«Учиться науке — совсем не то же, что ее изучать»

Разделы: Начальная школа


«Не бояться перемен, не бояться стратегически мыслить.
Ориентироваться не только на образовательный стандарт,
но и на смыслообразующую конпепцию своей деятельности».

Начальная школа – мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже своё измерение времени: день кажется годом. Имея доступ в мир детства, я стремлюсь в какой-то мере стать ребёнком. Только при этом условии мои дети не будут смотреть на меня, как на человека, случайно проникшего за ворота их непредсказуемого и сказочного мира.

Тысячи прекрасных учителей есть в нашей стране. Каждый из них - не только источник знаний для ребенка, но и наставник, учитель жизни в подлинном смысле этого понятия. Что происходит в начальной школе сейчас? О большой, решающей роли начальной школы говорят много, особенно когда речь идет ФГОС НОО. Начальную школу обвиняют чаще всего в том, что она не дала детям определенного круга знаний и умений, необходимых для дальнейшего обучения.

Многолетний опыт работы в школе убеждает в том, что начальная школа, прежде всего, должна научить учиться. Умение учиться включает в себя ряд умений, связанных с овладением знаниями: умение читать, писать наблюдать явления окружающего мира, думать, выражать свою мысль словами. Эти умения и являются, образно говоря, инструментами, без которых невозможно овладеть знаниями.

Готовясь к обучению детей в начальных классах, нужно определиться, что дети должны глубоко запомнить и твердо хранить в памяти, что они должны уметь. Учителя стремятся вложить как можно больше груз знаний. Донести этот груз до определенного рубежа, то есть до обучения в среднем звене - в этом нередко видит учитель смысл жизни и деятельности ученика.

Но этим задачи начальной школы не исчерпываются. Нельзя ни на минуту забывать, что в начальных классах учитель имеет дело с ребенком. Ребенок в этот период обязан не только готовиться к дальнейшему чтению, накапливать багаж знаний и умений, чтобы успешно учиться дальше. Он должен жить богатой духовной жизнью. Годы обучения в начальной школе – это целый период нравственного, интеллектуального, физического, эстетического развития, которое будет реальным делом, а не пустым разговором лишь в том случае, когда ребенок живет интересной жизнью сегодня, а не только готовится к овладению знаниями завтра.

Начальная школа должна давать ученику твердый круг знаний. Всякая неясность и неопределенность в этом вопросе ослабляет не только начальную, но и последующие ступени обучения. Одним из серьезных недостатков в начальной школе является именно то, что учитель упускает из виду, какие правила, определения ребенок должен глубоко осмыслить и запомнить.

В настоящее время много говорят об общем развитии ученика начальных классов. Конечно, общее развитие – это исключительно важный элемент учения и воспитания, но столь же большую роль играют те элементарные знания, без запоминания и прочного сохранения, в памяти которых не может быть и общего развития, потому что общее развитие – это постоянное овладение знаниями, а для этого необходимо умение учиться.

При всей исключительности важности задач, которые стоят перед начальной школой, нельзя забывать, что учитель имеет дело с человеком, переживающим бурный период становления нервной системы. Мозг детей в возрасте 7-10 лет - в процессе бурного развития. И если учитель забывает, что надо заботиться о развитии нервной системы человека, об укреплении клеток коры полушарий, то учение отупляет ребенка. В начальной школе учение должно стать частицей богатой духовной жизни, которая содействовала бы развитию ребенка, обогащению его ума. Не зубрежка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, фантазии, творчества. Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире.

Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье, восхищаться красотой природы, музыки, искусства, обогащать свой духовный мир этой красотой, принимать близко к сердцу горе и радости других людей, переживать их судьбы - таков мой идеал воспитания.

Непрерывное, длительное наблюдение учебного процесса и управление им в педагогике называют мониторингом.

Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса, когда можно получить ответы на вопросы:

- достигается ли цель образовательного процесса;

- существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;

- существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя;

- соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.

Эта задача решается путем проведения входного, промежуточного и итогового срезов и анализа их результатов. Результаты срезов оцениваются с помощью рейтинговой оценки. Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные, качественные характеристики. Оценка чаще всего завершается отметкой – условным обозначением в виде числа. Оценку необходимо отличать от отметки.

Оценка – это процесс, деятельность по оцениванию;

Отметка – результат этого процесса.

Оценка выражается качественно, например, вербально: «Ты – молодец!»; эмоционально: улыбкой, одобрением, порицанием. Отметка же, как правило, выражается качественно: в пятибалльной шкале; местом в рейтинге; процентами. Традиционная система отметок критикуется давно и с различных сторон, порой не удается точно оценить достигнутый уровень обученности, когда кажется, что это не «тройка», но и не «четверка». Мешают учителю и различные минусы и плюсы, которые в журнал не ставятся, а, следовательно, и не учитываются официально.

К сожалению, до сих пор в практике работы школ оценочные показатели играют доминирующую роль при характеристике знаний обучаемых. Руководители школ, представители органов управления образования обращают особое внимание на процент успеваемости, число отличников и медалистов. Мы по-прежнему забываем о том, что эти критерии не могут являться показателем эффективности труда педагогов. Большую роль играет внешняя мотивация, когда ученик старается лишь ради отметки.

Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению, а также вопроса о критериях, показателях и инструментах измерения. Современные задачи школьного образования требуют не только воспринимать и запоминать информацию, но и понимать ее, анализировать, творчески перерабатывать, видеть проблемы и решать их. Эти задачи связаны с уровнем понимания и толкования (объяснением, интерпретацией). Такой подход в педагогике называется герменевтическим.

Согласно герменевтике, основная задача образования – понимающее, чувственное постижение истины путем проникновения в духовное содержание субъектов и объектов образования, а также в собственный субъективный мир.

Результаты при герменевтическом подходе в обучении имеют две стороны – внешнюю (материализованная образовательная продукция) и внутреннюю (личностную). Поэтому предметом диагностики и контроля являются не только внешние образовательные продукты учеников, но их внутренние качества. Образование как атрибут личности определяется в первую очередь результатами ее внутреннего развития.

В одном из лицеев г. Лейдена (Голландия) провели интересный эксперимент (3). В этот лицей приехали российские школьники, которые получали в своей стране одни «пятерки». Через неделю обучения, по голландской системе, они стали получать одни «двойки». Почему? Оказывается, эти ученики давали ответы, на уроках используя чужие идеи, мысли, приводя в пример, многочисленные цитаты авторитетных лиц, показывая объем запоминаемой информации. Но в ответах отсутствовало одно – самое важное: не было личных суждений на поставленные вопросы. Ребенок не сформулировал собственную позицию, не сумел проанализировать и сделать собственный вывод.

В своей работе я использую герменевтический метод, который требует не давать готового знания детям, а подводить их к самостоятельному открытию в диалоге. Под герменевтическим методом подразумевается диалоговое обучение, построенное на основе толкования событий, явлений, процессов путем набрасывания новых смыслов через систему вопросов – ответов. Использование герменевтического метода дает возможность каждому обучаемому открыть самому себе и другим личностный смысл понимания предметного содержания. Через вопрос мы приходим к пониманию. Логическая завершенность вопроса заключается в знании незнания.

Таким образом, герменевтический метод в сочетании с элементами эвристического, творческого методов, позволяет глубже вникнуть в содержание изучаемого материала, способствует развитию интереса, активности, изменяет эмоциональный настрой, формирует личностно-значимое отношение к предмету и в конечном итоге, убеждение и мировоззрение учащихся. Оперирование знаниями средствами герменевтики как раз и является такой разносторонней деятельностью, которая оптимальным образом решает задачу не только понимания, но и прочного усвоения материала.

На мой взгляд, мониторинг при реализации герменевтического метода – это непрерывные контролирующие действия в системе «учитель – ученик», позволяющие наблюдать и контролировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию. В общем смысле «система мониторинга за знаниями» учащихся может быть определена как набор инструментов, позволяющий осуществлять долговременную оценку объема знаний учащихся, а также анализ происходящих в детях изменений: развитие активности, интереса, герменевтического сознания.

Герменевтика как наука в педагогике достаточно новая. Герменевтический метод в педагогике необходим, поскольку он дает понимание природы человека. В чем тут дело? Учиться науке — совсем не то же, что ее изучать. Приходится не столько запоминать, сколько задаваться вопросами. Раздумья над вопросами - суть педагогического толкования, или истолкования. В науке «истолкование» называется герменевтикой. Герменевтика — толкование текстов и учение о принципах их интерпретации. Интерпретировать — значит, раскрыть смысл, содержание чего-либо. Педагогическое толкование — это объяснение того, чем и почему данное явление или процесс значимы для педагогики. Значимы, т.е. важны, значительны в педагогической деятельности. Значимы, т.е. имеют содержание, ценное для воспитания. Этот метод позволяет осмыслять сущность, суть, значение; постигать содержание, цель, разумное основание воспитания. Помогает отыскивать смысл поступков и даже смысл жизни.  Герменевтика как толкование сродни искусству сыщика. Поиск значения и смысла напоминает детектив. Их роднит необходимость догадаться (сообразить, напасть на правильную мысль) и одновременно объяснить себе и другим (осмыслить, сделать ясным, понятным) дотоле таинственные явления и процессы. Именно в этом пункте — в ходе понимания — герменевтика помогает рождению понятия. Ведь понятия науки логически оформляют понимание причин и сути дела. Понятие — это правильная, умная идея о природе вещей.

Главный вопрос, возникающий при решении герменевтической проблемы: какова конечная цель педагогического толкования? Ответ таков: это поиск нового понимания, т.е. осмысление современного содержания той или иной традиции и новации. А не стремление привести решение задачи к уже известному ответу. И не новизна теоретических конструкций ради самой новизны. Герменевтическая процедурность заключается в снятии произвольного внимания учеников с ожидания смысла и направлена как на двигательную активность, так и на включение в процесс коммуникации между сверстниками. От мастерства учителя зависит накал и продуктивность деловой коммуникативности. И когда, ученики воодушевленные собственной мотивацией забегают далеко вперёд учебных программ, учебная ситуация обретает подлинную интерактивность.

Выполнить такие требования сегодня помогает герменевтика, наука, недавно пришедшая в педагогику из философии, но уже нашедшая поклонников такого подхода в обучении. Суть её – в возможности открывать новые и новые смыслы.

Моя герменевтическая цель — научить ребят чувствовать препятствия, которые, в свою очередь, вызывают размышления, сопоставление своих личных представлений. А ведь, самое неприятное в обучении – это то, что нужно раз за разом возвращаться к уже знакомому, чтобы вникнуть в смысл поглубже и запомнить получше, в то время как хочется идти вперед и открывать что-то совсем новое для себя. Для этого их нужно учить грамотно, спотыкаться на пути осмысления. Мудрость эта для того когда-то шлифовалась в народе, чтоб её сокровенно-герменевтический смысл до нас – современников XXI века – мог долететь «через века» и, запав в душу, обеспечить основательный пересмотр наших профессионально-педагогических представлений.

Литература

  1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М., 1981.
  2. Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики [Текст]: автореф. дис. ... докт. пед наук 13.00.01 – Тюмень, 2001 – 314 с. Сулима, И.И. Философская герменевтика и образование [Текст] / И.И.Сулима// Педагогика. - 1999. - №1. - 36-43с.
  3. Кузнецов В.Г.Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_10/04.htm
  4. Кузнецов В.Г. Русская герменевтика, или прерванный полет (опыт интерпретации философии Густава Шпета) http://www.nature.ru