Конспект урока с презентацией И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (117 МБ)


Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение.

Тип: изучение нового материала.

Цели урока:

  • познакомить с творчеством И.С.Соколова-Микитова и его произведением «Листопадничек»;
  • развивать навыки выразительного чтения, учить озаглавливать смысловые части, давать характеристику главным героям, определять тему и главную мысль рассказа.

Задачи:

Планируемы результаты:

Предметные:
познакомятся с произведением И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек»,
научатся: раскрывать главную мысль рассказа, делать выводы на основании анализа поступков героя, формулировать учебную задачу урока, осуществлять самооценку работы на уроке.

Метапредметные:
Познавательные: находить и выделять в тексте
необходимые эпизоды, основную мысль и тему эпизода,осознавать сущность и значение литературных сказок, рассказов.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, планировать свое высказывание, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.
Коммуникативные: строить речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводить спланированное высказывание, передавая чувства героев и свое отношение к ним, опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и в оценивании событий, участвовать в работе группы.

Личностные:
проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, ценить любовь, заботу друг о друге, уважение, доброту, мужество, осознавать ценность семьи, родного очага.

Межпредметные связи: Русский язык, Темы: «Лексика», «Текст». Окружающий мир, Тема: «Осенние явления в неживой и живой природе».

Ресурсы урока: Учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация, раздаточный материал, макет для оценивания урока карточки для самооценивания на этапах урока.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Мотивация учебной деятельности

Приветственное слово учителя Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
Слайд 1
- Не на пользу книги читать, коль только вершки хватать.
- Как вы понимаете эту русскую пословицу?
- Какую роль в нашей жизни играют книги?

Отвечают на вопросы учителя, объясняют смысл пословицы.

Оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения,
нацеливание на успешную деятельность.

II.Актуализация опорных знаний

Слайд 2
- Отгадайте загадку:
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Это времена года).
-Как вы думаете, кто седой, кто молодой, кто плачет и кто скачет?
Слайд 3
Попробуйте догадаться в какой строчке записаны названия славянских осенних месяцев.
«травень», «студень», «серпень»
«хмурень», «грязник» , «грудень»
«сечень», «лютень», «цветень»
-Как вы понимаете эти слова?
-Какие же изменения происходят в живой природе осенью?  (листопад)
-Что происходят в жизни лесных животных осенью? Как они готовятся к зиме?

Отвечают на вопросы учителя, объясняют значение слов, вспоминают осенние изменения в живой природе осенью и в жизни лесных животных , их подготовке к зиме.

Седой-зима, молодой-весна, плачет-осень, скачет-лето.
(Хмурень - солнце светит не так ярко, чаше пасмурная погода, небо хмурится Это сентябрь. Грязень - осенние дожди, размытые дороги, грязно. Становится грязно из-за большого количества дождей Это октябрь. Грудень - смерзшиеся комья земли - груды на дорогах) Все эти изменения происходят в неживой природе.
В живой природе - листопад. Животные осенью Линяют, запасают корм, рождают детёнышей.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

III. Создание проблемной ситуации. Подготовка к восприятию произведения

 

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему урока.
Слайд 4
Игра «Кто здесь лишний? Узнай меня
Задание №1 Даны слова:, неуклюжий, слепой, колючий, злой, хитрый, величественный. Кто здесь лишний?
Медведь
Волк
Еж
Лис
лось
Заяц
В процессе игры определяют кто здесь лишний, предполагают каким он может быть.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

- Какое прилагательное можно подобрать к слову заяц?
Слайд 5
Нету эпитета к слову заяц.
Заяц - трусливый.
Задание №2 Игра «Найди лишнее слово».
Зайчонок, заяц, листопадничек, зайчишка, заинька, заюшка, зайка.
- Какое слово лишнее? Почему?
- Подумайте, что может обозначать это слово, с каким явлением оно связано?
А еще это слово является названием литературного произведения с которым мы сегодня познакомимся. Как вы думаете про кого может быть это произведение?
Лишнее слово - Листопадничек.

- Поможет ответить на этот вопрос фрагмент из мультфильма.
(Слайд 6, 7)
-Так кто же главный герой произведения?

Учащиеся приходят к определению названия произведения, смотрят фрагмент из мультфильма.
Листопадничек - это зайчонок, который родился осенью.

 

Учитель предлагает составить последовательный план урока, чем будут заниматься учащиеся в процессе занятия.
Слайд 8
- Назовите первый, второй, третий и т.д. пункты плана.

1. Определение главной мысли произведения.
2. Знакомство с биографией писателя.
3. Чтение произведения (по ролям, цепочкой, абзацу)
4. Словарная работа. Работа с толковым словарем.
5. Рефлексия. Итог урока
6. Беседа по прочитанному.
7. Первичное восприятие.

- Что мы не учли, при составлении плана, но это очень важно для нашего здоровья.(Проведение физминутки)
ФИЗМИНУТКА

Учащиеся устанавливают последовательный план работы над произведением.
1.Знакомство с биографией писателя.
2.Словарная работа. Работа с толковым словарем.
3.Чтение произведения (по ролям, цепочкой, абзацу)
4.Беседа по прочитанному..
5.Первичное восприятие.
6.Анализ литературного произведения.
7.Определение главной мысли произведения.
8.Рефлексия. Итог урока.

Воспроизводить спланированное высказывание, строить речевое высказывание по заранее составленному плану.

