Направленность программы: естественно-научная.
Уровень программы: ознакомительный.
Возраст обучающихся: 15–17 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Количество часов по программе:
- в год - 72 часа
- в неделю - 2 часа
Раздел 1. Пояснительная записка
Настоящая программа естественнонаучной направленности, модифицированная, разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, а также с учетом содержания примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и составлена на основе программ:
1. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ /Под редакцией М.Б Коваль. / Юные натуралисты – Просвещение, М., 2009г.
2. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы» Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А.- «Просвещение», М., 2008г.;
3. Программы элективных курсов 6-9 класс/ Под редакцией В.И. Сивоглазов, М.Б. Моргунова.» Дрофа», М., 2017 г.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
С самых древних времен люди пытаются познавать и покорить природу и понять свое место в ней. Важнейшее место в этих поисках всегда занимала наука. К основным естественным наукам, изучающим природу, относятся химия, биология, география, физика. Различие между естественными науками состоит в уровне (масштабе) изучаемых явлений. Явления, происходящие на уровне живой материи - это основной предмет современной биологии.
Данная рабочая программа предназначена для более глубокого изучения наиболее интересных и иногда загадочных проблем современной биологии, многообразия живого мира.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у обучающихся при её освоении повышается мотивация к занятиям по биологии.
Актуальность данной программы определяется интересом старшеклассников к углублению знаний материала, изучаемого в школьном курсе для понимания основных положений биологии во всем многообразии биологических явлений и широком диапазоне уровней биологических процессов.
Цель Программы: Углубление и расширение знаний о многообразии живого мира, развитие познавательной деятельности, творческого потенциала, воспитание инициативы и творческой самостоятельности.
Задачи Программы:
Образовательные:
- Сформировать у детей целостное представление о живой природе, о единстве и многообразии мира.
- Расширить кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у ребят биологических и экологических знаний.
- Научить систематизировать биологические знания и выделять главные аспекты.
- Адекватно оценивать взаимосвязь природы и человека.
Развивающие:
- Развивать навыки общения и коммуникации.
- Развивать творческие способности ребенка.
- Способствовать формированию приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, ответственное отношение к порученному делу.
- Формирование личных качеств ребёнка: гуманизма, коллективизма, трудолюбия, ответственности.
Новизна программы состоит в том, что она направлена не столько на углубление теоретических знаний, а в большей степени на развитие практических навыков и умений. При создании программы мной были изучены 4 авторские программы кружков по биологии (см. список литературы).
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
В процессе обучения старшеклассники приобретают новые теоретические знания и практические навыки в биологии, которые позволяют:
- лучше понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;
- глубже изучить особенности морфологии, физиологии и воспроизведения представителей основных царств живых организмов, понимать механизмы роста, морфогенеза и дифференциации, причины появления аномалий развития;
- познакомиться с принципом системной организации, дифференциации и интеграции функций организма;
- на базе современного учения о клетке сформировать представление об единстве и многообразии клеточных типов, основных чертах строения, метаболизма, закономерности воспроизведения, специализации клеток, основные черты строения, развития, функционирования и эволюции тканей животных и растений;
- формировать четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы;
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность. Развитие творческих и коммуникативных способностей основе их собственной деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Занятие в кружке позволит обучающимся, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед ребятами школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Возраст обучающихся по программе: 15-17 лет (обучающиеся 9-11 классов).
Срок реализации программы:1 год( 72 часа); 2 часа в неделю.
Формы и режим занятий: Работа по данной программе предполагает очные групповые занятия в одновозрастной группе из 15-18 человек, 2 раза в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв).
Основные формы обучения: теоретические и практические занятия, экскурсии, проектирование и защита заданий с изготовлением мультимедийной презентации.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
В процессе изучения программы старшеклссники приобретают следующие знания:
- об истории развития биологии и места биологии в системе естественно-научных дисциплин;
- о многообразии живого мира,
- о строении организмов, о единстве взаимосвязи строения и функции;
- о роли живых организмов в природе и жизни человека.
На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:
- осмысливать и систематизировать знания о живых организмах, полученные на занятиях, при чтении литературы, просмотре фильмов, личных наблюдений за явлениями природы;
- подбирать и использовать современные методы исследования природных явлений и процессов;
- анализировать и обобщать изученный материал.
- уметь самостоятельно работать с оборудованием и проводить опыты.
- грамотно планировать и осуществлять элементарные учебно-исследовательские проекты
У обучающихся должны быть развиты: коммуникативность, умение обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться ее (например, при защите проекта); и воспитаны следующие личностные качества: гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство ответственности за состояние окружающей среды и порученное дело.
Изучение биологических задач на кружковых занятиях даёт возможность школьникам достичь следующих личностных результатов:
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах)
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);
Метапредметными результатами освоения программы кружка биологии являются:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение работать с разными источниками биологической информации: тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках; анализировать и оценивать информацию;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами работы кружка биологии являются:
- Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;
- Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии.
- Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение экологического мониторинга в окружающей среде.
Для проведения кружковых занятий имеется оснащённая лаборатория, электронные носители, список прилагается.
Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план
№ пп. |
Тема |
Общее количество часов |
В том числе |
Формы аттестации, контроля |
|
теория |
практика |
||||
1. |
Введение. История развития биологии и место в системе естественно-научных дисциплин. Т.Б. |
1 |
1 |
|
Тестирование |
2. |
Многообразие организмов - фактор устойчивости биосферы. |
1 |
|
1 |
Самостоятельная работа |
3. |
Основные признаки живого. |
1 |
1 |
|
Опрос |
4. |
Уровни организации живых организмов. |
1 |
1 |
|
Творческая работа |
5. |
Сущность жизни. |
1 |
|
1 |
Тестирование |
6. |
Растения в системе органического мира. |
1 |
|
1 |
Самостоятельная работа |
7. |
Общие признаки царства Растения. |
1 |
|
1 |
Самостоятельная работа |
8. |
Строение растительной клетки. |
1 |
1 |
|
Проверка таблицы и выводов в тетради |
9. |
Структурно-функциональные особенности тканевой организации растений. |
1 |
1 |
|
Тестирование |
10. |
Органный уровень организации растительного организма. |
1 |
1 |
|
Тестирование |
11. |
Вегетативные органы растений: корень и побег. ПР. Р. Определение типа корневой системы растения. |
1 |
|
1 |
Проверка таблицы и выводов в тетради |
12. |
Особенности вегетативного, бесполого и полового размножения растений. |
1 |
|
1 |
Самостоятельная работа |
13. |
Генеративные органы растений: гинецей и андроцей. |
1 |
1 |
|
Опрос |
14. |
Опыление и двойное оплодотворение. |
1 |
1 |
|
Творческая работа |
15-16 |
Образование семян. |
2 |
2 |
|
Опрос |
17. |
Приготовление микропрепарата листа элодеи и рассматривание строения растительных клеток. ПР.Р. |
1 |
|
1 |
Проверка таблицы и выводов в тетради |
18. |
Изучение техники микроскопирования, изучение микроскопического строения растительной клетки, изучение микроскопического строения корня и стебля растений |
1 |
|
1 |
Проверка таблицы и выводов в тетради |
19. |
Решение тестовых заданий. Промежуточный контроль. |
1 |
|
1 |
Тестирование |
20. |
Низшие растения. Размножение водорослей. |
1 |
1 |
|
Опрос |
21. |
Основные направления эволюции водорослей. Систематика водорослей: отделы Зеленые, Красные и Бурые водоросли. |
1 |
|
1 |
Творческая работа |
22. |
Отделы высших споровых растений: Риниофиты, Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. |
1 |
|
1 |
Творческая работа |
23. |
Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Основные семейства классов Однодольных и Двудольных растений. |
1 |
1 |
|
Опрос |
24- 25. |
Многообразие высших растений. |
2 |
|
2 |
Отчёт об экскурсии |
26. |
Внутреннее строение и функции, роль и распространение представителей важнейших таксономических групп. |
1 |
1 |
|
Тестирование |
27. |
Животное царство – часть органического мира. |
1 |
1 |
|
Опрос |
28- 29 |
Подцарство Простейшие. Таксономия и особенности организации и жизнедеятельности простейших. |
2 |
|
2 |
Самостоятельная работа |
30. |
Подцарство Многоклеточные. Губки. Кишечнополостные. |
1 |
|
1 |
Самостоятельная работа |
31. |
Тип Плоские черви. Общая характеристика. |
1 |
1 |
|
Составление схемы |
32. |
Многообразие типа. |
1 |
|
1 |
Творческая работа |
33. |
Жизненный цикл паразитических плоских червей. |
1 |
1 |
|
Опрос |
34. |
Тип Круглые черви. Целомические животные. |
1 |
|
1 |
Творческая работа |
35. |
Изучение многообразия круглых червей. |
1 |
1 |
|
Творческая работа |
36. |
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. |
1 |
1 |
|
Составление схемы |
37. |
Представители класса Олигохеты, Полихеты, пиявки. |
1 |
1 |
|
Защита рефератов |
38. |
Гирудотерапия. |
1 |
1 |
|
Защита рефератов |
39. |
Тип Моллюски. Общая характеристика. |
1 |
1 |
|
Опрос |
40. |
Изучение многообразия моллюсков. |
1 |
|
1 |
Написание очерка |
41. |
Тип Членистоногие. Общая характеристика. |
1 |
|
1 |
Выставка |
42. |
Тип Членистоногие. Общая характеристика. |
1 |
|
1 |
Заполнение схемы |
43-44 |
Ароморфозы типа. Многообразие членистоногих. |
2 |
2 |
|
Творческая работа |
45. |
Микроскопическое изучение простейших, определение вида простейшего животного. ПР.Р. |
1 |
|
1 |
Проверка таблицы и выводов в тетради |
46-48. |
Разнообразие членистоногих. |
3 |
|
3 |
Отчёт об экскурсии |
49. |
Защита проектов. |
1 |
|
1 |
Презентация уч-ся |
50. |
Внутреннее строение и функции, роль и распространение представителей важнейших таксономических групп. |
1 |
1 |
|
Опрос |
51. |
История изучения животных. Тип Хордовые. Общие признаки типа. |
1 |
|
1 |
Самостоятельная работа |
52. |
Характеристика подтипов Личиночнохордовые (Оболочники), Бесчерепные, Черепные (Позвоночные). |
