Цели:
- личностные – формирование у учащихся интереса к физике, мотивации к постановке познавательных задач и осуществлению познавательной и творческой деятельности, готовности к самообразованию;
- предметные – создание условий для овладение учащимися системой научных знаний об электрическом заряде, явлении электризации, видах электрического взаимодействия и их проявлении в быту и технике, умением объяснять явление электризации с точки зрения строения атома;
- метапредметные – создание условий для овладения учащимися умениями осуществлять познавательную деятельность эмпирического и теоретического уровней познания на основе имеющихся и новых знаний, применять знания в жизни, коммуникативными умениями общения со сверстниками и учителем в процессе работы в группе, умением получать информацию с помощью промокодов.
Урок построен на основе личностно-ориентированного, практико-ориентированного и гносеологического подходов.
На предыдущем уроке в качестве домашнего задания учащимся предлагается изучить 37-41 параграфы учебника [1], выполнить задания 36-39 и посмотреть видео с целью знакомства с новым материалом, для этого им необходимо использовать промокоды со ссылкой на сайт учителя (для работы с промокодами учащимся необходимо скачать на свои сотовые телефоны программы сканеры QR-кодов) или непосредственно перейти по ссылке[2] в раздел «Электростатика». Предполагается интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.
После изучения нового материала учащимся предлагается дома пройти тестирование, считав промокод или перейдя по ссылке [4]. Поскольку конструктор тестов stepik позволяет преподавателю увидеть результаты тестирования учащихся, перед началом урока у учителя будет информация о том, какие из тестовых заданий учащиеся сделали верно, а какие ошибочно (при повторении изученного дома материала следует сделать акцент на том, что было недостаточно усвоено при работе дома). На предшествующем данному уроке из учащихся также необходимо сформировать группы по интересам в зависимости от того, какую профессию предполагают они выбрать в будущем и каким родом деятельности заниматься. Группам даны задания: представить на уроке то, где в выбранной области деятельности применяются знания из электростатики, и каким образом на их взгляд можно ещё усовершенствовать то, что создано, о чём они нашли информацию в различных источниках, и что ещё не реализовано. Обучающиеся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Формулирование темы и целей урока
Учащимся предлагается сформулировать тему и цели урока, вспомнив о том, что они изучали самостоятельно дома. Далее учащимся предлагается ответить на вопрос: «С каким явлением вы познакомились? Вред или пользу оказывает данное явление?». После высказанных предположений необходимо помочь учащимся сформулировать тему урока: «Электризация тел. Электрический заряд. Электрическое взаимодействие».
III. Работа над изучаемым материалом
Учитель демонстрирует эксперименты и предлагает учащимся объяснить их, а также спросить о том, что непонятно из демонстрируемого учителем.
Эксперимент 1.
Учитель показывает взаимодействие султанчиков, заряженных с помощью электрофорной машины вначале одноименно, а затем разноименно.
Эксперимент 2.
Учащимся демонстрируется взаимодействие гильз изготовленных из фольги, заряженных вначале одинаковыми, а затем разными знаками зарядов с помощью эбонитовой палочки, потёртой о шерсть и стеклянной палочки, потёртой о шёлк.
Эксперимент 3.
Демонстрируется взаимодействие заряженной палочки и кусочка ваты, который вначале притягивается, к палочке, а затем отталкивается от неё.
Затем учитель показывает видео, входе комментирования которого повторяет с учащимися рассмотренный на уроке материал [4, 5]. После этого следует предложить учащимся найти в учебнике и записать в тетради основные понятия темы.
IV. Проверка домашнего задания
Учащиеся рассказывают о том, что из изученного дома пригодится им в жизни и в будущей профессии. Данная форма организации учебной деятельности позволяет раскрыть субъективный опыт обучающихся, предоставляет им возможность проявить творчество.
V. Закрепление изученного материала
Учитель раздаёт группам карточки с вопросами и даёт время для знакомства с заданиями:
Вопросы группе строителей:
- Как известно, пластик и стекло являются диэлектриками, к каким последствиям может привести обивание внутренней поверхности стен в помещении материалами из пластика, и установка металлопластиковых стеклянных окон? Как можно предотвратить нежелательные эффекты?
- Нужно ли устанавливать громоотвод на крыше каждого дома, и какова должна быть, по вашему мнению, конструкция громоотвода?
- Что может произойти, если долго расчёсывать или гладить домашнее животное, например, кошку в комнате с пониженной влажностью воздуха?
