Проект «Мальчики и девочки» направлен на создание условия воспитания и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них гендерной идентичности в процессе игровой деятельности. В данном проекте представлены формы работы по воспитанию ребенка в гендерной направленности и отражении (мужского, женского) образа.
Разработаны конспекты игр, совместных мероприятий родителей с детьми, комплексы занятий для дошкольников по теме «Я и моя семья»; оформлен консультативно-практический материал для родителей.
Данный материал поможет педагогам ДОУ определить гендерное направление в воспитании ребенка дошкольного возраста, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
В Федеральном государственном образовательном стандарте предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка, как со сверстниками, так и с взрослыми; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Введение в проект
Актуальность проекта
Как известно в детстве происходит становление образа «Я»- мальчика (девочки)» и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.). Самовыражение личности (мальчика, девочки),ее саморазвития начинается с самого близкого для него - с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.
Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.
В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в русских национальных семейных традициях, и в русском фольклоре.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.
Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.
Вид проекта: Познавательно-творческий, краткосрочный.
Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Цель проекта: Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности, становления основ социальной компетентности и успешной адаптации ребенка в меняющемся мире.
Задачи проекта:
- Активизировать представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр.
- Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании.
- Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности.
- Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.
Гипотеза реализации проекта
Реализация проекта «Мальчики идевочки» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.), ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты проекта
У детей:
- Определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность.
- Осознание собственного «Я» - мальчик (девочка), развитие ребенка, как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности(женственности).
- Проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни.
- Желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок – своеобразная детская речь.
У родителей:
- Активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности МБДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности.
- Проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов:
- Содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания, как способ проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи.
- Разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме: «Мальчики и девочки», «Народный фольклор с акцентом на «гендер» для мальчиков и девочек».
- Разработка консультативно-практического материала для родителей «О воспитании мальчиков и девочек», «С чего начинается гендерное воспитание», «Пять заповедей отцовства», «Девочки - будущие мамы».
Основные принципы:
- Принцип научности предлагает отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов, возможности усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщённых представлений.
- Принцип активности не ждать возникновение проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, что бы передавать детям соответствующие установки и сведения.
- Принцип учета личностной ориентации: соответствие возрасту, интересам, желанию и половой принадлежности дошкольников. Это определяет отбор содержания, раскрывающего представления детей о социальных ролях мужчины и женщины, взаимоотношениях между мальчиками и девочками.
- Принцип интеграции программного содержания: данный проект выступает как составная часть программы Детство», такая интеграция целесообразна, прежде всего, с занятиями по ознакомлению с социальным миром.
- Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер полоролевого воспитания, как части системы собственного воспитания, социализации и просвещения.
- Принцип непрерывности (преемственности): половое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом.
- Принцип дифференциации педагогического процесса: учет биологических, физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
- Принцип единого подхода родителей и педагогов: общность взглядов на необходимость полоролевого воспитания, его цели, средства и методы, содержание зависит от возраста детей.
Этапы реализации проекта
Вводный этап
Цели этапа:
- Проживание с детьми проблемной ситуации: «Каким должен быть папа, какой должна быть мама».
- Изучение методической литературы по проблеме гендерного воспитания с привлечением родителей.
Предполагаемый результат:
- Подготовка к жизни счастливого, эмоционально-благополучного ребенка.
- Накопление и систематизация информации по проблеме.
Содержание:
1. Анкетирование для родителей:
- «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин), уделяем ли внимание своему ребенку?».
- «Какие мальчики и девочки?».
2. Тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек)?».
3. Рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать».
4. Сбор материала для создания тематической папки(«Взрослые люди», «Семья», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «О поведении», «Этикет», «Народная культура», «Художественная литература о мальчиках и девочках», «Материал о защитниках отечества и профессиях», «Спорт») по теме.
5. Сбор фотографий на тему «Моя любимая семья».
6. Изучение познавательной, художественной литературы, русского фольклора, русских народных игр, дидактических, подвижных игр для мальчиков и девочек».
7. Подготовка консультаций для родителей и педагогов «О воспитании мальчиков и девочек», «С чего начинается гендерное воспитание», «Пять заповедей отцовства», «Девочки-будущие мамы».
8. Фотоконкурс «Мисс шляпка».
Основной этап
1. Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждого ребенка мальчика(девочки). Активизация своего «я» в процессе совместной жизнедеятельности.
2. Активизировать свой поиск своего места в мире по теме.
Предполагаемый результат:
1. Расширение сведений о гендерном развитии и формирования образа «Я»в своей жизни.
2. Пробуждение чувства осмысления себя, как представителя пола и как неповторимую личность, осмысление значимости каждого члена.
3. Моделирование ситуаций«Я и моя семья», «Кто живет в твоем сердце».
4. Проведение занятий с гендерной направленности: «Мамочка любимая моя», «Мой папа - самый лучший».
5. Оформление книги творческих детских рассказов «Семейный альбом».
6. Цикл сюжетно-ролевых игр на тему «Спящая красавица», «Рыцарский турнир».
7. Конкурс чтецов «Мамочка моя (о папе)».
8. Выставка детских рисунков по темам «Моя мама лучшая на свете», «Портрет моего папы».
9. Персональная творческая выставка «Кем я буду».
10. Участие семей в мероприятиях и конкурсах ДОУ.