1 |
|
1 |
Самостоятельная работа |
53. |
Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы. |
1 |
|
|
Составление схемы |
54. |
Класс Земноводные (Амфибии) и Пресмыкающиеся (Рептилии). |
1 |
1 |
|
Заполнение таблицы |
55. |
Класс Птицы. Приспособление птиц к полету. |
1 |
1 |
|
Опрос |
56. |
Многообразие птиц . |
1 |
|
1 |
Самостоятельная работа с определителем птиц |
57. |
Класс Млекопитающие. Прогрессивные черты развития. |
1 |
1 |
|
Тестирование |
58. |
Знакомство с представителями основных отрядов млекопитающих. |
1 |
1 |
|
Опрос |
59. |
Знакомство с представителями основных отрядов млекопитающих. |
1 |
1 |
|
Заполнение таблицы |
60. |
Выявление приспособлений рыб к водной среде обитания. ПР.Р. |
1 |
|
1 |
Проверка таблицы и выводов в тетради |
61. |
Составление сравнительной характеристики земноводных и пресмыкающихся. ПР.Р. |
1 |
|
1 |
Проверка таблицы и выводов в тетради |
62-63. |
Многообразие животных в природе. |
2 |
|
2 |
Отчёт об экскурсии |
64-65. |
Изучение происхождения и эволюции фаун. |
2 |
|
2 |
Защита проектов |
66-67. |
Основные зоогеографические области суши. |
2 |
|
2 |
Защита проектов |
68. |
Особенности островных фаун. |
1 |
1 |
|
Опрос |
69. |
Составление характеристики флоры и фауны одной из зоогеографических областей суши. ПР.Р. |
1 |
|
1 |
Проверка таблицы и выводов в тетради |
70. |
Составление характеристики островных сообществ и выявление эндемиков. ПР.Р. |
1 |
|
1 |
Проверка таблицы и выводов в тетради |
71. |
Защита проектов. |
1 |
|
1 |
Презентация |
72. |
Итоговое занятие. |
1 |
|
1 |
|
|
Итого |
72 |
31 |
41 |
|
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
- 36 учебных недель;
- одну учебную группу
Список использованной литературы
1. Чубуков А.С., Мишукова Л.М. Программа «Общие закономерности в биологии».// Биология в школе. - 2015, №6.- с.63-68.
2. Винокурова Н.Ф.Программа «Экология города».// Биология в школе. -2015, №3. – с.68-72.
3. Клевцова О.И. Программа «Эрудит».// Биология в школе. - 2014, №2. – с.65-70.
4. Чередниченко И.П. Программа «Юный биолог».// Биология в школе. - 2013, №4.- с 76-79.
Список литературы для педагога
1. Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2013 – 230 с.
2. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2014 – 120 с.
3. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2013 – 112 с.
4. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2013 – 230 с.
5. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. – М.: Просвещение, 2013 – 240 с.
6. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. – Мн.: Издательство ООО «Красико Принт», 2013 – 234 с.
7. Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2013 – 186 с.
Список литературы для обучающихся
1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников. – 3-е изд. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2013. – 816 с., ил.
2. Батуев А.С. Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников. - М.: Дрофа, 2014.
3. Власова З.А. Биология: Справочник абитуриента. – М.: Филол. Общество «Слово», АСТ, Изд. дом «Ключ С», 2013. – 640 с.
4.Пролептова А.Н. Птицы в природе. Определитель.
5.Фёдорова А.А. Жизнь растений. - М. :Просвещение, 2013.
Электронные цифровые пособия
1. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 классы (учебно - электронное издание). М.: «Кирилл и Мефодий», 2013г.
2. Биология. 10–11 класс. Интерактивный курс для школьников.- М.: Просвещение, 2013г.
3. 1С: Школа. Основы общей биологии. 9 кл. – М.: ЗАО «1С», Вентана – Граф, 2014г.
4.1С: Школа. Биология. 7 кл. – М.: ЗАО «1С», Вентана – Граф, 2014г.
5.1С: Школа. Биология. 6 кл. – М.: ЗАО «1С», Вентана – Граф, 2014г.
Интернет-сайты
1. www.vokrugsveta.ru - Вокруг света
2. www.droug.ru - журнал «Друг»
3. www.geoclub.ru - журнал «Гео»
4. www.zooclub.ru/animals - газета «Мое зверье»
5. https://bio.1sept.ru/ - газета «Биология»
6. www.zooland.ru - «Кирилл и Мефодий. Животный мир»
7. www.herba.msu.ru - «Херба» – ботанический сервер МГУ им. М.В.Ломоносова
8.http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии
9.http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии
10. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Нормативные документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году» от 17.12.2014 г. № 922 (в ред. от 7 августа 2015 года № 1308, от 8 сентября 2015 года № 2074, от 30 августа 2016 года № 1035, от 31 января 2017 года № 30).
4. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41).