Вопросы группе журналистов и следователей:
- Каким образом могут, по вашему мнению, наэлектризоваться шины и корпус транспортных средств? Зачем на транспортных средствах для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей закрепляют железную цепь, касающуюся земли?
- Для чего гранулы из пороха покрывают оболочкой из графита?
- Как статическое электричество может помочь окрасить автомобиль?
Вопросы группе медиков:
- Все наше тело работает на электричестве: искривленные живые электрические кабели уходят в глубины вашего мозга, а внутри клеток существуют интенсивные электрические и магнитные поля. Наблюдали ли вы электризацию синтетической одежды? Оказывает ли вредное воздействие на организм человека наэлектризованная одежда и как это вредное воздействие можно предотвратить? Может ли наэлектризовать тело человека меховая шуба, при каких условиях?
- Существуют ли, по вашему мнению, живые организмы, способные накапливать электрический заряд, нельзя ли их использовать для сбора пыли в помещении? Какую опасность они могут представлять для человека?
- Копчение – это пропитывание продукта древесным дымом. Частицы дыма не только придают продуктам вкус, но и предохраняют их от порчи. При электрокопчении частицы коптильного дыма заряжают положительно, а отрицательным электродом служит, например, тушка рыбы. Заряженные частицы дыма оседают на поверхности тушки и частично поглощаются ею. Все электрокопчение продолжается несколько минут; прежде копчение считалось длительным процессом. Не вредна ли такая пища для человека?
Вопросы группе поваров и домохозяек:
- Где в доме, как правило, накапливается больше всего пыли и почему это происходит?
- Что может произойти, если постоянно ходить в резиновых тапочках или шерстяных носках по ковру?
- Что происходит с вашими сухими волосами, если их долго расчёсывать пластмассовым гребнем? Объясните данное явление.
На данном этапе урока учитель организует коллективный поиск, создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе группы. Создание данной педагогической ситуации общения на уроке, позволяет каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. После подготовки учащиеся высказывают свои мнения по поводу предложенных им заданий.
Затем следует продемонстрировать обучающимся видео [6].
VI. Подведение итогов работы. Рефлексия
Следует акцентировать внимание учащихся на следующем:
В природе существуют два рода зарядов: положительный и отрицательный (их так назвали). Элементарные частицы, имеющие положительный заряд называют протонами, отрицательный – электронами. В обычных условиях в любом теле число электронов и число протонов одинаково, то есть, в общем, тело не имеет заряда. Но бывают случаи, когда это равновесие нарушается, и в теле возникает избыток «+» или «–» заряда, тело в целом становится заряженным. Это происходит при электризации. При трении или ударе электризуются оба предмета. В окружении статического электричества мы находимся постоянно – в повседневной жизни, в быту, на производстве, в офисе. Волосы, прилипшие к расчёске, потрескивающая одежда, пылевой слой на экране телевизора, резкое покалывание в пальце от случайного прикосновения к предмету – все это признаки электризации. Данный вид электричества негативно отражается на здоровье человека, но от него можно избавиться доступными способами. Не надо думать, что электризация только вредна, можно найти много примеров, когда ее специально используют для различных процессов.
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. Учитель намечает цели дальнейшей деятельности учащихся и определяет задания для самоподготовки.
Литература
- Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика. 8 кл.: учебник - М.: Дрофа, 2017.- 287 с., ил.
- Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика. 8 кл.: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013. – 128 с.: ил.
- Шаповалов М.И. "Использование компьютерных программ и интернет-сервисов в организации урочной и внеурочной деятельности". Материалы курса повышения квалификации ИД "Первое сентября", 2018.
Интернет-ресурсы
- https://sites.google.com/site/exbntkmufkbyf/
- https://ru.qr-code-generator.com/
- https://stepik.org/lesson/194944/step/1
- http://youtube.com/watch?time_continue=15&v=PdZCz9mkUXw&utm_
- https://yandex.ru/video/search?filmId=7776891140004251952&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE&noreask=1&path=wizard
- https://www.youtube.com/watch?v=a_KLJMo0uh8
- https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-na-temu-staticheskoe-elektrichestvo-s-ispolzovaniem-problemnogo-obucheniya-387551.html
- https://phys-oge.sdamgia.ru/test?theme=10
- https://www.youtube.com/watch?v=9u-zEcA5Z0s
- https://www.youtube.com/watch?v=cTPPGFTNOPk
- https://www.youtube.com/watch?v=yY2ujPDNGPg
- https://www.youtube.com/watch?v=F-UFTdq5eKs
- https://www.youtube.com/watch?v=B8bL-8q3u9s
- ttps://www.youtube.com/watch?v=_XfVhY9rUeA