Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Части речи»;
- познакомить учащихся с исконными традициями русского народа в праздновании Масленицы;
- формировать интерес учащихся к традициям своего народа;
- развивать навыки каллиграфического правильного письма, речи, логического мышления, памяти, внимания.
Универсальные учебные действия.
- Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Метапредметные: способность к самопроверке, к самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке и взаимооценке, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательства своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать), оценивать правильность выполнения действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Предметные: повторить, обобщить, систематизировать знания о частях речи; закрепит умение определять части речи в связном тексте. Развивать умение подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Формировать представление об основных грамматических признаках существительных, прилагательных, глаголов.
Оборудование:
- плакаты по дням недели масленицы
- буквы для слова «морфология»,
- листочки со словами частями речи,
- картинка блина с заданием,
- солнышки для каждого ученика,
- клубок пряжи, смайлики.
(Слайд 1. Русский язык)
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Я рада вас видеть. Вы готовы начать урок и отправиться в путь? Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, соберитесь. Пусть хорошее настроение поможет вам!
- Сегодня на уроке мы с вами:
(Слайд 2. Задачи урока)
- постараемся закрепить наши знания об изученных частях речи;
- познакомимся с русской традицией празднования Масленицы; каждый день масленичной недели имеет свое название и значение.
(Слайд 3. Число и тема урока)
Итак, начнем. Откройте тетради, запишите число и тему урока: "Части речи".
(Слайд 4. Идёт широкая Масленица!)
Идёт широкая Масленица!
Масленица – один из самых веселых и любимых праздников русского народа. Семь дней Москва звенит бубенцами, кричит гармошками, горит пёстрыми красками нарядов. Народ провожает зиму, встречает долгожданную весну.
2. Минутка чистописания
- Запишем слово «масленица» безотрывно, с дополнительным элементом после каждой буквы слова (удлиненная вниз петелька).
Напишите данный ряд букв в тетради до конца строки в указанной последовательности.
- Подберем однокоренные слова к слову «масленица».
Запишем: масленица, масло, масленый. Выделим корень в однокоренных словах.
- Спишите предложение: Идет широкая Масленица! Какой частью речи является слово «масленица»?
- Следующее слово, которое я предлагаю вам отгадать, тоже начинается на букву «М» и является именем существительным.
3. Словарная работа
МОФРООЛИГЯ (морфология)
- Уточним, что же такое морфология?
Дайте определение данному понятию.
Ученик: Морфология – это раздел грамматики – науки о частях речи, об их категориях и формах слова. МОРФО- по-гречески «ФОРМА», ЛОГОС – «УЧЕНИЕ».
«МОРФОЛОГИЯ» - часть науки о языке.
Запишем слово «морфология».
- А согревающее солнышко – вестник весны. Теплое солнышко собирает всех нас под собой. Морфология – собирает части речи (на солнышко вешаем слово «морфология»).
4. Повторение изученного
Учитель: Лучики нашего солнышка (морфологии) – части речи. Назовите части речи, которые вам известны.
Дети: Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Учитель: Праздник Масленицы на Руси – это проводы зимы и встреча весны. Каждый день имеет свое название и значение.
(Слайд 5. Встреча)
1-й день (понедельник) – встреча Масленицы.
К этому дню сооружались ледяные горки, снежные городки, качели. В деревнях делали чучело Масленицы и ходили с ним, возвещая о том, что наступил праздник Масленицы. И мы с вами встречаем гостей.
Сценка «Части речи».
(Из-за ширмы «появляется» Имя существительное.
Здравствуйте, друзья!
Вы узнали, это я!
Имя существительное,
Часть речи удивительная!
Взмахну волшебной палочкой
И назову предмет. Возражение нет?
(показывает картинки)
Вот это машина, а это арбуз,
Здесь коляска, а в ней карапуз!
(«Выбегает» Глагол и «кричит»)
Я бегу, бегу, бегу.
Остановиться не могу!
