«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце
преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка.»
В.Г.Белинский
Актуальность темы
Речевое развитие является одной из важнейших задач дошкольного образования. Оно заключается в формировании устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Поэтому большая роль на всех возрастных этапах должна отводиться ознакомлению с художественной литературой, в том числе с поэтическим жанром.
Особенности стихотворного жанра
Поэтическая речь ритмически четко организована. Ребенок с самого раннего возраста способен хорошо чувствовать ритм речи.
Ритм - равномерная повторяемость определенных элементов во времени или в пространстве. Ритму принадлежит огромная роль в жизни природы и человека. Ритмичны смена времен года, дня и ночи, ритмичны у человека дыхание, биение сердца, движения.
Ритм в стихотворении - это равномерная повторяемость определенных речевых единиц во времени. Прежде всего, повторяются строки. Ритмический строй стиха оказывает эмоциональное воздействие на читателя, создавая определенное настроение.
Стихи обладают особой интонацией. Ребенок с младенчества способен определять интонацию.
Стихотворное слово по своей интонации близко слову поющемуся. Не случайно сами поэты называют себя певцами, а стихи песнями. Стих читается в соответствии с ритмом, в определенной музыкальной тональности.
В детской поэзии присутствуют четкие и звонкие, легко угадываемые рифмы, которые прекрасно запоминаются. Это способствует заучиванию стихов наизусть.
Стихи учат ребенка прислушиваться к звучанию слов, дают знания малышу, что существуют слова с похожим звучанием, но разным содержанием и, наоборот, - различные слова могут обозначать одно, и тоже.
Поэзия богата яркими образами, красочна, зрелищна и фонетически очень насыщена. Большое число аллитераций обогащают ее. Ребенок чувствует эту особенность, и тянется интуитивно именно к таким произведениям. Если ребенку грустно, если он плачет от боли или обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы. Если ребенок капризничает, балуется, дерется – рифмованные строчки остановят забияку, пристыдят обидчика и драчуна.
Нетрудно заметить, что большинство первых детских книжек - стихотворные. Да и малыши отдают предпочтение стихам. И это неудивительно: ритм, рифма, напевность, яркие, лаконичные образы, выразительные аллитерации помогают малышу концентрировать внимание, лучше представить себе, о чем говорится в стишке.
Постепенно поэтические образы будут открывать и объяснять ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогатят словарный запас ребенка, научат его использовать образные определения и метафоры, помогут освоить грамматику родного языка, овладеть связной речью.
Стихотворный жанр для развития речи детей. Детский фольклор
Детский фольклор создается как в жанрах взрослого фольклора (припевки, приговорки, прибаутки и др.), так и в жанрах, разработанных самими детьми (жеребьевки, считалки, дразнилки и др.).
Особое место в нем занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия», связанная с воспитанием маленьких детей, с заботой и уходом за ними. В центре всей «материнской поэзии» - дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. В самые первые впечатления ребенка народная педагогика закладывает ощущение ценности собственной личности. Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие.
К «поэзии пестования» относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.
Пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с определенными физическими действиями.
Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. Это забавы с ярко выраженным игровым действием. Они помогают ребенку быстрее овладеть речью, познать богатства русского языка, готовят к восприятию юмора, учат радостно постигать окружающий мир.
Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах. Они всегда динамичны, наполнены энергичными поступками персонажей.
Стихотворный жанр для развития речи детей. Заучивание стихов
Заучивание стихов - это прекрасная тренировка для мозга. Ученые давно доказали, что ребенок знающий много стихов в раннем детстве и в дальнейшей жизни демонстрирует лучшие чем сверстники показатели интеллектуального развития.
Интересно то, что любой, даже самый простой детский стишок включает в себя слова, которыми мы редко пользуемся в повседневной жизни: это метафоры, яркие эпитеты, сравнения и образы. И построение стихотворения отличается от речевой конструкции нашей обычной речи. Ребенок, повторяющий эти обороты при заучивании стихотворения, запоминает их, обогащая собственную речь и словарный запас.
В дошкольном возрасте при заучивании стихов необходимо использовать наглядно-иллюстративный материал. Можно применять мнемотехнику. Этот метод помогает вспоминать сюжет и не путать в нём порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.
Заучивание и произношение скороговорок, является едва ли не самым интересным занятием для ребенка. Скороговорки с большим успехом используют для развития разных сторон звучащей речи: для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшают подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти), закрепления правильного произношения звуков, выработки отчетливой и ясной речи (дикции) и для активизации словаря детей.
Стихотворный жанр для развития речи детей. Логоритмические физ. минутки
Логоритмика – это форма активной терапии, в которой формирование звукопроизношения идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и движением.
Под влиянием логоритмических упражнений у детей происходят изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Они способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.
Стихотворный жанр для развития речи детей. Составление рифмованных текстов
Исследователями детской речи, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве).
Последовательность игр и упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов:
- «Складные картинки» (обучение подбору картинок с изображением предметов, названия которых рифмуются).
- «Придумай рифмованное слово», «Доскажи словечко», «Склад–несклад» (обучение детей самостоятельно подбирать рифмованные слова).
- «Чистоговорки» (обучение детей подбирать рифму к звукосочетанию)
- «Придумай рифмованные строчки» (обучение детей составлению рифмованных строчек по заданному словосочетанию).
- «Составление лимерика» (ознакомление детей с моделью составления лимерика и упражнение в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы).
Список использованной литературы
- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.