйста».
- хлопните в ладоши,
- хлопните в ладоши, пожалуйста,
- покачайте головой,
- подпрыгните, пожалуйста,
- присядьте,
- поднимите руки вверх, пожалуйста,
- повернитесь вокруг себя,
- сделайте шаг вперёд, пожалуйста,
- потопайте ногами,
- скажите «Привет»,
- обнимите своего соседа справа, пожалуйста,
- сядьте на стульчики, пожалуйста.
Незнайка: Я понял, чтобы не потерять друзей, нужно уметь договариваться, если вдруг поссоримся - вспомнить «мирилку» и помириться. А ещё попросить прощения, если виноват! А какие еще вы знаете секреты дружбы?
(Ответы детей: не ссориться; уступать; быть вежливым; не грубить; просить прощение, если не нрав; помогать друг другу; заботиться о друге; не жадничать; быть честным; не ябедничать; уметь слушать друг друга).
Педагог: Молодцы, вы знаете секреты дружбы, только не забывайте их выполнять.
Незнайка: Ребята, что это за домик? (на мольберте на листе ватмана нарисован домик с пустыми окошками по количеству детей +1, На крыше написано «Домик друзей») И почему он пустой?
Педагог: Ребята, я предлагаю нарисовать свои автопортреты и поместить их в пустые окошки.
(Дети рисуют свои портреты и приклеивают их в окошки). (ФОТО 5)
Педагог: А ты, Незнайка, хотел бы жить в этом домике и дружить с нашими ребятами? Рисуй свой автопортрет.( В окне появляется изображение Незнайки).
Педагог: Ребята, вы помогли Незнайке найти друзей. В доме друзей всегда весело, радостно, нескучно. (ФОТО 6)
Незнайка: Спасибо, ребята!
Список литературы
1. Авдулова Т.П., Аксёнова Е.Г., Захарова Т.Н. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника. – Москва: Владос, 2014 г.
2. Котова Е.В. В мире друзей. – Москва: ТЦ Сфера, 2007 г.
3. Уханова А.В. Завтра в школу! (развитие эмоций и навыков общения у ребёнка). – СПб.: Речь; М: Сфера, 2017.