Класс: 4.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Краткое описание: изучение и первичное закрепление нового материала.
Цели урока:
- актуализировать знания об именительном и винительном падежах;
- познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах.
Методы и формы обучения: наблюдение, создание проблемных ситуаций, коллективная, индивидуальная, фронтальная работа, метод контроля и самоконтроля.
Формируемые УУД:
- Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
- Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
- Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование:
- мультимедийная установка; ноутбук, презентация к уроку;
- Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы 1 часть/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2015 г.;
- электронное приложение к учебнику Русский язык 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Издательство «Просвещение». 2014г.
- карточки с заданиями для исследовательской работы, для актуализации знаний, дифференцированной работы.
Место проведения: кабинет начальных классов.
Ход урока
1 этап. Организационный момент (фронтальная форма работы)
Цель: понимать учебную задачу; оценивать качество подготовки к уроку; организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; формировать положительное отношение к уроку.
- Ребята, сейчас у нас с вами урок русского языка. Посмотрите на парту и проверьте готовность к уроку. Пусть хорошее настроение сегодня поможет всем нам совершить интересные открытия. Я желаю вам удачи, потому что с маленькой удачи начинается большой успех.
- Предлагаю вам подумать над таким вопросом: «Какие учебные умения нам с вами пригодятся на уроке?» ( Внимание, старание, трудолюбие, умение работать в паре, группе…)
2 этап. Мотивация к учебной деятельности (групповая)
Цель: вызвать интерес к учебному материалу через различные мыслительные операции; формировать умение выражать собственное мнение.
- Я предлагаю включить свой ум и разгадать кроссворд. У вас на партах находится лист с кроссвордом. Работать будете в группе. Прочитайте задания и впишите нужные слова. Чья группа справится с заданием быстрее, поднимает руки. (Проверка) Внимательно посмотрите на экран. (по мере называния учитель выводит правильные ответы на экран.
1. Вид какой-либо местности. (Пейзаж)
2. Антоним слову сегодня. (Завтра)
3. Синоним слову бросать. (Кидать)
4. Однокоренное слово к слову адресат. (Адрес)
5. Слово французского происхождения, означающее открытие выставки. (Вернисаж)
Если возникли трудности, сомнения, обратитесь к словарю. Оценка на полях.
- Что особенного вы заметили в словах - отгадках? (Словарные слова)
- Какое новое слово у вас получилось? (Падеж)
3 этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (индивидуальная, коллективная)
Цель: активное включение обучающихся в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Запишите данные слова в тетрадь. Подчеркните орфограммы. (Взаимопроверка)
- Какие орфограммы встретились в слове ПАДЕЖ? (Безударная гласная в корне слова, парная согласная по глухости - звонкости на конце слова.)
- Как проверить согласный на конце слова? (Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: зуб - зу[бы] или сонорный гриб - гри[бн]ик.)
- Запишите проверочные слова. (Падежи. Падежный)
- Чем отличаются проверочные слова падежи и падежный? (Форма слова, однокоренное слово)
- Что такое падеж? (Падеж – это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа – это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.)
- Что вы знаете о падежах?
- Придумайте и запишите: 1 вариант предложение с однородными членами со словом ПАДЕЖ. 2 вариант - с этим же словом, но сложное предложение. (Проверяем. Оцените работу)
- Далее вам нужно поработать в парах.
- 1-ряд. Выполняет фонемный (звуко-буквенный разбор) слова падеж.
- 2-ряд. Просклонять слово падеж.
- 3-ряд. Морфологический разбор. (Проверка.). Оцените работу.
4 этап. Формулирование проблемы. Определение темы и целей урока (фронтальная)
Цель: создать проблемную ситуацию, включить в нее обучающихся, сформулировать тему и цель урока.
- Послушайте сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Король с Королевой. И было у них шесть детей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Больше всех веселились И.п., В.п. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что никто их не мог различить.
- Помогите придворным и определите падеж слов ЛИСИЦА и СЫР в предложениях. (Работа с электронным приложением)
Лисица видит сыр.
Лисицу сыр пленил.
- На какой вопрос отвечает слово лисица (сыр) в первом предложении? Определите его падеж. (кто? И.п, что? В. п.)
- На какой вопрос отвечает слово лисицу (сыр) во втором предложении? Определите его падеж. (что? И.п., кого? В.п.)
- Что вызвало затруднение? (У имен существительных в И.п. и В.п. совпадают вопросы.)
- Сформулируйте тему и задачу урока. (Именительный и винительный падеж имен существительных. Научиться распознавать имена существительные в И. п. и В.п.)
5 этап. Открытие нового знания. (коллективная)
Цель: открытие нового знания, знакомство с новыми теоретическими сведениями.
– Что мы уже знаем по данной теме? (Два ученика заранее подготовили стихи.)
Я – Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них готов прожить.
– Предлагаю вам поработать самостоятельно в группе и найти ответ на главный вопрос нашего урока: как отличить именительный падеж имен существительных от винительного падежа. Обсудите это в группе и составьте алгоритм.
- С чего начнем наше исследование? (Разберем предложения по членам. Предложения см. выше)
- Какой вывод вы сделали? (В первом предложении слово лисица (сыр) – главный член предложения, а во втором – второстепенный)
- В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения? (В именительном падеже)
- В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения? (В винительном падеже)
- Как еще может быть связано существительное с главным словом в предложении? (С помощью предлога)
- Вспомните и назовите еще предлоги винительного падежа. (В, за, под, про, через)
- Имеет ли предлоги существительное в именительном падеже? (Нет)
(На доске появляется запись. Дети записывают в тетрадь.)
Именительный падеж |
Винительный падеж |
Кто? Что? |
Кого? Что? |
Без предлога |
Без предлога, с предлогом |
Главный член предложения |
Второстепенный член предложения |
- Что получилось? (Алгоритм)
Алгоритм как отличить именительный падеж от винительного.
- Найди в предложении имя существительное (оно обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)
- Определи, каким членом предложения является имя существительное (главным или второстепенным). Если это подлежащее, то существительное стоит в именительном падеже; если это второстепенный член предложения, то существительное стоит в винительном падеже. Вопрос к существительному в винительном падеже задают от глагола (как бы совершают над ним действие.)
- В именительном падеже имена существительные всегда употребляется без предлога, а в винительном - и без предлога, и с предлогами в, на, за, под, про, через.
Физминутка (коллективная)
Цель: сменить вид деятельности обучающихся во время урока.
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
Кто? – руки вверх, что? – вперед, другие части речи – присесть.
Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, ученица, прыгать, книга.
6 этап. Первичное закрепление нового материала (фронтальная)
Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, учить находить нужную информацию и пользоваться ею для решения новой задачи.
- Давайте сравним наше исследование с выводом в таблице на стр.105 учебника. (Работа с учебником по теме урока.)
- В каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах одинаковые? (У неодушевленных имен существительных 2-го склонения и у имен существительных 3-го склонения.)
- В каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах разные? (У имен существительных 1-го склонения и у одушевленных имен существительных.)
(Фронтальная работа с объяснением)
Упр.186, стр.105 (устный разбор предложений по членам, определение падежа существительных.)
7 этап. Включение нового знания в систему знаний использование сформированных умений и навыков (индивидуальная, групповая)
Цель: учить обучающихся использовать новое содержание совместно с ранее изученными при выполнении упражнений, самоорганизации при решении новой задачи.
- Ребята, предлагаю вам посмотреть задания учебника. Как вы думаете, какие упражнения нам помогут лучше научиться распознавать именительный и винительный падежи.
Упр.186, стр.106 (Работа в паре)
- Сделайте вывод: какие существительные в именительном и винительном падежах имеют разные окончания? (Имена существительные 1-го склонения и одушевленные имена существительные 2-го склонения.)
Выполните одно на выбор.
- Упр.188, стр.106. (Уровень повышенной сложности)
- Упр.189, стр.106 – 107 (Программный уровень)
Самостоятельное выполнение. Проверка. Самооценка.
- Расскажите, как отличить именительный падеж от винительного?
- Зачем выполняли эти упражнения?
- Что вам помогало распознавать падежи?
- Итогом нашей работы будет тест, он покажет, как вы научились различать именительный падеж от винительного. Выберите на карточках правильный ответ и подчеркните его.
Тест
I. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?
Н. Кто? Что? О. Кем? Чем?
П. Кого? Что? Р. Кого? Чего?
II. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?
А В, на, через; Я. Без предлогов;
В. К, по; Г. У, из, до, около.
III. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?
А. Подлежащим.
Б. Сказуемым.
Т. Второстепенным членом.
IV. В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении.
Уронило солнце лучик золотой.
А. И.п. Б. Р.п.
В. Т.п. Ь. В.п.
- Поставьте оценку на полях. Если вы на все вопросы ответили верно, у вас получилось слово: «пять».)
8 этап. Рефлексия (индивидуальная, групповая)
Цель: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами, анализировать свои суждения, свою деятельность;
- Вспомните, какая цель была поставлена на уроке?
- Как высчитаете, она достигнута? Покажите это на шкале знаний.
- Что нового вы узнали на уроке? (Как различать имена существительные в именительном и винительном падежах?)
- У каких существительных окончания в винительном и именительном падежах одинаковы, а у каких различны?
- Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали?
- Какое настроение у вас сейчас? Покажите свое настроение от работы на уроке в тетради на полях.
9 этап. Домашнее задание (индивидуальная форма работы)
Цель: учить детей применять полученные знания при выполнении домашнего задания; осуществлять самооценку; понимать значение и смысл обучения.
- Упр.190, стр.107.
- Предлагаю задание на выбор. Составить с любым из слов 2 предложения так, чтобы в одном предложении существительное стояло в И.п., в другом – в В.п. (Солнце, море, ветер)
10 этап. Подведение итогов
Поставьте оценку себе за урок, сравните, пожалуйста, желаемую с реальной. (Учитель выставляет оценки за урок, комментируя их.)
- Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Я благодарю вас за сотрудничество.