Цель урока:
- Уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности, открыть для себя новые знания (это основная задача преподавания уроков русского языка в рамках ФГОС).
- Дети должны выяснить, что же это за часть речи, что обозначает, как изменяется, на что похожа, а главное – определить ее значение в нашей речи, в нашей жизни.
На доске записан заранее эпиграф к уроку:
«Сии глагольные имена служат к сокращению
человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.»
(М.В.Ломоносов)
Ход урока
Шесть основных этапов современного урока русского языка в условиях введения ФГОС.
1 этап: Мобилизация, мотивация – т.е. включение учащихся в активную деятельность.
- Прочитайте эпиграф к уроку и вспомните литературу. Что такое эпиграф? Эпиграф всегда раскрывает содержание произведения. Так и у нас – эпиграф раскрывает содержание урока. Убедимся, так ли это.
- Показываю первый слайд
Объявление Найде (н, -нн) ое водительское удостоверение, принадлежащее Петрову С.И., прошу вернуть по адресу… |
Мужчина задумался: Н или НН? Что это за часть речи? |
2 этап: Целеполагание, т.е. учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме: «вспомнить – узнать – научиться».
Из представленного объявления мы убедились, что в жизни надо знать, как писать данное слово.
- Словосочетание «водительское (какое?) удостоверение» вам знакомо. Какова его модель? (прилагательное + существительное)
- Вы вспомнили тему «Имя прилагательное», а сейчас предстоит узнать, что за часть речи слово «найденное» (найденное удостоверение).
- Чтобы справиться с этой задачей, послушайте маленькую сказку. Книга «Занимательный русский язык. Нескучный учебник», Г.Александрова, стр. 561, «Как причастия появились».
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
- Какой же урок извлекли вы из сказки?
- Какова же, по вашему мнению, тема и цель сегодняшнего урока? (Ученики отвечают: причастие, что общего у причастия с прилагательным и глаголом)
- Молодцы! Самостоятельно определили цель урока!
3 этап: Осознание недостаточности имеющихся знаний.
Учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее разрешения недостаточно.
- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока.
- У меня в руках мяч.
- Назовите признаки мяча и запишите в столбик:
1. По форме мяч |
Круглый |
- Какой словарь надо открыть, чтобы проверить правильное написание слова «теннисный»? (орфографический)
- К какой части речи принадлежат эти слова? Докажите! (это прилагательные, т.к. обозначают признак предмета, отвечают на вопрос «какой?»)
- Какие признаки предмета, постоянные или временные, они называют? (Постоянные: из резины, для тенниса и т.д.)
- А теперь поиграем с мячом, т.е. произведем некоторые действия.
- Опять запишите слова в столбик.
Мяч катится (по столу) |
Катящийся |
Вывод сделали ученики: Это признаки мяча по действию. |
- А какие это признаки, постоянные или временные? (Конечно, временные).
- Итак, у вас получилась таблица, в которой 2 столбика. 1 – прилагательные, 2 – причастия.
- Какой вывод вы сделали? Что же такое причастие? (Причастие обозначает признак предмета по действия, проявляющийся во времени. Он не является постоянным, как у прилагательного).
4 этап: Коммуникация, т.е. поиск новых знаний в паре, в группе.
- 1-я группа учащихся сравнивает 2 столбика в тетради и делает вывод о том, что общего у причастия и прилагательного.
- 2-я группа учащихся сравнивает 2 столбика в тетради и делает вывод о том, что общего у причастия с глаголом.
Для сравнения учащимся предлагаю вопросы:
- На какой вопрос отвечают слова1-го и 2-го столбика? (какой?)
- Что обозначают слова в столбиках? (признак предмета)
- Изменяются ли слова по родам? (Да. Круглый мяч – круглая тарелка; падающий мяч – падающая тарелка)
- Изменяются ли по числам? (Да. круглый мяч – круглые мячи; падающий мяч – падающие мячи)
- По падежам? (Да. Круглому мячу; падающему мячу)
- Каким членом предложения являются? (определение или сказуемое)
Вывод сделали учащиеся: И прилагательное, и причастие поясняют имя существительное. Прилагательные и причастия изменяются по числам, падежам и родам.
К доске вызван ученик, пишет предложение и делает синтаксический разбор. Дети работают самостоятельно в тетрадях.
Морозы сущ не част могут гл сковать гл бушующую причастие водную прилаг стихию сущ
(повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)
Ученики комментируют ответ товарища, при необходимости что-то дополняют или исправляют. Но не учитель.
- Какими частями речи выражены определения? (Бушующую, водную – это причастие и прилагательное)
- А теперь еще раз обратимся к эпиграфу урока. Какую же «силу» имени прилагательного заключает в себе причастие? (обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?»)
- А какую «глагола силу», по словам М.В.Ломоносова? (причастия образованы от глагола: бушевать – бушующую, т.е. признак по действию в настоящем времени: что делающую? – причастие несовершенного вида)
5 этап: Взаимопроверка, взаимоконтроль.
- Откроем учебник и посмотрим, правильно ли мы сделали вывод, прочитаем правило. (Обязательно! Вначале ученики сделали вывод, а потом читают правило в учебнике, но не наоборот).
Вывод: Показываю слайд (стихотворение Петра Чеснокова).
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
Физкультминутка.
6 этап: Рефлексия, т.е. осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке.
Учащиеся под диктовку записывают предложение:
И.П.Павлов – знаменитый ученый, (получил) Нобелевскую премию.
- Замените, пожалуйста, глагол «получил» причастием. (И.П. Павлов – знаменитый ученый, получивший Нобелевскую премию).
- Почему мы вспомнили И.П.Павлова? (Наша школа носит имя знаменитого физиолога: Колтушская средняя общеобразовательная школа имени академика И.П. Павлова)
- Послушаем небольшой рассказ о нашем замечательном земляке. (Девочка рассказывает о И.П. Павлове – это подготовка к устному экзамену по русскому языку в 9 классе)
- А теперь сравним 2 предложения (заранее записаны на доске):
1. Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.
2. Мы встретили старика, который жил в избе, стоявшей на опушке леса.
- Какое предложение вам больше нравится и почему? (В первом предложении повтор одного и того же слова, во втором все правильно).
Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более выразительной и яркой.
Там, где нужны пафос, торжественность, там мы всегда встретим причастия! В поэме «Василий Теркин» А.Т. Твардовский, используя форму причастий, правда тоже в функции существительных, создает героический и величественный образ советского народа:
Вспомним с нами отступавших,
Воевавших год иль час,
Павших, без вести пропавших,
С кем видались мы хоть раз,
Провожавших, вновь встречавших,
Нам попить воды подавших,
Помолившихся за нас.
Вот поэтому и будем дальше изучать тему «Причастие», т.к. важно говорить правильно, избегая повтора одних и тех же слов. Не зря М.В.Ломоносов сказал, что причастие служит «к сокращению человеческого слова» (опять обратились к эпиграфу урока).
Домашнее задание (разноуровневое).
1. Для всех учащихся:
- выучить правило в учебнике;
- сделать опорный конспект (схему, таблицу) по изученному материалу (т.к. перевод в более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Это формирование у учащегося УУД – универсальных учебных действий).
2. В школьной библиотеке есть книга «Пословицы и поговорки». Необходимо выписать 5-6 пословиц, в которых встречаются причастия.
3. По желанию. Провести исследовательскую работу: вспомнить стили русского языка; выяснить, в каком из них причастия редки, а где часто употребляем (взять тексты разных стилей примерно одинакового объема и сосчитать количество в них причастий. Сделать вывод).