11. Участие семей в конкурсе поделок из природного материала «Мама, папа и я – творческая семья».
Итоговый этап
Презентация проекта.
Подведение итогов
1. Круглый стол для детей и родителей «Наши мальчики и наши девочки».
2. Создание альбомов «Я как мама, я как папа»,«Самый счастливый день».
3. Праздник «Маленькая красавица».
4. Презентация творческих рисунков детей «Портрет моего папы», «Галстук для папы», «Кружка для папы», «Любимой мамочки портрет», «Букет цветов для мамы».
Реализация содержания проекта
Реализация проекта «Мальчики и девочки» началась с изучения материала по вопросу «Особенности гендерного развития», которые показали, что формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка. Воспитание ребенка в гендерной направленности дошкольного возраста важно и актуально. Ярким примером этого является сюжетно-ролевая игра. В процессе игры дети усваивают социально-приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации.
Постановка проблемной ситуации для детей, «Каким должен быть папа, какой должна быть мама» подтолкнула детей к размышлению, к поискам ответов в игре и в художественной литературе. Комплексные занятия по теме «Я – мальчик (девочка)», сюжетно-ролевые игры, семейные мероприятия, конкурсы позволили детям ярко осознать себя по отношению к сверстникам, к противоположному полу, к семье.
Итогом реализации проекта явился круглый стол для детей и членов их семей. Дети представляли творческие работы «Портрет моего папы», «Моя мамочка – лучшая на свете», рассказывали о тех семейных традициях, которые бережно хранятся в семьях воспитанников. Ярким получился праздник «Мамин день – 8 Марта», который представил и раскрыл в конкурсах творческий потенциал детей, их отношение друг к другу.
На наш взгляд, проект «Мальчики и девочки» является первым шагом в воспитании полоролевой идентичности ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа «Я» - мальчик (девочка).
Приложение 1
Практический материал
Конспект занятия на тему «Мамочка любимая моя»
Цель: Формирование представления о значимости матери для каждого человека. Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д.).
Задачи:
- Уметь поддерживать беседу; выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме.
- Воспеть образ мамы самого близкого и дорого человека через художественную литературу.
- Воспитывать желание помогать маме, взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.
Ход занятия
- Когда рождается человек, он всегда находится рядом с мамой. Мама - самый близкий, родной, единственный человек. Проходит некоторые время малыш подрастает и произносит слова первое слово «Мама». Во многих странах отмечается «День матери». Люди поздравляют своих мам. Мама, мать - сколько тепла, ласки носят эти слова, этим словом называют самого родного, близкого человека, (показываю фотографии, на которых изображены мамы с детьми).
Послушайте загадку:
- Кто вас детки крепко любит?
- Кто вас детки приголубит?
- Не смыкая ночью глаз, все заботится о вас?
- Все она родная (мама дорогая)
Беседа о маме
Мама — это самый родной, самый любимый, самый добрый, самый ласковый человек для каждого ребенка. И сколько бы не было вам лет, вам всегда нужна мама ее ласка, добрый взгляд. Мама всегда поможет светом. У мамы самое верное, чуткое сердце. Дети, расскажите о своей мамочке.
Какие чувства вы испытывайте к маме? Какая у каждого из вас мама?
Какие слова вы говорите маме?
Рассказывая о своих мамах, вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, заботливые, с такой любовью вы говорили о них.
Стихотворение о маме:
Мама, мама, мамочка, солнышко мое,
Как с тобой радостно, как с тобой тепло!
Без тебя в душе моей не цветут цветы?
Буду счастлив я тогда, когда рядом ты!Мне мама приносит игрушки, конфеты,
Но маму люблю я совсем не за это.
Веселые песни она напевает,
Нам скучно вдвоем никогда не бывает.Я ей открою свои все секреты.
Но маму люблю я не только за это.
Люблю свою маму, скажу я вам прямо,
Ну просто за то, что она моя мама.
- Ребята вы еще говорили, что у мамы умелые руки. Что же умеют делать эти руки (готовят еду, пекут, стирают, гладят, шьют, вяжут и т. д.) и про мамины руки написано стихотворение. «Говорят у мамы руки не простые, говорят у мамы руки золотые, я смотрю внимательно, подхожу и глажу - золото не вижу».
- Руки золотые - как вы это слово понимаете? (умелые, трудолюбивые, ласковые, добрые и т.д.). Мамы работают на фабриках, заводах, кто-то из мам работает в каких-то учреждениях, но они еще справляются с множеством домашних дел. Трудно маме порой бывает, устает. Если бы вы знали, как приятно бывает маме, когда сын или дочь интересуются, как она себя чувствует, не устала ли, не тяжёлая ли у нее в руках сумка. И если сумка тяжелая, помогут ее нести. Нужно помогать маме в домашних делах. А как вы помогаете маме (выслушиваю детей).
- Вы ещё маленькие и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами.
Динамическая пауза
Встаем в круг (кидаю мяч детям). Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки,поливать цветы, пылесосить, т.д.)
- Заботиться и помогать маме поводов очень много. В стихотворении Е.Благининой «Мама спит, она устала, но и я играть не стала».
- Ребята, случалась ли кому-нибудь заботиться о маме так, как рассказано в стихотворении?
Игра: «Подбери слово» мама какая?
В заключение спрашиваю, о чем дети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали.