Множество 7-летних мальчиков и девочек с трепетом ждут 1 сентября – день, когда они впервые переступят порог школы. Теперь не игра, а учение станет их основной деятельностью. Каждый первоклассник хочет хорошо учиться и знает, что для этого надо стараться. Проходит время, задания становятся более сложными и у некоторых маленьких школьников не всё получается, хотя они очень стараются.
В чём же дело? Ведь речь идёт о нормальных по умственному развитию учениках. Как же обеспечить успешное усвоение знаний всеми детьми, которые обучаются в школе. Ответ на этот вопрос с давних пор ищут психологи и учителя. В дореволюционной школе процент неуспевающих детей был очень высок. Тогда это считалось правомерным, т.к. на успешность влияли врождённые факторы, а их обучением не изменить.
В наше время появилась другая точка зрения на эту проблему. Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. Необходимо учитывать, что в основе одной и той же трудности учебной работе могут лежать различные психологические причины. Отсутствие достаточно разработанных и удобных для практического использования педагогом способов анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости делают его психокоррекционную работу малоэффективной, так как в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими детьми. Дополнительные занятия с ними заключаются в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Как показывает опыт эта работа, требующая большой затраты времени и сил, не всегда даёт желаемый результат.
Разработка различных способов выявления психологических причин трудностей в обучении может способствовать принципиальному изменению содержания работы учителя с отстающими в учении школьниками. На занятиях детям надо предлагать специальные задания, имеющие на первом этапе диагностический характер, с целью выявления конкретных психологических причин, обусловливающих низкие результаты учебной деятельности школьников, а на втором этапе эти же задания можно использовать в качестве средства коррекции выявленных недостатков. Для осуществления такой психодиагностической деятельности учителю необходимо иметь достаточно развёрнутое, систематическое описание тех трудностей, которые возникают у учащихся в процессе обучения, с указанием на возможные психологические причины, лежащие в основе этих трудностей и способы коррекции выявленных недостатков.
Основные проявления трудностей, которые испытывают школьники при обучении русскому языку и чтению могу т быть систематизированы следующим образом:
- Трудности в написании букв.
- Замена близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, пропуски букв, замена и удвоение слогов.
- Очень медленный темп письма.
- Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов.
- Неправильное чтение похожих по начертанию букв.
- Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова.
Анализ психологических причин, лежащих в основе этих трудностей, позволил выделить три группы нарушений чтения и письма, связанных с этими причинами.
Первая группа-нарушения чтения и письма, связанные с несформированностью зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений. Для таких детей характерна нестабильность графических форм. Они с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение частей, их расположение на строке.
У детей с нарушением пространственных преставлений часто наблюдается «зеркальное письмо» (з,е). Основной причиной здесь является недостаточное дифференцирование пространственного расположения отдельных элементов буквы. Также можно наблюдать сращивание и расщепление слов, замену букв по пространственному сходству (б,д), при списывании (чтении) буквы располагаются в обратной последовательности (на, ан).
Нарушение моторики часто сопровождаются медленным темпом письма и тремором при написании букв и слов. Дети пишут с большим напряжением, при незначительном увеличении скорости письма почерк резко ухудшается, появляются такие ошибки, как пропуск букв, слогов, недописывание слов и предложений. Медлительных детей нельзя подгонять, нужно дать им возможность работать в доступном темпе. Одновременно необходима специальная тренировка по выработке скоростных качеств-выполнять задания за определённый промежуток времени.
Вторая группа – нарушения письма и чтения, связанные с недостаточным развитием процессов звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия.
У учащихся с недостаточным развитием звуко-буквенного анализа не сформировано умение выделять отдельные звуки в слове, находить их место в звуковом ряду, различать между собой на слух некоторые звуки. Часто дети не различают свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки.
Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, выражающегося в правильном артикулированном произношении звуков.
Третья группа-нарушение письма и чтения, связанные с недостатками в развитии познавательных процессов и процессов саморегуляции и самоконтроля.
Недостаточность зрительного анализатора может проявляться в смешении сходных по начертанию букв (б,в…) Зеркальное написание букв и количественные ошибки могут появляться ещё на начальном этапе обучения.
Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечётком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихов, ограниченном словарном запасе.
Недостаточность развития мыслительной деятельности проявляется в искажениях смысла слов,непонимании смысла слов и фраз; в склонности к дословному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы и другие.
Недостаточное развитие у ребёнка процессов произвольного внимания является возможной причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку и чтению: при чтении «теряет» строку, повторно считывает ту же строчку; не дописывает слова и предложения, делает лишние вставки букв, пропуски букв при списывании, перестановки слогов в словах.
Возрастание ошибок к концу работы, выполнение требований учителя не в полном объёме и другие могут быть следствием недостаточности процессов саморегуляции и самоконтроля.
Таковы основные психологические причины трудностей младших школьников при обучении русскому языку и чтению.