Бегаю, летаю!
Все всех делать заставляю!
Машину ехать, лентяя спать,
Деревья и дома стоять.
Все, все предметы
Действовать заставил.
(«Появляется» Прилагательное)
Ну хорошо! Прекрасно!
Сюда бежал ты не напрасно!
Только не надо так кричать.
Здесь думать нужно заставлять.
Подумаем! Дадим ответ!
Какого цвета стены,
Глаза людей, одежда, все вокруг?
Ответь скорей, мой друг!
Учитель:
Все части речи так важны
И очень всем всегда нужны!
Сейчас здесь речь пойдет о вас.
Сегодня вы в гостях у нас.
Вам особое уважение,
Только вам наше почтение!
5. Игра «определи часть речи»
(На доске слова)
- Задание: распределить слова по столбикам. (Дети выходят к доске по одному из каждого ряда и прикрепляют слово в соответствующий столбик с частью речи).
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
Горки |
Ледяные |
Сооружали |
Блины |
Родные |
Кричит |
Деревня |
Душистый |
Ходили |
Праздник |
Круглый |
Звенит |
Масленица |
Горячие |
Подадут |
Попугаи |
Медовый |
Начинали |
- Молодцы, вы справились с этим заданием. Давайте поработаем со словами, которые распределили в три столбика. Что вы можете сказать о словах 1-го столбика?
(Это существительные.
Отвечают на вопросы:
- Кто? Что?
- Обозначают предмет.
- Изменяются по числам; бывают одушевленные или неодушевленные; собственные или нарицательные; ж.р., м.р. или ср.р.)
- Что вы можете сказать о словах 2-го столбика?
(Имена прилагательные.
Отвечают на вопросы:
- Какой? Какая? Какое? Какие?
- Обозначают признак предмета.
- Изменяются по числам.)
- Что можно сказать о словах 3-го столбика?
(Это глаголы.
Отвечают на вопросы:
- Что делать? Что сделать?
- Обозначают действия предмета.
- Изменяются по временам).
6. Работа в тетради
- Работаем по рядам:
- 1 ряд – запишет имена существительные (1-й столбик.) Определить род, число существительных.
- 2 ряд – запишет имена прилагательные (2-й столбик) Распределить по вопросам в столбики.
- 3 ряд – запишет глаголы (3-й столбик). Определить время глаголов.
Взаимопроверка выполненной работы.
(Слайд 6. Заигрыш)
2-й день (вторник) – Заигрыши.
В этот день начинались игры и потехи.
(Слайд 7. Стихотворение)
Прочитайте разговор двух героев.
Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю.»
Попугаю в ответ попугай:
«Попугай, попугай, попугай»
- Определите часть речи слова «попугай».
- Сделаем вывод:
- Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? и обозначает предмет.
- Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? и обозначает действие предмета.
(Слайд 8. Лакомка)
3-й день (среда) – Лакомка.
В этот день люди лакомились блинами. Блины на Масленицу пекут каждый день, с понедельника по воскресенье.
И я хочу вас угостить блинами, но не обычными, а с заданием.
Работу выполняем самостоятельно. (Раздать каждому «блин»).
Масленица
Едет Масленица дорогая,
Наша гостья годовая,
На саночках расписных,
На конях вороных.
- Прочитайте.
- Спишите.
- Укажите знакомые части речи.
- Выделите грамматическую основу предложения.
- Проверка.
(Слайд 9. Разгуляй.)
4-й день (четверг) – Разгул или Широкий Четверг.
В этот день гуляли с утра до вечера, пели, плясали, водили хороводы.
Физкультминутка.
А сейчас мы отдохнем.
Передаем клубочек и называем по одному глаголу.
Подняли вверх. Хором скажем, что такое глагол.
(Глагол - это часть речи, которая отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? и обозначает действие предмета).
(Слайд 10. Тещины вечерки)
5-й день (пятница) - Гостевой день.
И мы идём в гости к Масленичным пословицам.
(Слайд 11. Пословицы)
Прочитайте. Напишите пословицы в таком порядке:
- Пословицу, в которой нет прилагательных.
- Пословицу, в которой нет глаголов.
- Пословицу, в которой нет существительных.
- Пословицу, в которой есть все части речи.
Объясни смысл.
- Как на масляной неделе из трубы блины летели.
- Масленица идет, блин да мед несет.
- За маленьким погнался, большое потерял.
- Масленица без блинов, что именины без пирогов.
(Слайд 12. Золовкины посиделки)
6-й день (суббота) – Золовкины посиделки
(Золовка – сестра мужа). В этот день молодая невестка приглашала родных к себе в гости.
Поможем хозяйке разобраться с угощением.
Найди лишнее слово.
Блины |
|
Масленица |
собственное имя |
Идет |
глагол |
Широкая |
прилагательное |
Пряники |
средний род |
Солнце |
|
Запишем характеристику оставшихся слов.
Проверка.
(Слайд 13. Блины, пряники – сущ., неодуш., нариц., мн.ч., м.р.)
Сделаем вывод: Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? и обозначает предмет. Бывают одушевленные или неодушевленные; собственные или нарицательные; женского рода, мужского рода, среднего рода. Существительные изменяются по числам.
(Слайд 14. Прощеное воскресенье)
7-й день (воскресенье) – Прощеный день.
Последний день Масленицы.
В этот день на Руси все: от мала до велика, просили друг у друга прощенье за какие-то проступки по отношению к своим родным.
Вспомните, по отношению к кому из ваших родных вы поступили недостойно и хотели бы извиниться, попросив прощения за свое поведение. Составьте предложение, которое начиналось бы со слова «Прости…».
Возьмите «солнышко» из запишите на нем свое предложение. (Записывают)
Это солнышко отдайте в воскресенье тому, к кому вы обращаетесь в своем предложении.
А затем до самого вечера катались на санках с гор, устраивались различные игры и забавы.
7. Работа на MacBook. (Работа в паре)
Выполнение упражнения 1.
Прочитай (Поможем мышке спуститься со склона. Для этого установим соответствия.)
Поднимите руки, у кого все получилось.
Сделаем вывод.
(Имя существительное отвечает на вопросы Кто Что?
Имя прилагательное отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?
Глагол отвечает на вопросы Что делает? Что делают?)
8. Итог урока
Подведем итоги урока.
Масленичная неделя заканчивается сжиганием чучела, как символа окончания зимы и наступления весны. А пепел люди развевали над полями – «на богатый урожай».
С Масленицей мы пока не прощаемся, так же, как и с частями речи.
Идет широкая Масленица.
Знаю я теперь отныне-
Есть одно такое имя-
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя.
Существительным ура!
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Села, города, планеты-
Это тоже все ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные,
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!!!Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
Она и с существительным живет на редкость дружно:
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Она его не бросит на суше и в воде:
Стоит с ним в одном роде, числе и падеже.
(Имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)Я страшное дело, какой деловой:
В любые дела УХОЖУ с головой.
Задачи РЕШАЮ, на скрипке ИГРАЮ,
Сынишку соседки в коляске КАТАЮ.
Я пряжу МОТАЮ, и хлеб ПОКУПАЮ,
На стадионе голы ЗАЮИВАЮ.
Укроп ПОЛИВАЮ, кусты ПОДСТРИГАЮ
И чисто-пречисто весь двор ПОДМЕТАЮ.
Дорожки в саду я песком ПОСЫПАЮ,
А после работы в тени ОТДЫХАЮ. (Глагол)
Ребята, посмотрим, справились ли мы с задачей урока?
9. Рефлексия
(Слайд 15. Смайлик)
Возьмите смайлики.
С помощью них отразите свое настроение о прошедшем уроке.
Приклейте смайлик в тетрадь.
(Слайд 16. Спасибо за внимание!)
Молодцы! Спасибо за внимание!