О роли применения логико-смысловой модели на уроках химии

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Понятие «логико-смысловая модель» было введено В.Э.Штейнбергом для представления знаний в виде многомерной модели, состоящей из двух компонентов: содержательного (смысловые элементы) и логического (порядок расположения смысловых элементов). Разработанные В.Э.Штейнбергом логико-смысловые модели представляют социальный опыт как содержание образования, четко выраженной «самовнедряемостью», основанной на универсальности и природосообразности. Использование логико-смысловых моделей (ЛСМ) может значительно повысить эффективность обучения, позволит учесть тип познавательной деятельности учащихся (право- и левополушарные). Как отмечает В.Э.Штейнберг, особенно эффективно использование ЛСМ для учащихся с правополушарным типом познавательной деятельности, которые склонны рассматривать частности, слагающие целое, осуществить поиск общей картины и смысла явления и для которых основной метод познания – дедуктивный (от общего к частному).

На мой взгляд, построение ЛСМ способствует формированию целостного восприятия любой информации. Как показывает практика, применение на уроках химии ЛСМ содействует реализации личностно-деятельностного подхода в обучении. На проектных уроках учащимися успешно разрабатываются способы познания важнейших химических понятий по осям. ЛСМ удобно использовать для диагностической работы с целью определения уровня усвоения сложного материала, ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, развития их самооценки. Работая по ЛСМ, обучающийся может проверить и оценить себя, посоветоваться с соседом по парте, если нужно, поспорить, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Мной выявлено, что систематическое применение на уроках химии логико-смысловых схем приводит к тому, обучающиеся приобретают умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию. При использовании этого средства учебный процесс с формального переходит в содержательный, целенаправленный и управляемый. Такая модель содержит моменты общения и сотрудничества (учителя между собой, учителя и учащиеся, учащиеся между собой) как необходимое условие появления педагогических новшеств в учебном процессе. Благодаря внешней представленности, обобщенной схематической конструкцией, каркасно-узловым свойством внутренняя мыслительная активность школьника целенаправленно развертывается, выстраивается в нужном объеме и содержание, с должными показателями обобщенности детализации. Проговаривая каждый узел в координате, ученик постепенно приобретает навыки выступления перед аудиторией (без комплексов, без барьера) и тем самым достигается ситуация успеха. Логико-смысловые модели мной часто применяются с целью организации коллективного диалога. Например, в 9 классе при повторении основных понятий химии в начале учебного года на уроке вместе с учащимися конструируются ЛСМ «Вещество». Таким образом, создаются условия для общения, сформулировать свои точки зрения, реализуется желания и умения говорить.

Ниже приведены логико-смысловая модели «Вещество» и «Непредельные углеводороды», составленные совместно с обучающимися 9 и 10 классов на уроке повторения.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что выстраивание логико-смысловых моделей на учебных занятиях позволяет повысить эффективность учебной деятельности и перейти от фиксации знаний путем запоминания к усвоению их на основе переработки. К положительным моментам работы по ЛСМ можно отнести следующее:

- создаются благоприятные условия для активного, личностного включения в учебный процесс;

- достигается экономия учебного времени, что бесспорно облегчает учителю подготовку к уроку, усиливает наглядность изучаемого материала;

- алгоритмизируют учебно-познавательную деятельность, делает оперативной обратную связь;

- позволяет определить уровень усвоения нового материала обучающимися и быстро выявить пробелы в знаниях.