Урок истории "Сокровища Древнего Востока". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Единица содержания: способ систематизации знаний о достижениях государств Древнего Востока.

Цель

обучающий аспект:

  • знать основные факты и события истории государств Древнего Востока (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь выделять достижения народов Древнего Востока (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь аргументировать свой выбор при определении главных ценностей (познавательные универсальные учебные действия);

развивающий аспект:

  • развивать мышление при анализе (сравнении и выборе наиболее значимых, унаследованных другими народами) достижений народов Древнего Востока (познавательные универсальные учебные действия);
  • развивать устную речь при представлении результатов  общей работы (коммуникативные универсальные учебные действия);
  • развивать умение продуктивного сотрудничества при решении общей задачи (коммуникативные универсальные учебные действия).

воспитывающий аспект:

  • воспитывать уважение к ценностям Древнего Востока (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать стремление к изучению материальных и духовных достижений государств древнего мира как источнику современной культуры (личностные универсальные учебные действия);
  •  воспитывать культуру организации собственной деятельности на уроке (регулятивные универсальные учебные действия).

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
  • обобщения и систематизации,
  • итог на рефлексивной основе.

Конспект урока

1 этап «Подготовительный»

Здравствуйте, ребята, трудно поверить, что 2 месяца назад мы с вами только познакомились, а сегодня  уже  заканчиваем изучать большой раздел в истории Древнего мира «Древний Восток» и я предлагаю наш урок провести в форме игры, которую я назвала «Сокровища Древнего Востока».

- Как вы думаете, что это будет за игра? (будем искать сокровища)

- Где мы будем искать сокровища? А какие государства нам известны? (Индия, Китай, Египет, Ассирия, Вавилон, Сирия, Израильское царство, Мидия, Персия, Лидия)

Мы разделимся на 4 небольшие команды по государствам - Египет, Индия, Китай и Финикия, они будут собирать сундук с сокровищами, это будет наш клад. Если ваша команда правильно и полно выполнит свое задание, то вы получаете в подарок от меня 1 монету, а если вы еще сумеете найти общий язык и правильно распределить роли внутри своей команды, то получите еще 1 монету.

- А что мы можем назвать сокровищем, говоря об истории этих стран? (Интересное, полезное, известное всем, произведения искусства, вещи, материалы)

1. Выберите капитана команды, он будет представлять результаты работы всей команды.

2. Придумайте название, связанное с историей вашего государства, объясните, почему так назвались.

3. Перечислите не менее 5 сокровищ вашей древней страны, а 2 самых важных обведите красным цветом. Объясните, почему вы так решили.

4. Объясните, как распределялись роли внутри команды.

2 этап «Обобщения и систематизации»

Работают 5-10 минут. Прикрепляют к доске свои работы.

Представляют команды. Я выписываю на доске по 2 главных достижения от каждой команды.

Другие команды оценивают их работу и говорят, сколько монет мне им дать.

- Я платила вам монетами за ваши знания, а теперь предлагаю вам купить новые знания у меня за ваши монеты.

- У меня 8 очень дорогих букв, каждая стоит 1 монету, только весь класс может купить полное слово, когда их купите, прикрепите их на доску.

- Соберите из них слово - (ученики собирают из разрозненных букв ребус - слово ЦЕННОСТИ)

- Почему именно это слово  у вас сложилось?

(Ценности - это и есть наш клад).

- Посмотрите на то, что самое ценное выделили команды в своих государствах?

- Что же такое ценности?

- Ценности - это то, что и сейчас используется в наше время.

Почему я просила вас выбрать именно 2 ценности? На какие 2 группы их можно разбить? (материальные и духовные).

Зачем нам нужны ценности из далекого прошлого?

3 этап «Итоги урока на рефлексивной основе»

Скажите, а в каком древнем мифе один человек собирал тоже всего по две ценности, т.к. было мало места? (в мифе о потопе)

А с какой целью он это делал? (спасался от потопа, гибели, спасал человечество)

- Значит, достижения людей прошлого помогают современным людям, и в этом их ценность! Смотрите наш сундучок превратился в ковчег, а когда человек собирает самое ценное вместе? (Когда собирается в путь?)

Зачем нам нужны ценности Древнего Востока?

А куда мы отправимся из Древнего Востока? (наверное, на Запад)

Ну что же, кидая прощальный взгляд, подумайте и напишите на вашей бумажной монетке, чем же лично для вас является Дрений Восток?

Закончите фразу "Для меня самым ценным в Древнем Востоке является...."

Ребята складывают свои бумажки в сундучок.

Выставляю оценки

- А для меня самыми ценными были работы тех ребят, кто получил 5 баллов – за работу в команде – на востоке всегда ценилась командная работа.

4 этап «Домашнее задание»

Провести опрос среди 2 членов своей семьи:

1. Пол.

2. Возраст.

3. Какие ценности Древнего Востока являются вашими тоже?