Игровые приемы работы на этапе автоматизации звуков у детей с ОВЗ

Разделы: Логопедия


В настоящее время практически у каждого ребенка с ОВЗ, поступающего в школу, наблюдаются нарушения звукопроизношения.

Нарушения произношения характеризуются:

  • стойкостью симптоматики;
  • большим количеством дефектных звуков (полиморфные нарушения);
  • с большим трудом устраняются.

Вызываются комплексом патологических факторов (несформированность познавательных процессов; позднее развитие фонематического восприятия; общее моторное недоразвитие, особенно недоразвитие речевой моторики).

Коррекция звукопроизношения состоит из трех этапов: подготовительного, постановки звука, автоматизации и дифференциации. Зачастую этап автоматизации и дифференциации является самым длительным и сложным.

Работа по воспитанию правильного звукопроизношения значительно осложняется характерной для детей с интеллектуальными нарушениями трудностью закрепления новых условных связей. Инертность нервных процессов, плохая переключаемость возбуждения и торможения проявляются в упорном, стереотипном воспроизведении наиболее упроченных старых связей, в трудностях переключения на новые. Вследствие этого неправильное произношение звука сохраняется даже в том случае, когда изолированное произношение звука удается ребенку сравнительно легко.

При тяжелых речевых нарушениях ребенку долго не удается произносить поставленный звук в слогах и словах. Многократное повторение одного и того же речевого материала его утомляет, вызывает негативизм. Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приемы и формы работы удерживая внимание детей. Игра – один из приёмов работы, который использую на логопедических занятиях.

Преимущество игры и игровых приемов состоят в том, что они позволяют, более активно воздействовать на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями. Имеющиеся в арсенале игровые упражнения помогают разнообразить работу, сделать задания интересными, развивающими и познавательными.

1. Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение помогает:

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Основные движения отрабатываются в игровой форме. Использую презентации, стихотворные тексты, карточки символы, игры «бродилки». Применяю метод биоэнергопластики – это содружественное взаимодействие руки и языка, что помогает в исправлении звуков и воспринимается как игра.

2. В процессе устранения дефектов звукопроизношения придается большое значение развитию четких представлений о звуковом составе слова, умению выделить звуки из слова, определить место этих звуков, уточнению смыслоразличительной функции фонемы.

В играх для формирования фонематических процессов использую различный вспомогательные материалы: мячи, флажки, ложки, фонарики, сигнальные карточки.

Например, игра: «Поймай звук» Ребенку предлагается поймать звук ложками, ладошками, посветить фонариком…

Игры с мячом

  • «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
  • «Разноцветные мячи» (красный мяч - гласный звук, синий мяч - согласный звук).
  • «Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй»
  • «Поменяй звук» (в начале, конце, середине слова.)
    Например: нога – рога, козы – розы, укол – укор, удав – удар.

«Фонематические разминки»

  • Игра «Исправь ошибку». Логопед воспроизводит дефект речи ребенка. (Ребенок находит ошибку и произносит слово правильно). Например, «Роза, лобот, ручка, рак» - Что я говорю не так?).
  • Игра «Град-клад». Плывут по небу тучи. Одни роняют на землю КЛАД – подставляй ладошки! А другие ГРАД – поскорее прячься под зонтик (соединить пальцы рук над головой).ГРАД, КЛАД, КЛАД, ГРАДусник, КЛАДовка, виноГРАД, наГРАДа, сКЛАД, доКЛАД, преГРАДа, заКЛАДка.

3. Автоматизация звука в изолированной позиции проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации (например, звук С – шум воды, звук Ш – «песенка» змеи, звук З – «песенка» комарика и пр.).

На этом этапе работы я практикую такие игры: «Звуковые дорожки», «Звуковые песенки», «Кто дольше?», «Кубик с цифрами» и т.д.

4. При автоматизации звука в слогах, когда нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей используются следующие игры:

  • «Пальчики здороваются»;
  • «Игра на рояле»;
  • «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»;
  • «Перейди через болото» (Прыжки по «кочкам-слогам» с прочитыванием слогов);
  • «Слог да слог — и будет слово — мы в игру сыграем снова» (например, добавить слог со к коротким словам (боль –соболь, кол -сокол, весть – совесть, ус-соус…));
  • «Слоговые таблицы», «Слоговые дорожки», «Слоговые линейки», «Слоговые бродилки»;
  • Чтение марсианских стихов. Дети не могут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может быть многокрактным. Удобно отрабатывать чтение слогов в разной позиции Дети не могут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может быть многокрактным.

5. Игры для автоматизации звуков в словах многофункциональны, вариативны. Способствуют не только развитию правильного звукопроизношения, но и развитию памяти, внимания, мышления, лексико-грамматических конструкций.

Они подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей.

  • «Языколомки». Раскладываются 12 картинок: «мышка», «мишка», «мишка», «мышка»…. Дети «пробегают» по дорожке туда и обратно быстро без ошибок произносят  названия картинок.
  • Можно по картинкам передвигать картинку с изображением мошки (Мошка на мишке, мошка на мышке….).
  • "Живые-неживые"» - Разложим по домикам картинки. В домик с сердечком, все картинки с нарисованными живыми предметами. В домик с зачёркнутым сердечком, все картинки с нарисованными неживыми предметами (называем правильно).
  • «Мой-моя-мои". Разложим по домикам картинки. Раскладываем картинки, правильно называем.
  • «Цветная клякса». - Положим картинки на кружочки. Клякса понарошку покрасит картинки. Назовём, что получилось. (зеленый забор…) 
  • «Подарки». Складываем подарки и называем, что кому дарим. (У Зои зайчик, а у Зины….).
  • «Два мешочка». Переложим картинки в большой мешочек. Назовём все предметы правильно. Переложили в маленький. Картинки будут становиться маленькими. (самолёт - самолётик).

На своих занятиях широко использую игровые приемы обучения. Глубоко убеждена, что именно они обеспечивают успех занятий, делают их увлекательными и желанными для детей, значительно ускоряют процесс автоматизации звуков, облегчая нелёгкий путь к овладению чистым и правильным произношением.

Список используемой литературы

  1. Р.И. Лалаева  Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1998.
  2. Воробьева Т.А. Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001. — 96 с, ил. 18ВЫ 5-89151-113-4.
  3. Светлова И.Е. Домашний логопед. – М.: Изд-во «Эксмо», 2009.