Практические уроки по формированию творческой индивидуальности на примере Мировой художественной культуры в рамках программы МХК и УДО

Разделы: Музыка


Первая модель урока

  1. Урок в рамках программы «Мировой художественной культуры».
  2. Дальнейшее развитие темы через творческое восприятие на уроках УДО.
  3. Домашняя работа: Сочинение учащихся, где будут объединятся их знания и умения, полученные в базовом и дополнительном образовании.

1) Урок в рамках программы «Мировой художественной культуры»

Урок 1. Тема: “Музыкальная культура эпохи Просвещения. И.С.Бах философское осмысление человеческой жизни”.

Цель: раскрыть сущность творчества И.С.Баха, как художника-гуманиста и великого знатока человеческой философии жизни.

Задачи:

  • Создание условий для восприятия музыкального стиля Баха.
  • Развитие образного мышления у учащихся.
  • Воспитание эстетического вкуса. Обучение совместному поиску, решение проблемной задачи.
  • Постижение сущностного смысла произведений Баха на основе работы с его произведениями.
  • Воспитание положительного отношения к творчеству Баха.

Жанр урока: Урок-диалог, совместный поиск.

Материально-техническое обеспечение: магнитофон, слайдпроэктор.

Содержание и примерный ход урока

Вызов

Вступление. Прослушивание известной органной «Токатты и фуги» ре-минор.

Учитель: вопрос: Какими качествами обладал бы человек, написавший это произведение.

Ученик: я думаю, что этот человек обладал огромной силой воли и идейным смыслом жизни, образом учителя, наставника. (Работа по группам)

(На столах разложены портреты композиторов различных эпох: Э.Делакруа, «Портрет Ф.Шопена» гравюра неизвестного художника И.С.Баха, А.Головин «Портрет А.Скрябина»)

Учитель: Попробуйте найти тот облик человека, который соответствует вашему музыкальному образу.

Ученик: На мой взгляд это человек с решительным глубоким взглядом учителя, в камзоле и парике подчеркивается его строгость и рассудительность.

Учитель: Как вы думаете, какие идеи мог воплотить в своем творчестве этот композитор.

Ученик: Идеи жизни и смерти, радости и страданий, способности вознестись в космические высоты.

Учитель: Определите в какой эпохе жил этот композитор?

Ученик: Судя по его рассудительному облику, философскому началу в музыке, можно сказать, что это эпоха Просвещения.

Осмысливание

Учитель: Так в чем же сущность творчества Баха?

На фоне звукоряда: Звучит ария из оратории «Страсти по Матфею».

Видеоряду: Архитектура Кельнского собора, внутренний вид. На столах тексты-отрывки высказываний известных деятелей культуры о творчестве Баха, как художнике-гуманисте и великом знатоке философии человеческой жизни. Работая в группах, ученики озвучивают свои тексты, в которых раскрывается идея творчества Баха.

Рефлексия

Учитель: Мы многое узнали об это композиторе. Какие чувства вы испытываете, прослушав музыку И.С.Баха. Попробуйте составить письмо Баху и поделиться с ним своими чувствами.

2) Изучение музыки И.С.Баха через творческое восприятие на уроках дополнительного образования.

1. Программа предметов дополнительного образования.

1) Инструментальное исполнение Игра на фортепиано.

И.С.Бах Исполнение маленькой прелюдии №4 до-минор. Работа над голосоведением в правой и левой руке Выстраивание динамических оттенков, стремление к кульминации произведения, работа над звуком, мелизмами и украшениями - четкое исполнение.

2) Вокальное исполнение: «Аве, Мария» И.С.Баха. Разучивание новой вокальной партии, работа над интонацией и дыханием. Исполнение по нотам.

3) Музыкальная литература: Полифония в разборе произведений И.С.Баха. «Маленьких прелюдий» и «Инвенций».

Форма: экспозиция, разработка и реприза «Тема и противосложение».

