Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение.
Тип: изучение нового материала.
Цели урока:
- познакомить с творчеством И.С.Соколова-Микитова и его произведением «Листопадничек»;
- развивать навыки выразительного чтения, учить озаглавливать смысловые части, давать характеристику главным героям, определять тему и главную мысль рассказа.
Задачи: |
|||
Планируемы результаты: |
|||
Предметные: |
Метапредметные: |
Личностные: |
|
Межпредметные связи: Русский язык, Темы: «Лексика», «Текст». Окружающий мир, Тема: «Осенние явления в неживой и живой природе». |
|||
Ресурсы урока: Учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация, раздаточный материал, макет для оценивания урока карточки для самооценивания на этапах урока. |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося |
Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Мотивация учебной деятельности |
Приветственное слово учителя Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку. |
Отвечают на вопросы учителя, объясняют смысл пословицы. |
Оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения, |
II.Актуализация опорных знаний |
Слайд 2 |
Отвечают на вопросы учителя, объясняют значение слов, вспоминают осенние изменения в живой природе осенью и в жизни лесных животных , их подготовке к зиме. Седой-зима, молодой-весна, плачет-осень, скачет-лето. |
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
III. Создание проблемной ситуации. Подготовка к восприятию произведения
|
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему урока. Слайд 4 Игра «Кто здесь лишний? Узнай меня Задание №1 Даны слова:, неуклюжий, слепой, колючий, злой, хитрый, величественный. Кто здесь лишний? Медведь Волк Еж Лис лось Заяц |
В процессе игры определяют кто здесь лишний, предполагают каким он может быть. | Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
- Какое прилагательное можно подобрать к слову заяц? Слайд 5 |
Нету эпитета к слову заяц. Заяц - трусливый. |
||
Задание №2 Игра «Найди лишнее слово». Зайчонок, заяц, листопадничек, зайчишка, заинька, заюшка, зайка. - Какое слово лишнее? Почему? - Подумайте, что может обозначать это слово, с каким явлением оно связано? А еще это слово является названием литературного произведения с которым мы сегодня познакомимся. Как вы думаете про кого может быть это произведение? |
Лишнее слово - Листопадничек. | ||
- Поможет ответить на этот вопрос фрагмент из мультфильма. |
Учащиеся приходят к определению названия произведения, смотрят фрагмент из мультфильма. |
||
Учитель предлагает составить последовательный план урока, чем будут заниматься учащиеся в процессе занятия. 1. Определение главной мысли произведения. - Что мы не учли, при составлении плана, но это очень важно для нашего здоровья.(Проведение физминутки) |
Учащиеся устанавливают последовательный план работы над произведением. |
Воспроизводить спланированное высказывание, строить речевое высказывание по заранее составленному плану. |
|
V. Целеполагание |
Учитель предлагает сформулировать учебные задачи урока, используя опорные слова. |
Формулируют учебные задачи урока, выполняют физминутку. |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
VI. Открытие новых знаний | Учитель организует работу по плану, рассказывает об авторе, проводит словарную работу. Слайд 9 Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе. С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе «Из светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей жизни» |
Учащиеся знакомятся с краткой биографией писателя | Аргументировать свою точку зрения. Строить понятные для собеседника высказывания. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
|
- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов и выражений. долговязый - запрудили - робеть- -Вылетел как пуля - это как? |
Учащиеся рассуждают, объясняют лексическое значение слов. |
|
VI.Знакомство и работа над содержанием произведения |
Учитель организует чтение учащихся по ролям, спрашивает как бы они озаглавили каждую часть. |
Выразительно читают произведение по ролям, придумывают заголовки каждой части, высказываются по поводу прочитанного, рассуждают. 1. Мечта Листопадничка. 2. Подготовка животных к зиме. 3. Встреча с бобрами. 4. Пришлось остаться на зиму 5. За долгую зиму страху натерпелся. 6. Наконец-то дома! |
Выразительно читать. Аргументировать свою точку зрения. Строить понятные для собеседника высказывания. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
VII. Первичное восприятие
|
Учитель проводит беседу о прочитанном - Понравилось ли вам произведение? Чем? - Назовите основных героев произведения. - Какая мечта была у маленького зайчика? - Почему она появилась? - Кого встретил зайчонок во время путешествия? - Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался? - Каких страхов натерпелся Листопадничек? - Расскажите, как зайчонок попал на болото, что стали с тех пор говорить про него. |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение, подтверждают, используя информацию текста. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.
|
Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания. |
Определяют жанр. тему данного произведения, делятся своими чувствами. Грустная, добрая, веселая Тема одиночества всех, кто оказался вдали от своего дома, близких, тема Родины |
||
VIII. Анализ художественного произведения |
Организует работу в группах. Для этого учитель раздает конверты с заданием, с инструкцией и планом отчета по выполнению заданий (см. приложение 1, приложение 2), а также в конверте имеется лист по самооцениванию своей работы на каждом этапе урока. Самооценивание проходит в конце урока на этапе рефлексии и подведения итога.. |
Работают в группах по плану. производят отчет руководствуясь инструкцией, доказывают, аргументируют свою точку зрения. |
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре |
IХ.Рефлексия. Итог урока
|
Учитель подводит итоги по теме урока, проговаривает критерии самооценки учащихся на каждом этапе, предлагает не только оценить свою деятельность на уроке, но и сам урок/ - Итак, мы выслушали выступления всех групп. - Давайте, обобщим наши знания. |
Учащиеся проводят обобщение по теме, размышляют, анализируют. Определяют главную мысль рассказа. Проводят самооценку, рефлексию урока. |
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
|
- Назовите основных героев произведения. - В народе говорят: «Не быть бы счастью, да несчастье помогло». - Как вы соотнесете смысл этой пословицы с содержанием сказки? |
Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли Если бы плотину не прорвало, зайчонок не решился бы покинуть домик бобров. |
||
- Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? |
Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья. |
||
Х. Выборочное домашнее задание |
Д/з: подготовить пересказ сказки, нарисовать иллюстрацию, составить синквейн к слову родина. |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. |
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи. |