Нарушение письма у младших школьников

Разделы: Начальная школа, Логопедия


В начальной школе многие родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфичная проблема – дисграфия (нарушение письма). Это одна из наиболее распространенных форм речевой патологии у учащихся младших классов.

Дисграфия имеет выраженную симптоматику. По ошибке ее можно принять за невнимательность ребенка и незнание им грамматических правил. Однако проблема кроется глубже. Без ее устранения овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Примеры ошибок характерные для детей при дисграфии

  1. Нарушение границ предложения.
  2. Слитное написание предлогов с другими словами.
  3. Слитное написание слов.
  4. Раздельное написание частей слова.
  5. Пропуск согласных (в середине слова, в конце слова).
  6. Пропуск гласных (в середине слова, в конце слова).
  7. Перестановка слогов.
  8. Пропуски слогов.
  9. Добавление слогов.
  10. Добавление гласных.
  11. Пропуски слов в предложении.

К сожалению, эта серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией (проблемой чтения).

Причины этих нарушений могут быть различны: от родовых травм, генетики, до педагогической запущенности. Ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, так как у него нарушена работа речевого, слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Тем самым, мы можем говорить о несформированности языкового анализа и синтеза.

При определенных усилиях, как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать.

Основные направления коррекционной работы

  1. Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
  2. Развитие навыков слогового анализа и синтеза
  3. Развитие языкового анализа и синтеза:
  4. Формирование самоконтроля за собственной письменной продукцией.

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза

При развитии фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза основные усилия направлены на умение определять последовательность звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).

Виды заданий:

  1. Показать карточку с буквой, если в слове есть данный звук.
  2. Соотнести картинку с заданным звуком.
  3. Вставить пропущенные буквы в словах.
  4. Подобрать слова, в которых данный звук стоял бы на 1,2,3 месте.
  5. Подобрать слова на каждый звук, преобразовать слово.
  6. Ребусы.
  7. Составить различные слова из букв одного слова.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза

При развитии навыков слогового анализа и синтеза работа всегда начинается со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество). Затем, опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивали основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных.

Виды заданий

1. Назвать все гласные в слове, выделить гласные звуки и соответствующие буквы.

2. Разложить картинки под определенным гласным.

3. Определить количество слогов в слове.

4. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинок.

5. Составить слово из слогов.

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

Работа в этом направлении сводится к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении.

Виды заданий

1. Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.

2. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.

3. Составление графических схем предложений, отыскивание в схеме определённого слова, чтение предложения по схеме.

4. Упражнения на составление распространённых предложений.

5. Упражнение в грамматически правильном построении предложений. Работа с деформированными предложениями (с опорой на наглядность/ без опоры на наглядность).

6. Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово).

7. Определение различий словосочетания и предложения. Предложение – это законченная смысловая единица.

8. Определение границ предложения. Работа с деформированным текстом.

9. Составление предложений, используя словосочетания.

10. Упражнения в чтении текста с интонационными обозначениями границ предложения (понижение голоса, паузы).

11. Списывание текста с подчёркиванием заглавных букв и точек.

Развитие у детей контроля за собственной письменной продукцией.

Работа в этом направлении осуществляется не изолированно, а проводится параллельно с развитием различных форм языкового анализа и синтеза.

Виды заданий

1. Изучение образца и его запоминание. Рисование пальцем на парте. Рассказ, что запомнили. Изображение или запись в тетради. Сравнение с образцом.

2. Проговаривание и одновременная запись лексического материала учеником.

3.Сравнение текста с ошибками, типичными для данного ребенка, с нормативным образцом текста; самостоятельное исправление ошибок в тексте; списывание с последующей самопроверкой.

Литература

  1. Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. – 2004. – №2 (9). – с. 47–48.
  2. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, – Спб.:Союз, 2009. – 156 с.
  3. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. – СПб.: Союз, 2001. – 79 с.
  4. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 96 с.