3) Домашняя работа: Письмо Баху от потомков, где учащийся обращается к композитору со своими проблемами и переживаниями и делится с ним
своими успехами на определенном этапе творчества.

Вторая модель урока

  1. Разучивание новой темы на творческих уроках УДО.
  2. Урок в рамках программы «Мировой художественной культуры».
  3. Домашняя работа: Составить письмо другу:  «Кто из композиторов мне ближе и почему?» Свои высказывания отметить в дневнике музыкальных наблюдений.

1) Изучение музыки В.А.Моцарта через творческое восприятие на уроках дополнительного образования.

Инструментальное исполнение на ф-но: Разучивание пьесы Моцарта «Маленькая ночная серенада», в переложении на ф-но. Работа над цельностью исполнения в моцартовском стиле, отработка мелкой техники, мелизмами.

Вокальное исполнение: Канон В.А.Моцарта «Слава солнцу, слава миру!». Работа над концертным исполнением, дикцией, интонацией.

Музыкальная литература:

  1. Сонатная форма, ее структура и правила построения Соната №11 ля мажор одна из частей - «Турецкое рондо».
  2. Опера «Свадьба Фигаро». Определение на слух некоторых тем из этой оперы.
  3. Слушание оперы «Свадьба Фигаро» в музыкальном театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко и ее анализ.

Свое отношение к творчеству выразить в «Письме другу».

2) Тема раздела Музыкальное искусство 18-19 веков.

Тема урока: “Творчество В.А.Моцарта. Искренность, стройность и гармоничность его образов”.

Цель: Раскрыть образный и содержательный смысл творчества В.А.Моцарта в сравнительной таблице с творчеством И.С.Баха.

Задачи:

  • Выявить основные черты, принципиально отличающие творчество Моцарта от творчества Баха.
  • Развитие образного мышления v учащихся.
  • Постижение сущностного смысла творчества Моцарта.

Ход урока

На доске представлена сравнительная таблица, которую дети должны заполнить на основании критического мышления.

Сравнительная таблица.

И.С.Бах
Труд + талант, полифония, как постижение высшего
разума
Преобладание темных тонов, аскетики

Музыкальный образ как
жизненная позиция
творца
Внешний облик (ассоциация)

В.А.Моцарт
Все довольно легко, радостно, музыка воздушна как дуновение ветра
Преобладание светлых тонов, яркий искря щи и с я_ свет

Проверка домашнего задания.

Учитель: На фоне «Органной прелюдии» соль-минор заполнить верхнюю часть графы, связанною с музыкальным образом Баха, с его жизненной позицией, в другой графе - с его внешним обликом. На отдельных листочках карандашами (цветом и графическим изображением) создать настроение от впечатления прослушанного музыкального фрагмента.

Звукоряд. Музыка «Маленькой ночной серенады» В.А.Моцарта. 1-я часть.

Учитель: Попробуйте так же, на основании своего эмоционального восприятия этого музыкального образа графически передать настроение от
прослушанной пьесы.

Заполните верхнюю часть таблицы: Какой характер у этого человека, который создавал бы такую музыку? Свои решения озвучьте в группах.
Звукоряд: Моцарт, увертюра к опере «Свадьба Фигаро».

Видеоряд: портрет Моцарта с орденом Золотой шпоры.

Дополнить свои впечатления высказываниями известных деятелей искусства и заполнить нижнюю часть таблицы. Озвучьте свои выводы в группах.

3) Домашняя работа: После составления сравнительной таблицы, составить эссе «Письмо другу»: свое отношение к творчеству этих композитов. Что мне ближе - творчество Баха или Моцарта, почему?

Третья модель урока

  1. Выступление на концерте, где исполняются произведения тех композиторов, которые включены в программу УДО и МХК.
  2. Урок «Мировой художественной культуры» где ученик подробнее знакомится с творчеством композитора.
  3. Домашнее задание: Подобрать стихи известных поэтов, создать свое видение через их творчество.

1) Изучение музыки Ф.Шуберта через творческое восприятие на уроках дополнительного образования.

1. Концертное исполнение на конкурсе вокалистов ЮАР г.Москвы.

Ф.Шуберт «Серенада» (Умение держаться на сцене и передать весь замысел автор-это вершина творческого начала учащихся.)

(Все свои впечатления ученик заносит в дневник наблюдений и индивидуальной творческой работы).

2) Урок в рамках программы «Мировой художественной культуры».

1) Раздел: Музыкальное искусство 19 века. Тема: "Ф.Шуберт, его лирика".

Форма урока: развитие критического мышления.

Задачи:

  • Развитие образного мышления.
  • Формирование ценностных ориентации, через музыкальное восприятие, пластику, цвет.
  • Раскрыть особенности музыкального творчества Ф.Шуберта, путем поиска и сравнения.

Ход урока

Вызов

Учитель: На доске составляется кластер. Что вы знаете о Ф.Шуберте? Свои предположения запишите на доске. Затем работа по группам.

Звукоряд: Шуберт «Серенада».

Видеоряд: «Портрет Шуберта», неизвестного автора.

Раздается тексты, где дети знакомятся с творчеством этого композитора. Свои высказывания озвучивают в группах.

Учитель: у каждого человека бывает разное настроение. Что же касается музыки, то никакое другое искусство так не подчеркивает изменчивость настроения, как музыка. Она может смеяться вместе с человеком и тут же плакать, так же как и природа изменчива и непредсказуема во всех временах года.

Учитель: Задание - по жребию каждая группа должна передать пластикой то настроение, которое подсказывает определенное музыкальное произведение. Какое время года вы бы выбрали к этой музыке. (если три группы, то для каждой, свой музыкальный фрагмент.)

Звукоряд:

  • Моцарт «Маленькая ночная серенада», 4-я часть.
  • И.С.Бах «Полонез» из сюиты 2 для камерного оркестра.
  • Ф.Шуберт «Экспромт» ми-бемоль мажор.

Дети в группах «пластически изображают музыку», в соответствии с настроением, передаваемым музыкой, и выбранным временем года.

Высказывание одной из групп: Эта музыка вызывает радостное весеннее настроение - как бурный поток весеннего ручья, искрящийся солнечным светом, но еще с резким порывом ветра. Все это напоминает природу весеннего пейзажа (Ф.Шуберт «Экспромт»).

На музыку Баха, дети пластикой изображают осенний пейзаж: тяжелое сумрачное небо с сильным порывом ветра и идущего человека, склонившегося от ураганного ветра.

На музыку Моцарта, дети выбрали ясное солнечное лето, когда сама природа радуется жизни. Учащиеся с радостным выражением на лице изобразили картинку ясного летнего дня. Яркое солнце легкий шелест деревьев и т.д.

Все это показывалось другим группам.

Учитель: На ваших столах лежат картины .Попробуйте подобрать тот пейзаж, который соответствовал вашему образу.

Видеоряд: А.Куинджи «Березовая роща», А.Осмеркин «Ветлы у пруда», И.Левитан «Осенний день. Сокольники» «Цветущие яблони».

Учащиеся работают в группах и свои выводы озвучивают.

Учитель: Мы сегодня с вами познакомились с композитором Ф.Шубертом. Вы пластикой постарались передать свое отношение к музыке Баха, Моцарта и Шуберта, (через звуки и краски природы). Чем же отличается музыка Ф.Шуберта, какой сложился для вас этот образ. Попробуйте сами дома подобрать тексты известных поэтов на свой сложившийся образ этого прекрасного композитора и запишите в свой дневник наблюдений.

Конец урока хотела бы закончить словами известного поэта О.Мандельштама, посвященные музыке Шуберта:

Старинной песни мир - коричневый, зеленый,
Но только вечно-молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.

Ф.Шуберт. Исполнение «Серенады» на уроке, как проявление тесной связи базового и дополнительного образования в творчестве учащихся.

Домашнее задание: Подобрать стихи известных поэтов, создать свое видение через их творчество.