V. Целеполагание

Учитель предлагает сформулировать учебные задачи урока, используя опорные слова.
Мы познакомимся...
Мы будем учиться
Мы научимся
Учитель корректирует сформулированные учащимися задачи и цель, спрашивает
что не учли, при составлении плана, но это очень важно для здоровья?
Физминутка

Формулируют учебные задачи урока, выполняют физминутку.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

VI. Открытие новых знаний Учитель организует работу по плану, рассказывает об авторе, проводит словарную работу.
Слайд 9
Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. 
Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету 
Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины 
Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе. 
С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов
В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе «Из светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей жизни»
Учащиеся знакомятся с краткой биографией писателя Аргументировать свою точку зрения. Строить понятные для собеседника высказывания. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

 

- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов и выражений.

долговязый -
плотина -

запрудили -
настлано -
хатка -

робеть-
ходко работают -

-Вылетел как пуля - это как?
-Что значит волей - неволей?

Учащиеся рассуждают, объясняют лексическое значение слов.
высокий, худой и нескладный;
перегородка на реке для поднятия уровня воды;
перегородили реку плотиной;
настелено;
название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине;
пугаться, стесняться, бояться;
работают быстро;
Стремительно быстро.
Пришлось, надо.

 

VI.Знакомство и работа над содержанием произведения

Учитель организует чтение учащихся по ролям, спрашивает как бы они озаглавили каждую часть.
Чтение по ролям и частям.
Первая часть до слов «Прощайте, прощайте, бедные Листопаднички страны...»
- О чем же эта часть?
Вторая часть до слов «А я один побегу за журавлями в теплые страны» 
- О чем эта часть произведения?
3 часть до слов «Ходко работают бобры. Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!" - подумал Листопадничек-зайчонок». 
- Как можно озаглавить эту часть?
Чтение 4 части до слов «Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят»
- Как можно озаглавить эту часть?
Чтение 5 части до слов «Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, - не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому».
- О чем рассказывает писатель в этой части? Каких страхов натерпелся Листопадничек?
- Как ее можно озаглавить?
- Прочитайте последнюю часть произведения.
- Как бы вы озаглавили эту часть?

Выразительно читают произведение по ролям, придумывают заголовки каждой части, высказываются по поводу прочитанного, рассуждают.

1. Мечта Листопадничка.

2. Подготовка животных к зиме.

3. Встреча с бобрами.

4. Пришлось остаться на зиму

5. За долгую зиму страху натерпелся.

6. Наконец-то дома!

Выразительно читать. Аргументировать свою точку зрения. Строить понятные для собеседника высказывания. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

VII. Первичное восприятие

 

Учитель проводит беседу о прочитанном
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Назовите основных героев произведения. - Какая мечта была у маленького зайчика?
- Почему она появилась?
- Кого встретил зайчонок во время путешествия?
- Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?
- Каких страхов натерпелся Листопадничек?
- Расскажите, как зайчонок попал на болото, что стали с тех пор говорить про него.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение, подтверждают, используя информацию текста. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

 

Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания.
- К какому литературному жанру относится это произведение? Докажите это.
- Какая сказка по характеру?
-Какие чувства вы испытывали, читая сказку?
- Почему у вас были такие разные чувства?
- Какова же тема данного произведения?

 Определяют жанр. тему данного произведения, делятся своими чувствами.
Сказка о животных. Животные разговаривают, события нереальные.

Грустная, добрая, веселая

Тема одиночества всех, кто оказался вдали от своего дома, близких, тема Родины

VIII. Анализ художественного произведения

Организует работу в группах. Для этого учитель раздает конверты с заданием, с инструкцией и планом отчета по выполнению заданий (см. приложение 1, приложение 2), а также в конверте имеется лист по самооцениванию своей работы на каждом этапе урока. Самооценивание проходит в конце урока на этапе рефлексии и подведения итога..
Учитель выслушивает защиту групп, корректирует речь учащихся.

Работают в группах по плану. производят отчет руководствуясь инструкцией, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре

IХ.Рефлексия.
Итог урока

 

Учитель подводит итоги по теме урока, проговаривает критерии самооценки учащихся на каждом этапе, предлагает не только оценить свою деятельность на уроке, но и сам урок/
- Итак, мы выслушали выступления всех групп.
- Давайте, обобщим наши знания.
Учащиеся проводят обобщение по теме, размышляют, анализируют.
Определяют главную мысль рассказа. Проводят самооценку, рефлексию урока.
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

- Назовите основных героев произведения.
- В народе говорят: «Не быть бы счастью, да несчастье помогло».
- Как вы соотнесете смысл этой пословицы с содержанием сказки?
Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли
Если бы плотину не прорвало, зайчонок не решился бы покинуть домик бобров.

- Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?
-Сейчас я раздам вам конвертики. Задание каждого ученика группы оценить свою работу на всех этапах урока. Система оценивания расположена на конверте. Ваша задача нарисовать в окошко соответствующий смайлик.
- А теперь выберите листик, который определил бы выше эмоциональное состояние от урока, т.е. какое чувство вызвал у вас урок и прикрепите его на нашу яблоньку. (Макет яблоньки)
Желтый – радость
Красный – восхищение
Зеленый – безразличие

Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.
Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.

Х. Выборочное домашнее задание

Д/з: подготовить пересказ сказки, нарисовать иллюстрацию, составить синквейн к слову родина.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи.