Цель урока: обобщить полученные по теме знания, расширить кругозор учащихся, поддерживать интерес к предмету, развивать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Образовательные и развивающие задачи:
- расширить и углубить знания об элементе и простом веществе кислороде, его соединениях и их значении;
- ознакомить с достижениями науки;
- развивать познавательную активность, творческие способности;
- развивать умение логически мыслить, находить связь с предыдущими темами и другими науками;
- развивать самостоятельность мышления;
- развивать речь, память.
Воспитательные задачи:
- развивать аккуратность,
- развитие научного мировоззрения, эстетического восприятия жизни; воспитывать человека, который будет бережно относиться к окружающей среде,
- развивать умения находить связь химии с жизнью.
Основные принципы:
- научность; доступность;
- учёт психофизических особенностей школьников;
- оптимальность материала;
- связь с жизнью;
- наличие теоретических и занимательных элементов.
Формы работы:
- групповая;
- индивидуальная;
- фронтальная.
Методы:
- словесные: беседа, монолог, диалог;
- наглядные: рисунок на доске, плакат;
- проблемно-поисковые: работа с дополнительной литературой, книгой, привлечение знаний из других наук.
Логика построения урока:
Мотивация → актуализация опорных знаний → восприятие, осмысление → проверка усвоения →закрепление→ анализ.
Чтобы ответить на вопрос: «Какова тема нашего урока?» - вам необходимо расшифровать запись на доске.
К I S Li Os Rb Os Dy – Os S Na Os H Al Fe I Au Na I. Os K S I Dy. He Os Rb Eu Ne I Eu.
Учитель. Какова же тема нашего урока-обобщения?
Ученик. Кислород - основа жизни. Оксид. Горение.
Учитель. В каких процессах на Земле участвует кислород, какова его роль в жизни животных, растений и человека? Прежде, чем ответить на эти вопросы, давайте прочитаем стихотворение, записанное на доске, вставим пропущенные буквы и слова.
Д…стоин тот га… удивленья -
Его пр…меняют сейчас
Для ре…ки мета…ов, в стал..варенье
И в доме…ых мощных п…чах.
Берёт его лётчик в высотные дали,
П…дводник с собою берёт.
Вы, верно, уже уг…дали,
Что этот га…-….
Есть ли в этом описании применения кислорода, какие либо неточности?
Ученик. Да, есть неточности. Дышать чистым кислородом нельзя, поэтому лётчик и подводник возьмут с собой не кислород, а смесь газов.
К доске вызываются слабые учащиеся.
Учитель. 1. На каком свойстве кислорода основано его применение?
Ученик. На свойстве кислорода поддерживать горение и дыхание.
Учитель. 2. В каких процессах на Земле участвует кислород?
Ученик. В процессах разрушения: горение, окисление, гниение, коррозия;
В процессах созидания: дыхание.
Учитель. 3. Дайте характеристику кислорода по положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
Ученик.
А) знак элемента О («о»);
Б) порядковый номер Z=8;
В) относительная атомная масса Ar=16;
Г) в природе образует два простых вещества: О2 - дикислород, О3 - трикислород (озон). Такое явление, когда один элемент образует несколько простых соединений, называется аллотропией.
Д) элемент кислород входит в состав многих сложных веществ: оксидов, кислот, оснований.
Учащимся раздаются карточки (химические свойства кислорода, кроссворды по свойствам кислорода, по химическим понятиям, с задачами).
Следующий этап урока игра «Знайки».
Учитель. От каждого ряда приглашаю сюда по одному Знайке. Каждый ряд болеет за своего капитана и может ответить за него. Если он не даст полного ответа на вопрос. Когда фишка попадает на Букву «О», то наши учёные зачитывают открытие, которое им Удалось найти к этой теме в периодической печати.
На доске записано предложение:
Капитаны отвечают по очереди на вопросы, 1 «шаг»-одна буква, количество «шагов» называет учитель после каждого ответа. Право ходить первым разыгрывается.
Учитель. Кто больше назовёт веществ, которые загрязняют атмосферу, тот будет вступать в игру первым. (Ответы капитаны пишут на листочках).
Вопросы к игре «Знайки».
- Какие газы входят в состав воздуха? Укажите их содержание в процентах.
- Какой учёный изучил состав воздуха?
- Опишите опыт получения кислорода в лаборатории.
- Какие инертные газы входят в состав воздуха и как их применяют?
- Почему содержание кислорода в воздухе (в норме) практически постоянно, хотя все живые существа его поглощают?
- Почему содержание углекислого газа в воздухе стало постоянно возрастать?
- Чем отличается состав воздуха над лесом и над большим городом?
- Вещества какого класса образуются при горении простых веществ?
- Какие факторы влияют на процесс горения?
- Каковы способы тушения загоревшейся на человеке одежды?
- Что используют для тушения бензина?
- Как можно потушить нефть на поверхности воды?
- Какие виды топлива вы знаете?
- Какое топливо более экологически чистое, почему вы так считаете?
- Предложите свой способ очистки воздуха от вредных газов.
Учитель подводит итог. В качестве закрепления материала проводится самостоятельная работа.
Учитель. А теперь вы станете работниками секретной лаборатории.
На Землю из космоса сброшен контейнер с запаянными в капсулы неизвестными веществами. На капсулах имеются следующие записи: 82; 6.82 ; 128; 72.
Что по-вашему могут означать эти записи?
Какие вещества могут содержаться в этих капсулах?
Где эти вещества могут находиться у нас на планете? (Ответ: кислород; углекислый газ; вода; азот)
Дайте характеристику веществам по плану (план есть на каждой парте):
- Химическая формула, название.
- Относительная молекулярная масса.
- Относительная молярная масса.
- Валентность элементов в сложном веществе.
- Физические свойства вещества.
- Массовые доли элементов в сложном веществе.
Подведение итогов, выставление оценок, оформление опорного конспекта по теме (приложение).
Домашнее задание: в течение следующей недели подготовить материал о воде, её составе, свойствах, видах, экологии воды.