В начальной школе многие родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфичная проблема – дисграфия (нарушение письма). Это одна из наиболее распространенных форм речевой патологии у учащихся младших классов.
Дисграфия имеет выраженную симптоматику. По ошибке ее можно принять за невнимательность ребенка и незнание им грамматических правил. Однако проблема кроется глубже. Без ее устранения овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.
Примеры ошибок характерные для детей при дисграфии
- Нарушение границ предложения.
- Слитное написание предлогов с другими словами.
- Слитное написание слов.
- Раздельное написание частей слова.
- Пропуск согласных (в середине слова, в конце слова).
- Пропуск гласных (в середине слова, в конце слова).
- Перестановка слогов.
- Пропуски слогов.
- Добавление слогов.
- Добавление гласных.
- Пропуски слов в предложении.
К сожалению, эта серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией (проблемой чтения).
Причины этих нарушений могут быть различны: от родовых травм, генетики, до педагогической запущенности. Ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, так как у него нарушена работа речевого, слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Тем самым, мы можем говорить о несформированности языкового анализа и синтеза.
При определенных усилиях, как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать.
Основные направления коррекционной работы
- Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
- Развитие навыков слогового анализа и синтеза
- Развитие языкового анализа и синтеза:
- Формирование самоконтроля за собственной письменной продукцией.
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза
При развитии фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза основные усилия направлены на умение определять последовательность звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).
Виды заданий:
- Показать карточку с буквой, если в слове есть данный звук.
- Соотнести картинку с заданным звуком.
- Вставить пропущенные буквы в словах.
- Подобрать слова, в которых данный звук стоял бы на 1,2,3 месте.
- Подобрать слова на каждый звук, преобразовать слово.
- Ребусы.
- Составить различные слова из букв одного слова.
Развитие навыков слогового анализа и синтеза
При развитии навыков слогового анализа и синтеза работа всегда начинается со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество). Затем, опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивали основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных.
Виды заданий
1. Назвать все гласные в слове, выделить гласные звуки и соответствующие буквы.
2. Разложить картинки под определенным гласным.
3. Определить количество слогов в слове.
4. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинок.
5. Составить слово из слогов.
Развитие навыков языкового анализа и синтеза
Работа в этом направлении сводится к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении.
Виды заданий
1. Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.
2. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.
3. Составление графических схем предложений, отыскивание в схеме определённого слова, чтение предложения по схеме.
4. Упражнения на составление распространённых предложений.
5. Упражнение в грамматически правильном построении предложений. Работа с деформированными предложениями (с опорой на наглядность/ без опоры на наглядность).
6. Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово).
7. Определение различий словосочетания и предложения. Предложение – это законченная смысловая единица.
8. Определение границ предложения. Работа с деформированным текстом.
9. Составление предложений, используя словосочетания.
10. Упражнения в чтении текста с интонационными обозначениями границ предложения (понижение голоса, паузы).
11. Списывание текста с подчёркиванием заглавных букв и точек.
Развитие у детей контроля за собственной письменной продукцией.
Работа в этом направлении осуществляется не изолированно, а проводится параллельно с развитием различных форм языкового анализа и синтеза.
Виды заданий
1. Изучение образца и его запоминание. Рисование пальцем на парте. Рассказ, что запомнили. Изображение или запись в тетради. Сравнение с образцом.
2. Проговаривание и одновременная запись лексического материала учеником.
3.Сравнение текста с ошибками, типичными для данного ребенка, с нормативным образцом текста; самостоятельное исправление ошибок в тексте; списывание с последующей самопроверкой.
Литература
- Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. – 2004. – №2 (9). – с. 47–48.
- Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, – Спб.:Союз, 2009. – 156 с.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. – СПб.: Союз, 2001. – 79 с.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 96 с.